Комплексы упражнений второго этапа обучения.



 

 

На втором этапе обучения углубляются представления студентов о законах действия, выразительности движений, адекватности отношения к воображаемым обстоятельствам, а также накапливается соответствующая техническая оснащенность.

 

Важным условием тренинга этого этапа становится взаимодействием с партнером (опыт межличностного общения).

 

Тренинг сензитивности (невербального общения) на первом этапе подготавливает студента к органичному восприятию партнера, включает его в особый род препятствующих обстоятельств.

 

Внутренняя речь, являющаяся камертоном адекватности сценического движения и находящаяся в свернутом виде, на втором этапе становится важнейшим контролером во взаимодействии с другим человеком.

 

В упражнениях на взаимодействие возможно использование живой речи, но не в виде развернутых фраз, а звукосочетаниями, «заменителями слов» - с единственной целью, чтобы звук в точности соответствовал тому действию, которое его рождает.

Станиславский использовал такой метод «та-та-тирования», как известно, в период работы над спектаклем. Нам представляется возможность использовать его уже на первоначальных этапах тренинга.

 

 


Комплекс I

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнения этого вида включают в себя уже известные упражнения, но выполняются они с учетом выразительных особенностей действия и новых, более сложных обстоятельств (включая живого партнера).

 

Упражнение 1 – Ходьба:

- на носочках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стоп;

- на «расплющенных» пальцах («гусиные лапки с перепонками»);

- с полощущим движением пальцев ног (по песку, по воде);

- с подпрыгиванием на подушечках ног;

- семенящим шагом («птичий»);

- с цепляющим движением пальцев ног.

 

Упражнение 2 – Бег:

- боком, с подминанием почвы под стопы;

- высоко поднимая колени, удерживая все время в воздухе воображаемый мяч;

- с преодолением препятствий (ручья, ямы, костра, забора);

- бег с партнером (спина к спине);

- бег-полет (в ритме сочетаются пробежки и взлеты).

 

Упражнение 3 – Перекаты:

- вперед головой (мяч),

- боком (монолит),

- боком с выбрасыванием в сторону ноги («кошка»),

- кувырок назад с подъемом и бегом (убегание от преследователей),

- преодоление препятствия: (живые партнеры создают те или иные сложные препятствия: мост, дверь-вертушка, колючка и пр.).

 

В разогревающий упражнения обеспечивается оправданность действий, причем в быстро сменяющихся обстоятельствах вымысла. Во избежание механичности в выполнении движений необходимо давать установку на творческую отработку каждого действия в виде слов – «манка», образов, комментариев, ритм-пульсации (хлопков).

По мере освоения разогревающих упражнений актеры-студенты учатся отзываться на новую ситуацию, включать в действие все большее количество сложных элементов, координировать движения с дыханием, темпоритмом, мысленными процессами и сенсорной возбудимостью.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 4 «Лес»: Каждый выбирает : я-растение, я-зверь, я-трава, я-камень. Учитывая наличие многих «персонажей», населяющих лес (поляну), студенты пытаются сжиться с условиями и партнерами.

Педагог может изменять ситуацию (дожждь, наводнение, засуха) или привносить обостряющие обстоятельства: «новичок» в лесу, ветер, унесший голову одуванчика, всех перенесли за вольер или дендрарий.

 

Упражнение 5 «Лабиринт»: Предлагается перебраться к морю по горному лабиринту, где сыро, пахнет прелостью, висят нить паутины и желанной каменной слизи. Студенты могут быть туристами или спасателями, геологами или разведчиками, животными или вьющимися растениями. Временно действия из не ограничены, но нужно следить за подлинностью проживания ситуации, логичностью ее развития и последовательность действий. Возникающее парное взаимодействие только обогащает студента и делает правдивым событие – «переход».

 

Упражнение 6 «Самочувствие»: Препятствием для существования студентов в том или ином характере служит изменяющееся физическое самочувствие и т.д. Педагог может предлагать студентам как одно обостряющее ситуацию обстоятельство, так и несколько, объединяющих группу в единый событийный узел. По желанию студентов, физическое самочувствие может быть прожито и человеческих обстоятельствах, и в мире насекомых, и в природе (заранее оговорив обстоятельства).

 

Парное взаимодействие:

Упражнение 7 – «поймать» взгляд партнера, находясь на разных сторонах общего группового круга.

 

Упражнение 8 «Зеркало» - повторить предложенные партнером движения.

 

Упражнение 9 «Тень» - партнер двигается за «хозяином», повторяя его траекторию и мини движения (руки, кисти, головы, плеч и пр.).

 

Упражнение 10 «Тень - хозяин» - стоящий впереди пытается понять и совершить действия партнера, стоящего сзади.

 

Упражнение 11 – передать ритмическую информацию по кругу хлопками, ударом стопы или другим движением.

 

Упражнение 12 – по сигналу обоим партнерам, стоящим спиной друг к другу на расстоянии 2-3 м, повернуться. То же повторить, но вез сигнала педагога.

 

Упражнение 13 – завершить начатье партнером действие, отгадав его цель.

 

Упражнение 14 «Мельница» - оба партнера, находясь по разные концы «жернова», начинают одновременное движение по кругу, точно сохраняя диагональ, силу нажимов на ручки жернова и скорость движения.

 

Упражнение 15 «Броуново движение» - соединения и передвижение в парах, тройках, четверках и т.д.

 

Упражнение 16 «Петушиный бой» - стоя друг против друга (руки за спиной, стойка на одной ноге), наскакивать друг на друга, пытаясь оттолкнуть как можно дальше партнера от роковой черты (возможны варианты этюда).

 

 

Этюды – импровизации:

 

Упражнение 17 Партнеры (мужчина - женщина):

Он - скульптор, она – «послушный комок глины». Он начинает «лепить» скульптуру, на касаясь ее, а задавая направление движения энергетическим импульсом (вверх, вниз, на сгибе, расширить – сузить и т.д.). важно добиться точного взаимопонимания партнеров в бесконтактном взаимодействии.

 

Упражнение 18 «Ученая обезьяна»:

Два партнера (пол не имеет роли) распределяют между собой функции: хозяин и подчиненный (могут быть и люди, и животные). Подчиненный выполняет любое задание хозяина, в свою очередь хозяин должен быть последователен и логичен в своих притязаниях. Если же логика будет нарушена, партнеры меняются местами.

Упражнение 19 «Антиподы»:

За две три минуты оговорить обстоятельства будущего этюда, в котором один играет роль сильного, другой – роль слабого. Возможны иные варианты: толстый – тонкий, сытый – голодный, высокий – низкий и пр.


Комплекс II

 

Индивидуально-групповая разминка проводится с целью подготовки психофизического аппарата студентов и активной репетиционной работе над литературным мтериалом.

 

Задачи комплекса:

 

- разогрев суставно-мышечного и опорно-двигательного аппарата,

- этюды-импровизации на заданную тему,

- этюды на литературной основе (пробы, связанные с действенным анализом отрывка литературного произведения, поиском способа существования в рамках заданных автором событиях и особенностей физического самочувствия персонажа в обстоятельствах роли).

 

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 «Стопы»: В статике или в движении размять стопы, пользуясь воображаемыми условиями (по песку, по глине, утаптывание почвы, соскабливание со стенок емкости краски, «промокашка», скольжение по льду, убегание от опасности, вхождение в воду, бег до финиша дистанции, бег с самочувствием голода, отчаянья, жары, духоты; под проливным дождем по лужам, по болоту, по колючкам, по гальке, по углям, по скошенной траве и т.д. ).

Каждое упражнение имеет логическое развитие и завершение, поэтому время проведения разминки не ограничено, условия выбирают сами студенты, при этом возможны варианты подключения партнера.

 

Упражнение 2 «Голова» (в статике):

- голова-«маятник», тяжелый, заржавленный, необходимо «смазать» вращающиеся части маятника.

- просыпающаяся и засыпающая голова (цветка, птицы, фивотного).

- голова-гигант («скажочная голова» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

- голова – легкий шар на ниточке.

- голова – яблоко, перекатывающееся по «золотому блюдечку».

- голова одуванчика, раскачивающегося на ветру.

- «окольцованная птица», которую тянут за веревку, обвитую вокруг шеи.

- «лассо» на шее оленя.

- отбивание головой мяча.

- голова под дождем (снегом, градом, в темноте, на свету и т.д.).

 

Упражнение 3 «Руки»: Кисти – «веретена», кисти – бобины, сматывающие пряжу, кисти – красильные кисти (красить различные плоскости), кисти – шарики (отбрасывать и снова принимать), кисти – пульсары (каждый палец посылает световую информацию в темноту пространства), кисти – враги (борьба), кисти – «друзья» (игра), кисти в разных жидкостях: правая в воде, левая в тесте (либо в жидкостях разных температур). Руки – «сухие ветки», руки – «змеи», руки – «рельсы» для маленького ртутного шарика (перекаты справа на лево), руки – «плети» (старика, уставшего человека, больного и пр.).

 

Упражнение 4 «Корпус»: Тело – кряжистые пень (старый, рассохшийся). Корпус тела – ствол тонкой ивы, склоняющейся над водой, корпус – веретено, корпус – объем тонкий или толстый, круглый или вытянутый, легкий или тяжелый. Корпус с тяжелым грузом (на спине, на животе, на плечах). Корпус – «тесто» (плавное разминание в емкости). Корпус – «ком снега» (перекаты с набиранием нового слоя). Корпус – воздушный шар («полеты» шара, удерживаемого с земли за нитку). Корпус горбатого, ребенка или старика, робота или марионетки, уставшего путника или больного.

 

Упражнение 5 «Походка»: Ноги передвигаются по различным почвам (сыпучим, липким, мягким, влажным, колким, горячим - холодным). Перебежки в различных обстоятельствах (через границу, в темноте, в лабиринте, через дорогу на красный свет, через забор в чужом саду, по крапиве, в снежную бурю, в песочный ураган и пр.).

 

Упражнение 6 «Синтез»: Группа упражнений разминающих все части тела в комплексе, оправданных воображаемыми обстоятельствами, предлагаемыми как педагогом, так и самими студентами:

- марионетка с вращающимися частями тела (нужно «собрать» все части в одно целое).

- перетягивание каната (парное и групповое).

- раковина (сидя на полу с расставленными широко ногами, сложиться так, чтобы «укрыла» внутри себя жемчужину).

- медуза.

- змея.

- кенгуру (выпрыгивания из положения сидя вверх и выпрямленными руками и ногами).

- кот.

- лягушки.

- паук.

- божья коровка (передвижение на четырех точках).

- тигр.

- птицы с перебитым крылом, водоплавающие, в клетке или на природе.

 

Упражнение 7 – Дыхание и голосоведение:

- озвучить различные объемы (пустой металлический шар, трубу, комнату, площадь, купольную часть собора, лес подвал и т.д.).

- «поющее дерево».

- «звуковой цветок» (распускание и увядание).

- «говорящее животное» (собака, кошка, обезьяна).

- «звучащий дождь».

- гром, молния , ураган, вихрь (соединение звука с изображением тела и траекторией движения).

 

Упражнение 3 – Диалог:

Используя только звукосочетания, построить диалог: знакомство, расставание, ссора, примирение и т.д.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 9 – установление контакта в парах и в круге (через ладони, через глаза, через корпус в различных обстоятельствах, движениях).

 

Упражнение 10 – звуковая информация (вопрос – ответ звукосочетаниями: миу-ма-ба, дра-лу-вуа-си).

 

Упражнение 11 – переходы в парах (тенью).

 

Упражнение 12 – завершение действия партнера (протягивания нити, вышивка орнамента, крашение стены и пр.).

 

Упражнение 13 – ролевые контакты, связанные с фантастическими превращениями животного (растения, птицы) – в человека и обратно:

Слон – Моська (два соседа), Стрекоза – Черепаха (Парикмахер - Клиент), Две собаки (соседки в коммунальной квартире), Змея – Петух (Муж – Жена), Лилия - Шиповник (Модница - Педант), Сова- Сойка (Мать – Дочь), Радость – Отчаянье (Двое в приемной Директора), Смелость – Осторожность (Рационализатор - Начальник)…

 

 

Импровизационные упражнения на литературной основе:

 

«Мальва» М. Горького (утренняя встреча – купание Мальвы и Федора);

«Сорок первый» Б. Лавренева (спасение на острове Поручика и Марютки);

«Женя Румянцева» Ю. Нагибина;

«Пенелопа» А. Битов (вечерний ужин).

 

В тренинг могут быть включены рассказы, предложенные студентами для работы, где необходимо создание физического самочувствия: купания, ранения, голода или жажды, бессонницы и пр.

Комплексы упражнений второго этапа составляются на основе уже известных студентам упражнений, но в более сложных обстоятельствах. Этюды предлагаются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!