Шкала 1. Принятие изменчивости жизни



Эта шкала позволяет выявить отношение личности к такой характеристики жизни как изменчивость. Принятие изменчивости жизни может рассматриваться не только как один из показателей способности личности совладать с кризисными ситуациями, но и как один из факторов стремления к личностному росту.

Жизнь каждого человека постоянно наполнена изменениями - непредсказуемыми и неожиданными ситуациями, которые обычно оцениваются в категориях «хорошо, нравиться»- «плохо, не нравиться». Оценка любых ситуаций, особенно негативная, ставит их в оппозицию к личности, – ситуации начинают восприниматься как препятствия и, соответственно, преодолеваться. Многие гуманистические и экзистенциальные психологи и психотерапевты отмечают тот факт, что более эффективное совладение с кризисной ситуацией происходит лишь тогда, когда личность способна принять реальность изменения «и умом и сердцем», довериться ему, перестать сопротивляться тому, что уже произошло, а отнестись к этому как к еще одному аспекту своего опыта.

Высокий балл по этой шкале говорит о том, что у личности развита способность принимать происходящие в жизни изменения, относиться к ним более терпимо, а значит – более эффективно справляться с возникающими кризисными ситуациями, видеть в них возможность получения нового опыта и дальнейшего роста. Низкий балл свидетельствует о том, что личность более склонна к построению психологических защит в критических ситуациях и меньше всего видит в них возможность собственного роста.

 

Шкала 2. Жизнь как рост

Данная шкала отражает базовое отношение личности к собственной жизни, которое выражается в позициях: «Я - творец жизни» либо «Я – потребитель жизни».

Позиция по отношению к собственной жизни, формирующаяся у человека в процессе развития, проявляется в его взаимоотношениях с собой, миром, другими людьми, а также во всех видах его деятельности, в том числе и при совладании с кризисными ситуациями. Такая личностная позиция находит свое отражение в глубинной мотивации: «ЗАЧЕМ я делаю то или иное дело, общаюсь с другими людьми, зачем я вообще живу, – чтобы ИМЕТЬ или чтобы БЫТЬ?» Тот или иной подход к жизни отражает не только взгляды Э. Фромма на природу человека, но также идеи А. Маслоу об удовлетворении дефицитарных или бытийных потребностей как двух основных мотивационных профилях личности.

Высокий балл по этой шкале говорит о понимании жизни как возможности для реализации «бытийных» мотивов, а при низких баллах жизнь воспринимается как возможность для удовлетворения «дефицитарной» мотивации.

 

Шкала 3. Принятие жизни

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственной жизни в ее временном аспекте, то есть настоящего, прошлого и будущего.

Проведенное нами диссертационное исследование показало, что принятие собственной жизни тесно связано с позитивным отношением личности к себе, а также является важным компонентом в концепции жизни. Принятие собственной жизни на всей ее протяженности от прошлого к будущему позволяет человеку, во-первых, видеть смысл жизни, во-вторых, относится к ней как к ценности, а в-третьих, принимать идею собственного развития и роста. Как мы видим, данная шкала так же, как и другие, имеет гуманистическую направленность и является одним из факторов стремления к личностному росту.

Поэтому высокие баллы по шкале говорят о принятии личностью своей жизни, которая понимается как имеющая смысл, обладающая ценностью и позволяющая духовно расти. Низкие баллы по шкале свидетельствуют о своеобразном «отторжении» собственной жизни, исключении себя из ее процесса, непринятии и, следовательно, о внутренней дезинтеграции личности.

 

Шкала 4. Онтологическая защищенность

Эта шкала раскрывает особенности детско-родительских отношений, степень принятия личностью своего детства и родителей.

Понятие «онтологическая защищенность» было введено И. Яломом и понималось им как первичное экзистенциальное чувство, обеспечивающее ребенку уверенность и безопасность. Во взрослой жизни онтологическая защищенность переходит во внутренний план, где чувство безопасности, которое обеспечивалось в детстве поступками и заботой родителей, переживается зрелой личностью как психологический комфорт, доверие по отношению к себе, другим и миру в целом (эти идеи отражены в работах Э. Эриксона, А. Маслоу и др.). Это можно описать также как чувство «укорененности», то есть своей тесной связи с родительскими «корнями», переживание собственной жизни как одного из звеньев в цепи жизни предыдущих поколений.

Значимость отношений с родителями в формировании поло-ролевой идентификации ребенка доказано многими исследованиями и не подлежит сомнению. Однако, как показало наше исследование, отношения с родителями и, в частности, чувство онтологической защищенности, имеет огромное значение для становления морально-нравственных и религиозных убеждений. Оказывается, что принятие родителей тесно связано с принятием себя, собственной жизни, а также основных гуманистических ценностей (ответственности, смысла, духовного роста). Помимо этого, чувство онтологической защищенности влияет на формирование концепции смерти, где отношения с матерью определяют принятие идеи смерти и чувств по отношению к ней. Таким образом, принятие детства и, в частности, матери не только создает ощущение онтологической защищенности, но и выступает важным компонентом для формирования веры и идеи о бессмертности души.

Итак, высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек чувствует онтологическую защищенность, которая выражается не только в принятии своих родителей и детства, но и в наличии базального доверия, безопасности и психологического комфорта. Низкие баллы отражают присутствие в личном опыте человека актуальных неразрешенных детских конфликтов, а также недоверия, небезопасности и дискомфорта в отношениях с собой, другими людьми и миром.

Шкала 5. Принятие себя

Данная шкала выражает степень принятия личностью своего «Я» как единства телесных и духовных (психологических) аспектов.

Принятие себя является одной из сторон отношения личности к себе, которую можно описать через выражение доверия себе, уважения, заботы, понимания своих потребностей и особенностей, сочувствия себе и принятия участия в собственной судьбе. Глубокое понимание и принятие себя, являясь одной из фундаментальных характеристик самоотношения, выражается вовне через подобное отношение к людям – уважение индивидуальности других, терпимость, признание их ценности и т.п. Поэтому данная характеристика является одним из факторов гармоничной личности, которая не только стремиться к интеграции всех своих сторон, но и к реализации имеющихся способностей.

Высокие баллы по шкале свидетельствуют о принятии личностью своей индивидуальности и в более широком смысле – о гуманистической позиции по отношению к себе, другим и миру. Низкие баллы говорят о внутренней дезинтеграции личности, рассогласовании между ее телесными и духовными аспектами, самоотвержении.

 

Шкала 6. Стремление к росту

 Шкала направлена на выявление основного жизненного стремления человека: к личностному росту или, наоборот, к потреблению и стагнации.

Эта шкала похожа по своему содержанию на шкалу 2, однако, в отличие от нее она измеряет не представления о жизни, а конкретную направленность личности.

Высокий балл по этой шкале говорит о преобладающей «бытийной» направленности личности, а низкий, соответственно, - о «дефицитарной».

 

Шкала 7. Ответственность

Эта шкала определяет степень принятия человеком ответственности за свою жизнь.

Известно, что степень принятия ответственности является в самом общем виде одной из экзистенциальных характеристик человека, определяющей особенности прохождения им своего жизненного пути и разрешения экзистенциальных проблем, в частности - важным фактором совладания с кризисными ситуациями.

Высокий балл по этой шкале говорит о принятии человеком ответственности за свою жизнь на себя, низкий – об избегании этой ответственности.

 

Шкалы 8, 10, 11 определяют концепцию смерти, которая включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты. Отношение человека к этой экзистенциальной данности представляется особенно важным по двум основным причинам. Во-первых, как показало наше исследование, принятие смерти является центральных моментов для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах. Во-вторых, рассматривая кризисную ситуацию как ситуацию столкновения со смертью (где смерть понимается не только в прямом, но и в переносном смысле – как смерть психологическая), отношение к ней становится одним из краеугольных камней выбора личностью стратегий совладания с кризисом.

Шкала 8. Концепция смерти

Данная шкала направлена на выявление отношения к смерти, а именно на определение той или иной концепции смерти, которая существует у человека.

Анализ философской литературы, а также результаты исследований позволили нам сделать вывод о том, что множество представлений о смерти можно разделить на два больших блока: условно говоря «религиозный» и «атеистический». К первому блоку, названному нами «Смерть как переход» можно отнести те концепции, которые предполагают существование какой-либо формы жизни после смерти (посмертное существование души, переселение души в другое тело, жизнь души в раю или аду и т.д.). Ко второму варианту – «Смерть как конец» относятся те представления, которые видят в смерти тела окончательное завершение жизни. Поэтому, соответственно, высокие баллы по этой шкале отражают склонность личности к концепциям первого типа, а низкие – к концепциям второго.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!