Познание и его разновидности.



Курс теоретической философии

Тема 1. Бытие. Субстанция. Материя.

План темы.

1.Бытие и его формы.

2.Материя и её атрибуты.

3.Движение и развитие.

4.Пространство и время.

 

Бытие и его формы.

Впервые понятие «бытие» ввёл в философский оборот древнегреческий философ Парменид.

В различные эпохи бытие понимали и интерпретировали неодинаково. В Древней Греции существовало два подхода к пониманию бытия:

1)бытие—это сама природа или космос (Гераклит, Демокрит, Аристотель);

2)бытие—это вечные, неизменные бестелесные идеи, духовные сущности (Парменид, Платон).

В эпоху Средневековья христианская философия утверждала, что бытие—это Бог, творец и владыка всего существующего мира. В Новое время бытие понималось как материальная реальность, природный мир, который представлял собою сложную систему механических изменений.

В немецкой классической философии бытие представляет собой результат субъективного, духовного процесса познания человеком существующей реальности. Тем самым бытие оказывается производным от мыслительной деятельности человека, от его познавательной активности.

Для марксистской философии многоуровневость и многообразие бытия определяется движением материи и материально-производственной деятельностью общества. В экзистенциальной философии 20 века под бытием понимается уникальный и неповторимый внутренний духовный мир человека во всём его многообразии и сложности, осознание себя единственным и самоценным существом.

Современная философия понимает бытие как философскую категорию, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек и его духовный мир).

Основные формы бытия:

1)бытие вещей (природных и созданных человеком);

2)бытие человека как природного и социального существа;

3)духовное бытие (индивидуальное и объективированное, явленное миру);

4)социальное бытие.

Субстанция—философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего.

В истории философии выделяются два противоположных подхода к пониманию субстанции:

1)монизм—философский взгляд на мир, который утверждает наличие единственной основы всего существующего (материя, Бог, Абсолютная идея);

2)дуализм—философское учение, которое признаёт существование двух основ мира (материи и сознания), которые независимы друг от друга.

Монизм в свою очередь подразделяется на материалистический, утверждающий первичность материи и зависимость от неё сознания, а также на религиозно-идеалистический, уверенный в первичности сознания или духовной реальности и зависимости от неё материи.

Материя и её атрибуты.

Понимание материи в различных философских направлениях и исторических эпохах было различным и менялось с ходом исторического развития.

В античной философии под материей понимали или какой-то элемент природы (досократики), или атомы (Демокрит), или бесформенную пассивную вещественную массу (Платон, Аристотель).

В средневековой философии материя и её природные формы воспринимались лишь как символические проявления воли и могущества Бога.

В философии Нового времени материальная природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Материи приписывались такие свойства как протяжённость, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса.

В марксистско-ленинской философии материя является бесконечной, противоречивой, ей присуще самодвижение. Материя является первичной по отношению к сознанию, присутствует во всех вещах и явлениях окружающей среды, и тем самым делает их существование объективным. В. И. Ленин дал материи следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Материальное единство мира чаще всего рассматривается современной философией в трёх аспектах:

1)субстанциональном—для материи характерно качественное разнообразие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга;

2)атрибутивном—материи присущи такие неотъемлемые свойства—атрибуты, как вечность, бесконечность, несотворимость, неуничтожимость, движение, развитие, пространство, время, отражение;

3)генетическом—материя является саморазвивающейся, поэтому в процессе развития материальных систем материальное единство мира сохраняется, но при этом мир не остаётся постоянно одним и тем же.

 

Движение и развитие.

Движение, как атрибут материи, обозначает всякое изменение вообще. Движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость, несотворимость, противоречивость.

Типы движений:

1)количественные изменения, при которых вещество сохраняется;

2)качественные изменения, при которых происходит переход вещества в другое качество.

Движение материи имеет различные формы.

Формы движения материи:

1)физическая—простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы;

2)химическая—неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы;

3)биологическая—различные биологические процессы, явления и состояния, обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз;

4)социальная—материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её многообразных проявлениях.

Развитие—это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определёнными закономерностями и необратимостью.

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Основные законы развития (законы диалектики):

1)закон единства и борьбы противоположностей—всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов, явлений и процессов;

 2)закон перехода количественных изменений в качественные—количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определённом этапе развития изменения количественные приводят к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений;

3)закон отрицания отрицания—в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания—снятия, представляет собою синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

Пространство и время.

Пространство—это философская категория, которая выражает протяжённость, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).

Пространство характеризует протяжённость материи, её структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трёхмерно, бесконечно и неисчерпаемо, однородно (отсутствие в нём «выделенных» каким-либо образом точек) и изотопно (равноправность в нём любого из возможных направлений).

Специфическими (локальными) свойствами пространства являются характеристики различных материальных систем: симметрия и асимметрия, форма и размеры, расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними и т.п.

Время—это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности различных последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, возникающих и исчезающих, т.е. имеющих начало и конец. Время характеризуется одномерностью, асимметричностью и необратимостью.

В истории философии и науки выделяют две концепции пространства и времени:

1)субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как существующие вне материи, независимо от неё (Демокрит, И. Ньютон);

2)релятивистская концепция утверждает, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время), т.е. пространство и время являются формами бытия движущейся материи (Аристотель, Г. Лейбниц).

Современная физика, в частности теория относительности А. Эйнштейна, доказала, что пространство и время зависят от движения материи (от скорости движения, характера изменений в структуре этой системы, от мощности гравитационного поля и т.п.) и друг от друга. Например, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Проявление времени и пространства неодинаково в различных формах движения, поэтому выделяют различные виды времени и пространства.

Виды времени:

1)биологическое время—биоритмы живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности;

2)социальное время—темпы развития производительных сил и научно-технического прогресса;

3)психологическое время—чувственно-практический опыт человека, его психические состояния, установки.

На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственные сферы жизнедеятельности человека:

1)материальное пространство;

2)социальное пространство;

3)информационное пространство;

4)личное пространство.

Материальный мир неисчерпаем, а поэтому неисчерпаемы пространственно-временные формы его существования.

 

Тема 2. Познание и наука.

План темы.

1.Познание и его разновидности.

2.Проблема истины.

3.Научное познание.

 

Познание и его разновидности.

Познание—деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, об их взаимодействии.

Виды познания:

1)чувственное познание—познание реальности при помощи анализаторов, непосредственно;

2)рациональное познание—познание реальности при помощи мышления.

У каждого вида познания есть свои особые формы исследования реальности.

Формы чувственного познания:

1)ощущение—отражение отдельных свойств, сторон, качеств изучаемого объекта;

2)восприятие—отражение целостного образа предмета или явления;

3)представление—сохранение и воспроизведение целостного образа предмета, в данный момент не воздействующего на органы чувств.

Формы рационального познания:

1)понятие—форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства и качества реальных предметов и явлений;

2)суждение—форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь;

3)умозаключение—форма мысли, посредством которой из нескольких суждений выводится новое суждение, подчинённое законам логики.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжается затем в формах рациональных отношений человека к действительности и ведёт через творчество и интуицию к познанию истины.

Проблема истины.

В решении проблемы познаваемости мира обозначились три подхода:

1)оптимизм—уверенность в принципиальной познаваемости мира, получении достоверных знаний о реальности;

2)скептицизм—сомнение в возможности или невозможности достоверного познания мира;

3)агностицизм—отрицание возможности истинного познания мира.

Проблема истины связана с различными трактовками её понимания.

Трактовки понимания истины:

1)истина—соответствие знаний действительности;

2)истина—знания, подтверждённые опытом;

3)истина—результат соглашения (конвенции);

4)истина—свойство самосогласованности знаний;

5)истина—знания, которые полезны и практичны.

Современная философия понимает под истиной бесконечный процесс познания действительности, включающей в себя объективную (материальную) и субъективную (духовную) реальность, в ходе которого происходит переход от неполного знания к более полному знанию.

Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика, т.е. совокупность целесообразной материальной деятельности, направленной на преобразование окружающей человека действительности. Через практику задаётся объект познания, в практике реализуются результаты познания.

Виды истин:

1)объективная истина—такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;

2)абсолютная истина—исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, которое никогда не может быть опровергнуто;

3)относительная истина—неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.

Релятивизм утверждает, что всякая истина относительна и условна, абсолютной истины не существует. Догматизм уверен, что абсолютная истина существует, независимо от условий, в которых складываются знания, игнорирует конкретность и изменчивость истины.

Научное познание.

Научное познание отличается от других форм познания действительности (философия, искусство, религия) следующими характеристиками:

1)развитость понятийного аппарата (категориальность);

2)рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью знания;

3)интерсубъективность знания (всеобщность, объективность);

4)высокий уровень обобщения знаний;

5)критерии истины полученных знаний—разум и практика;

6)специальные методы получения знаний.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:

1)эмпирический—получение конкретных единичных знаний об отдельных объектах и их свойствах, накопление этих знаний и формулирование на основании этих знаний общих выводов;

2)теоретический—отражение внутренних, сущностных связей и закономерностей мира, характеризующееся высокой степенью теоретического обобщения.

Формы научного познания:

1)факт—достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-либо проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемого объекта;

2)проблема—знание о каких-либо вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению;

3)гипотеза—научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию;

4)эмпирический закон—научно выявленная и практически или теоретически обоснованная связь между какими-либо явлениями, их свойствами или качествами, которая носит постоянный и неизменный характер;

5)теория—система знаний, в которой наличествует система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания научного характера.

Методы научного познания:

1)методы эмпирического исследования:

а)наблюдение—целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности;

б)эксперимент—метод исследования, допускающий изменение объекта изучения, создание специальных, заранее определённых условий прохождения процесса;

в)измерение—вычисление точных параметров и координат какого-либо объекта;

г)классификация—упорядочение фактического эмпирического материала в соответствии с выявленными общими, особенными и единичными свойствами, приметами;

д)систематизация—упорядочение множества объектов по какому-либо одному признаку в определённой последовательности;

е)описание—выявление и фиксация всех имеющихся характеристик какого-либо объекта;

2)Методы теоретического исследования:

а)единство обоснования исторического и логического какой-либо теории;

б)восхождение от конкретного к абстрактному и нисхождение от абстрактного к конкретному;

в)формализация—процесс выявления содержания путём знакового формализма, обобщения формы, связанного с использованием формализованного языка (математического);

3)Универсальные методы исследования:

а)анализ—деление целого на части с целью познания каждой из этих частей;

б)синтез—процесс соединения отдельных элементов в единое целое с целью его познания;

в)дедукция—познание, основанное на движении мысли от общего к частному и единичному;

г)индукция—познание, основанное на движении мысли от единичного и частного к общему;

д)моделирование—метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала;

е)идеализация—процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в действительности, но таких, для которых в реальном мире есть прообразы (понятие точки в математике, модель абсолютно чёрного тела в физике).

 

 Тема 3. Сознание, его происхождение и сущность.

План темы.

1.Природа сознания и главные признаки сознания.

2.Сознание и бессознательное.

3.Сознание и проблема идеального.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!