Комплексы упражнений третьего этапа обучения



 

Задачи тренинга

 

1. Разогреть аппарат актера путем включения активных двигательных и психологических элементов (сложных выразительно-пластических движений, ассоциативно-пространственных образных представлений, функций эмоциональной памяти и внутренней речи, опыта межличностного общения).

 

2. Создать атмосферу определенного творческого самочувствия на основе межличностного контакта в тренинговой группе, отработать энергетические парного взаимодействия на основе всех форм невербального общения.

 

3. Обеспечить устойчивый уровень эмоционального и мышечного тонусов в соответствии с задачами репетиционного процесса (отношение к обстоятельствам роли, физическое самочувствие в обстоятельствах роли, мотивы поведения и взаимодействия с партнером).

 

 

Условия проведения тренинга:

 

1. Тренинг проводится с группой в 7-9 человек в течение 30-40 минут.

 

2. Разогревающие упражнения третьего этапа проводятся в течение 5-7 минут.

 

3. Основная часть тренинга (25-30 минут) связанна с процессом освоения ролевого материала, проводится либо в КОНТАКТНОМ КРУГЕ, либо в АНСАМБЛЕ, либо во взаимодействующих парах.

 

4. Ведущий (педагог или режиссер спектакля) предлагает различные варианты тем этюдов или упражнений, его функция контроля может переходить в форму – соучастия (вплоть до введения себя в обстоятельства этюда и качестве нового персонажа или автора, уточняющего смысл того или иного события).

5. Заключительная часть тренинга (3-5 минут) рассчитана на эффективное расслабление, снятие мышечных и психологических зажимов, напряжений. Возникающих во время ролевого тренинга, и переход к репетиции.

 


Комплекс I

 

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 – Бег по кругу с убыстрением и замедлением темпа, сохраняя дистанцию между участниками. Импульс к убыстрению или замедлению темпа задает ОДИН из участников, остальные, мгновенно ориентируясь в изменяемой контактной ситуации, меняют темп в соответствии с задаваемым. То же самое – при смене направления движения (бега, ходьбы).

 

Упражнение 2 «Жернова»: Двигаясь по кругу в среднем темпе (обычный шаг), партнеры «глазами договариваются» о взаимных действиях: берут в руки воображаемые концы мельничного жернова (длинна в диаметре 1.5 – 2 м) и начинают двигаться сначала медленно, затем убыстряя темп и напряжение на ручки жернова. Могут случаться «неожиданности» - рукоять жернова случайно выскальзывает из рук одного из партнеров, отчего жернов резко меняет направление движения (в обратную сторону). В этом случае оба партнера должны быть очень внимательны, чтобы вовремя и точно перехватить движущийся жернов.

Основное условие этого упражнения – сохранение дистанции между партнерами, перераспределение силы тяжести с мышц рук на мышцы ног, подчинение партнеров любым изменениям обстоятельств действия.

 

Упражнение 3 – Ходьба по кругу с сохранением дистанции между участниками. ОДНИМ из участников задается условие напряжения той или иной части тела (поднятая напряженная правая рука, напряженная спина или согнутые в коленях ноги). Все остальные участники контакт-группы должны уловить задаваемое напряжение и по принципу «зеркала» ответить на это напряжение, при этом оправдывая смену поведения обстоятельствами вымысла (напряжение на кисть руки – несу поднос с чаем; напряжение на спину – горб или боль в позвоночнике; напряжение на шею – накрахмаленный воротничок рубашки господина XIX в.).

Действие необходимо довести до конца, и следующий участник задает новые условия поведения.

Завершение и развитие действия может идти не только в направлении бытового оправдания того или иного движения, и иногда выходить за рамки определенного жанра, приобретать черты «фантастического реализма», комедии-буфф и т.д. Например: кто-то нес на спине тяжелый предмет, вдруг какая-то «неземная» сила приподняла человека и весело понесла «по воздуху», или груз превратился в зверя – соскочил и убежал.

Упражнение 4 «Невидимая нить»: Ходьба по кругу по часовой или против часовой стрелки, «договор глазами» с партнером: протянуть между собой невидимую нить, на которую оба одновременно начинают «накручиваться» (к центру). Упражнение тренирует внимание к партнеру, распределение напряжения на все части тела в соответствии с условиями «договора», чувство пространства (от периферии к центру и энергетического уплотнения), темпоритма совместного действия. Каждый из партнеров теперь заботится не столько о себе, сколько о партнере, с которым вместе приходится делить всю длину пути. Можно менять обстоятельства упражнения : вдруг нить оборвалась, либо партнер «закрутился» раньше, чем другой, либо один из умышленно задерживает нить, а партнер буксует и пр.

 

Упражнение 5 «Энергетический круг»: Группа движется по кругу с сохранением дистанции. По импульсу ОДНОГО из участников все остальные начинают сужать круг, накапливая при этом ЭНЕРГИЮ внутри круга (каждый из участников должен ощутить это накопление), затем по импульсу ДРУГОГО участника круг можно расширять, превращать в любую фигуру (эллипс, квадрат, треугольник и т.д.)

Главным условием упражнения является ФИЗИЧЕСКОЕ ощущение перераспределения энергии внутри круга в зависимости от его размеров: большого, среднего, малого.

 

Упражнение 6 «Лепестки»: Двигаясь по кругу в среднем темпе, договориться «глазами» с партнером и в нужный момент выйти за пределы круга, не нарушая общего направления движения. Оставшиеся «лепестки» должны уловить этот момент и заполнить образовавшиеся «пустоты». Далее следующая пара может покинуть круг, а остальные равномерно заполняют пространство. Пары могут возвратиться в круг – тогда все участники вовремя должны дать им место в общем круге.

Усложнять упражнение можно через смену задач: проводить то же упражнение в беге, в ходьбе спиной, боком и пр. Упражнение хорошо тренирует «чувство партнера» и «чувство пространства».

 

Упражнение 7 «Живое препятствие»: Вся группа движется в одном направлении по кругу, в среднем темпе. Вдруг один из участников останавливается, создавая любое ОПРАВДАННОЕ препятствие (ложиться поперек как бревно, расставляет руки – створки двери, оказывается туристом, рассматривающим местность и пр.).

Все остальные участники Т – группы должны ОПРАВДАННО преодолеть это препятствие. По линии движения могут возникать «новые препятствия». Поэтому каждому участнику нужно быть предельно внимательным к изменениям обстоятельств.

 

Упражнение 8 «Энергетический шар»: Группа располагается по кругу, лицом к центру на расстоянии друг от друга (расстояние определяется чувством общего энергетического поля, созданного в круге, контролируемого партнерами справа и слева, контакт ладонями). Все вместе держат один общий «энергетический шар». «Поднимая» или «опуская» его, поворачивая вправо – влево, «сжимая» или «растягивая».

Наибольшую сложность выполнение упражнения приобретает в условиях контакта «спиной» и с закрытыми глазами.

 

Упражнение 9 – расслабление: В положении лежа последовательно расслабить все части тела, начиная с мышц шеи и заканчивая пальцами ног. Пропустить по «каналам» рук, ног и тела воображаемый «кораблик» к руслу реки. После расслабления подняться, сделать вдох – выдох.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 10 «Расчленение»: В глубокой посадке спрятать голову в колени, обхватив их руками. Выпускать, как щупальца, поочередно пальцы рук, кисть, локти, предплечья, затем максимально вытянуть шею и голову, осматривая глазами окружающее пространство. Повторить тот же процесс, но с другим условием – «щупальца» рук ядовиты и остры, либо мягкие тонкие жгутики, отталкивающие или притягивающие, холодные или огненные, ласкающие или истязающие. Важно добиться верного физического самочувствия во всех частях действующего организма.

 

Упражнение 11 – В положении стоя с опущенной головой представить различные состояния головы: поднять тяжелую голову от усталости или болезни, поднять легкую голову – «воздушный шар», голову – «колючку», голову – «колокольчик», голову «змеи». Постепенно в действие включить остальные части тела, подчиняя из к заданным обстоятельствам.

 

Упражнение 12 «Рисунок»: Рисовать различными частями тела картину разными красками: правая рука (кисть) – розовый цвет, левая – желтый, правое плечо – зеленый, левое – синий, голова – фиолетовый, правое колено – оранжевый, левое – голубой, правая стопа – красный, левая – черный, живот – бордовый. Движения всех частей тела должны быть точными, чтобы не «смазать» рисунок. Можно рисовать методом «набрызга», другими известными техниками, выбрав определенную тему или эмоциональное состояние: грусть, радость, страх, отчаяние, скрытность, разочарование. Важно добиться, чтобы все части тела «жили» в заданном самочувствии и ритме.

Наблюдения показали, что выбранные актерами цвета и тона самостоятельно распределялись в таком порядке : красный цвет – живот, желтый – плечи, черный – стопы, серый – голова. Тогда «радость» в рисунке отражается всем телом: от центра живота, а «грусть» - начиная с головы (серый).

 

Упражнение 13 – Перекаты: Начать перекаты через голову вперед назад, в сторону с выходом головой – «змея», «черепаха». Все подчиняется движению головы: извивается, собирается в комок, сворачивается, преодолевает любые препятствия. Осложняющими обстоятельствами могут быть: условия физического самочувствия, характера, возраста, темпоритма (агрессивный, вялый, вальяжный, неуклюжий, хитрый, подозрительный, больной, дремлющий и т.д.). Подключить к действиям дыхание и голос.

 

Упражнение 14 – Повторить перекаты, но с импульсом движения от кисти руки, или вытянутой ноги–«хвоста» или от локтя, либо от плеча-«горба».

Перекаты двух тигров навстречу друг другу, либо прыжки с веток деревьев двух разъяренный рысей. Важно добить синхронность в движениях партнеров.

 

Упражнение 15 «Двери»: Открывать и закрывать двери в различный обстоятельствах и с разным отношение: дверь в замок, дверь в глубокий подвал, стеклянная дверь в учреждении, дверь в кабинет к начальнику, дверь в кабинет к врачу, дверь в купе вагона и пр. Оправдание возможно через взаимодействие с партнером, по времени на ограничено. В качестве обострения обстоятельства могут возникать условия: зима (у проруби), жаркий летний день (во дворе), проливной дождь и т.д.

 

Упражнение 16 «Эпоха»: Обуваться (различные виды обуви иных эпох). Обуваться в различных состояниях: усталости, болезни, старости, радость. Одеваться как лорд, денди, гвардеец и пр. с изменением самочувствия. Довести эти беспредметные действия до автоматизма, чтобы в дальнейшем можно было сосредоточить свое внимание на более важном действии. Например, в работе над этюдом по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные» необходимо было отработать одевание героя в состоянии тяжелого заболевания с тем, чтобы основное внимание сосредоточить на действии – бежать и спасать несчастную возлюбленную. Верно найденное физическое самочувствие подсказывает логику и последовательность поведения героя. Необходимо тренировать одевание и обувание (или раздевание) в разных самочувствиях: в стадии опьянения, при сердечном приступе, после бессонной ночи, при отравлении, в глубокой депрессии и т.д.

 

 

Импровизационные упражнения:

 

«ОРКЕСТР»: педагог-дирижер путем энергетического контакта с группой заставляет приближаться или удаляться участников, отклоняться в сторону, приседать, падать, ползти и т.д. Затем упражнение усложняется благодаря подключению голоса (распределение по полутонам, в различном темпоритмическом рисунке). «Хор» подчиняется сигналам дирижера, усиливая или ослабляя звук, вплоть до снятия одного звука и повтора другого. В дальнейшем дирижером может стать любой из участников. В оркестре нет необходимости создавать мелодию, звуки могут быть самыми разными, важно их сочетание – коллективный голос.

 

«ОРКЕСТР ЖИВОТНЫХ»: то же упражнение, но в предлагаемых обстоятельствах: лягушки на болоте, волки, куклы, лесной оркестр.

Парные импровизации на заданные темы или сюжеты литературных произведений (русской и зарубежной классики) с учетом эпохи и жанра произведения.

 

«СКАЗКА»: один из участников становится персонажем придуманной им сказки и начинает действовать. Остальные разгадывают замысел и включаются поочередно в действие, становясь тем или иным персонажем сказки. Сюжет и конфликтная ситуация разрабатываются «на ходу».

Желательно как можно меньше использовать слова и фразы, добиваясь точного взаимодействия через линию поведения, точность движений, взгляда и пр.


Комплекс II

 

Упражнение 1 «Ансамбль»: Все участники располагаются в кругу, создавая контактное энергетическое поле. Один из участников делает произвольный рывок в центр круга (с определенным энергетическим напряжением). Ему наперерез устремляется другой участник с тем расчетом, чтобы «перекрыть» поток энергии, причем, заблокировав все возможные каналы для «утечки» энергии. Сложность упражнения заключается в том, что партнеры не договариваются заранее и перекрыть движение другого может кто угодно из круга. Особую сложность представляет сам процесс «блокирования», ибо это не зеркальное отражение движения партнера, а самостоятельное (в своей пластике, своем темпоритме, со своей энергетической насыщенностью) реагирование на импульс-информацию партнера.

После фиксирования (остановки движения партнеров) возможно определенное разрешение конфликтной ситуации, энергетическая разрядка: это возможно создать на основе мгновенно сфантазированной жизненной ситуации (молодой человек опередил девушки, подняв ее платок, либо мужчина поддержал старика при его падении на землю), а также через образы животных, растений, птиц и пр.

 

Упражнение 2 «Трио»: Принцип упражнения тот же, что и в предыдущем. Однако, энергетический импульс одного поля может быть уравновешен двумя другими. В конфликте в этом случае участвуют трое, по степени энергетической насыщенность движения каждого участника «столкновения» распределяют роли: нападающего, жертвы и защитника (возможны другие варианты отношений, которые возникают без пре6дварительного сговора). Разрешение конфликта происходит немедленно, т.е. импровизационно, со словами или без них.

 

Упражнение 3 «Каратэ»: упражнение № 1 усложняется тем, что выпад одного из участников сопровождается звуковой информацией (дыхание, звук адекватны силе, энергии и направлению выпада), подобно той, что в поединке каратистов – «Ки-я-я». Ответ партнера должен быть адекватным: миу-иу-иу-и-а – вауи-ваи-аиу-ва (по принципу ритмической тезы и антитезы).

 

Упражнение 4 «Ритмическая композиция»: Каждый из участников последовательно включается в построение пластической (энергетической) композиции (движения в пространство ограничиваются смысловым и энергетическим уравновешиванием каждого из предшествующих пластических построений). Композиция не должна «застывать», ее следует постоянно развивать, разрывая одни контактные звенья и создавая другие. У каждого участника должно складываться четкое ощущение себя в энергетическом контактном звене и всей композиции в целом. Воображение актеров в упражнениях третьего этапа обучения мгновенно должно подсказывать им ту или иную ситуацию: в воде, в лесу, на песке, в гроте, на вершине горы, в трюме, в тюрьме и пр. Данное упражнение тренирует активность и оперативность мысленного действия, связанного с необходимостью мгновенного включения в действие с партнером, сиюминутным реагированием на изменение … сценические и социально-бытовые штаммы межличностного ….

 

Упражнение 5 «Дуэт»: Двум участникам тренинга предлагается встать на разных концах аудитории (или сцены) по диагонали, закрыть глаза. По сигналу педагога оба начинают одновременно двигаться по направлению друг к другу (с открытыми глазами). В течение «наступления» друг на друга партнеры стараются угадать «замысел» противника и в момент соединения должным образом выйти из ситуации.

Упражнение имеет огромный смысл для парного общения мужчина женщина, где очень важно установление контакта на интимном уровне.

 

Упражнение 6 «Синтез»: Двум участника тренинга являются частями одного общего организма или механизма. Их взаимодействие должно обеспечить слаженную работу механизма (часы, двигатель, растение, робот).

 

 

Импровизационные упражнения:

 

а) предлагаемые обстоятельства этюдов (парных и ансамблевых) оговариваются партнерами в течении 2-3 минут. Темами их могут служить как внешние обстоятельства: в разведке, в очереди, в будке телефона-автомата, на лекции, в горах и пр., так и условия психологического конфликта между партнерами: муж – жена, начальник – посетитель, продавец – покупатель, контролер – пассажир, тренер – спортсмен, муж – жена – любовник. Интересны обстоятельства и темы этюдов, связанные с типами темпераментов и характеров: слабый – жестокий, добрый – скряга, русский – китаец, больной – врач, черт – ангел и т.д.

При проведении этюдов необходимо добиваться не усложнения сюжетной структуры этюда, а логичности, точности и последовательности развития взаимодействия конфликтующих сторон, обеспечения многообразия нюансов контакта, выразительности и органичности поведения участников этюда;

 

б) этюды-импровизации в обстоятельствах пьесы, роли. Оговариваются обстоятельства места, времени, диспозиции партнеров. В работе над этюдами не материале классических произведений необходимо изучение таких подробностей, как: социальный статус героя, возраст, характер, род деятельности, воспитание, окружение, традиции и ритуалы семейных отношений, поведение в гостях и дома, на приеме и на званом обеде, а также другие подробности быта;

 

в) этюды-импровизации на материале художественных произведений: картин, репродукций графических рисунков, фотографий. Необходимо расширить рамки сюжета картины, определив, какое событие предшествовало изображенному художником событию и чем должно разрешиться то или иное столкновение герое картины.

 

В этюдах по картинам важно уловить АТМОСФЕРУ происходящего события и ОТНОШЕНИЕ автора к ситуации, выраженное в технике рисунка, его колорите, композиции, экспрессии и пр.


Комплекс III

 

Задачи комплекса:

 

1. Отработать навыки передачи и получения энергетической (невербальной) информации («лучеиспускания» и «лучевосприятия»), а также возможности уравновешивания энергетического баланса при контакте с партнером.

 

2. Освоить навыки дыхательно-голосового и словесного импровизационного общения с партнером.

 

3. Обеспечить активацию всего психофизического аппарата актера при настройке на репетицию или спектакль на основе ролевого тренинга.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!