Развитие религиозно-мифологической системы. Разветвленный пантеон богов. Гомеровская реформа религии.



Религиозно-мифологическая система Древней Греции. Боги и герои.

Религия –это вера в существование двух миров – реального и ирреального, притом ирреальный считается высшей реальностью.

Мифы о рождении мира и человека

Вначале был хаос – божественное существо без определённой формы, великая бездна, полная творческих сил, единая беспорядочная масса, смесь земли, воды, огня и воздуха. Из Хаоса вышли два первых божества, первая пара богов: Уран – Небо и Гея – Земля. От них – род титанов, старший из которых – Океан, бог могучей реки, которая кольцом опоясывала Землю. Младшие братья – циклопы и гекатонхейры – сторукие. У циклопов был один глаз, они – чудовища огромного роста. Урану не нравились потомки – безобразные и свирепые – он их бросил в бездну Тартара. Он был так глубоко под землёй, как высоко было над нею небо. Наковальня, брошенная с неба, летела туда 18 дней и ночей.

Гее было жалко детей, подговорила Кроноса – самого младшего из титанов. Он искалечил Урана серпом и сверг его. Кровь Урана породила богинь мести – Эринний со змеями вместо волос.

Земля окончательно выделилась из Хаоса. Появилось солнце, дожди, леса, звери, растения.

Жена Кроноса – Рея. Уран перед смертью предсказал сыну, что и его сын заберёт его власть, поэтому он проглатывал каждого ребенка, которого рожала Рея. Рея подсунула ему камень, когда родился 6-й ребёнок – Зевс. Рея положила его в грот на Крите. Его вскармливала коза Амалтея. Когда коза сломала один рог, Зевс взял его и благословил. Из рога появлялось всё – рог изобилия.

Зевс вырос и решил отомстить отцу. Он сказал матери дать отцу рвотное средство, чтобы он выплюнул всё поомство: Аид, Посейдон, Гера, Деметра и др.

Умерла коза. Из её шкуры Зевс сделал щит, который не могло пробить никакое оружие – эгида.

Началась война Зевса и его братьев и сестёр и Кроноса и титанов. Победил Зевс.

Потом война богов с гигантами – сыны земли - Геи – гигантомахия. Победили бог.

 

Появление человека.

Создал Прометей – один из титанов – слепил их из глины, смешанной со слезами. Душу дал из небесного огня. Люди были беззащитные, Прометей принёс им огонь. Зевс отомстил.

Мифологическая периодизация.

Золотой век. Царство Кроноса. Реки текли молоком, из деревьев сочился мёд.

Серебряный. Люди развивались очень медленно, были злы, не хотели приносить жертвы богам. Зевс их уничтожил.

Бронзовый век. Люди любили войну, имели силу гигантов. Геракл и Тезей, совершали подвиги.

Главные характеристики:

1. Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

2. Тотемизм, фетишизм, анимизм.Греческий крестьянин, проходя мимо камня на перекрестке дорог, опускался перед ним на колени и поливал его оливковым маслом. Метеориты падали с неба, поэтому им приписывали божественную силу. Считалось, что умалишенный, сев на такой камень, обретал рассудок, а преступник очищался от вины. Самым обыкновенным, необработанным обломкам скал нередко давали имя бога и хранили их в храмах. Подобные почести воздавались древесным стволам и грубо отесанным чурбанам. На острове Икарии необработанный древесный ствол носил имя Артемиды. Жители беотийской Херонеи считали величайшей святыней деревянную палку, которую называли копьем: оно якобы упало с неба и было найдено в земле вместе с большим количеством золота. Ежегодно избираемый жрец хранил копье в особом храме, приносил ему жертвы, ставя перед ним на стол рыбу и жареное мясо. Первобытных идолов в виде конуса, столба или доски украшали лентами, а иногда одевали в длинные одежды, придавая им подобие человеческой фигуры. В Дельфах, например, был камень, который в праздничные дни украшали лентами и умащали оливковым маслом. Это был попросту древний фетиш, но образованные греки рассказывали, что это тот самый камень, который Рея подсунула Кроносу вместо Зевса, когда тот хотел проглотить своего сына, и камень хранится в память этого события. Очень старые или особенно красивые деревья часто становились всеобщей святыней, как известный дуб в Додоне — обиталище и, в некотором смысле, воплощение самого Зевса. Тотемизм. В Фивах особенно почиталась ласка, в Фессалии – муравей (фессалийские мирмидоняне утверждали, что они происходят от муравьев), на острове Самосе — овца, в Дельфах — волк. Богам придавали облик животных. Дионисбыл быком, а все божества земли изображались в образе змей. В Аркадии было известно очень древнее изображение Деметры, одетой в черное женщины с лошадиной головой.

3. Антропоморфизм — человекоподобие богов. В уподоблении богов человеку – реализм религиозной системы. Греки не придумывали богов, они их создавали по образу и подобию самих себя – людей. Критическое отношение к богам, подчас отрицание их, а не слепое поклонение и трепет. Сделав богов подобными людям, греки наделили богов всеми человеческими качествами. Боги не возникли из пустого места, сами по себе, они рождены; им нужно есть и пить, они устают и спят, их нельзя убить, но можно ранить и они страдают от боли; их снедают те же страсти и пороки — они влюбляются и ревнуют, они завистливы и тщеславны, хвастливы и злопамятны, при случае могут соврать и обмануть, бывают малодушны и просто трусливы. Греки называют богов небожителями, но так как это слишком отдаленно, абстрактно и не очень понятно, они поселяют своих богов на Олимпе. Гора хотя и самая высокая в Греции, но отовсюду видна и, в общем, доступна. Таким образом, боги, можно сказать, всегда под рукой, а самим богам удобно и легко спускаться на землю, чтобы затевать шашни или вмешиваться в дела людей. Отличие богов от людей: 1. они бессмертны 2. они как правила не наказываются за содеянные преступления или наказываются очень мягко.

4. Все боги профессионально ориентированы, они все приставлены к какому-то делу. У народа-труженика, мастера на все руки, и боги были такими же тружениками и мастерами. Одно из прозвищ Афины — Эрганэ, то есть Работница; Гефест не вылезает из своей кузницы и даже на Олимпе бывает неохотно; Артемида пропадает в земных лесах, Дионис предпочитает странствовать по земле, обучая людей виноделию и. винопитию, а обязанности Гермеса трудно и перечислить. Это боги-наставники. Они научили людей земледелию, кузнечному, ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, счету и письму, всевозможным ремеслам, гимнастике и искусствам.

5. Синтез фатализма (предопределённости судьбы богами) и героизма (способности изменить свою судьбу). Культ героя (Геркал, Тезей, Язон) особенно характерен для древнегреческой культуры. Герои их мифологии – люди насквозь земные, из плоти и крови, а не худосочных вымыслов и домыслов. Именно поэтому греческая мифология рождала новую веру и поддерживала надежды. Веру, которая не имела ничего общего с религией,— веру в человека и надежды на его будущее.

При этом важно то, что все героические поступки герои совершают сами, силой своего тела и разума. И Геркулес, и Тезей свои подвиги совершают сами, без всякого колдовства; силой своего разума Эдип изгоняет сфинкса; только ловкость и сила охотников побеждают волшебного калидонского вепря; только благодаря мужеству, воле и силе своих рук Одиссей не погибает во время бури, насланной на него Посейдоном. В славянских и арабскихсказках герои летают на волшебном ковре-самолете. У греков человек тоже летит, но без всякого волшебства — на крыльях, сделанных своими руками. Но если человек, обыкновенный смертный, со всеми его слабостями и недостатками, способен на захватывающий дух героизм, на благородство и самопожертвование, которые неведомы ни богам, ни другим живым существам, кроме человека, если мысль человека бесстрашна и неостановима, все меньше полагается на чудо и все больше на самое себя, если человек во имя свободы и справедливости способен восставать даже против богов – для него нет пределов прогресса, то самосовершенствование безгранично. Героем становился после смерти человек выдающийся, заслуживший особую благодарность соотечественников. Героями были прежде всего основатели родов, поселений, колоний, затем законодатели, выдающиеся воины, жрецы, пророки, великие поэты, наконец, те, кто своими изобретениями улучшил условия человеческой жизни. Могила героя была важной святыней общины. Находилась она обычно на рынке, возле ворот, или на границе общинных владений. Иногда священную могилу окружали тайной из опасения, что враг выкрадет драгоценную реликвию. Над могилой героя воздвигался храм — герооном, окруженный оливковой или кипарисовой рощей, где под страхом сурового наказания нельзя было сорвать даже ветки. Возле могилы стоял низкий алтарь с канавкой вокруг для собирания крови жертв. Жертвоприношение происходило ночью или в сумерки. Убивали животных с черной шерстью и полностью сжигали их. На каждом пиршестве из третьего кубка с вином отливали несколько капель в честь героев, а все, что во время еды падало на землю, оставлялось как уже принадлежащее им. В периоды опасности самые горячие молитвы обращались к героям, так как эти ближайшие покровители скорее всего могли прийти на помощь. Многих героев изображали в виде змеи. Змея, ползающая по земле, укрывающаяся в расщелинах, как бы отражала загробный характер этих полубогов.

6. Высокий нравственный потенциал религиозно-мифологической системы.Греческая мифология развертывает перед нами поразительную картину проявления высочайших человеческих достоинств, взлета человеческого духа, его мужества и силы. Древний грек верил в Предопределение, верил в своих богов и боялся их. Ничуть не меньше он боялся и всякого рода примет, был одержим суевериями, которые сохранились от древнейших времен анимизма и которые отлично уживались у него с верой в олимпийцев. У него не было никаких иллюзий насчет загробного мира, никаких надежд на посмертное вознаграждение: жизнь — единственный и неповторимый дар. И вот этот самый грек, боящийся богов и смерти, во имя долга идет на смерть, вступает в спор и даже борьбу с богами. Исполняя долг, Геракл не устрашился Артемиды и не уступил ей свою добычу, возмущенный несправедливостью, он вступает в бой с Аполлоном и даже бога смерти заставляет убраться восвояси. А Пенелопа, двадцать лет хранящая супружескую верность Одиссею? А сам Одиссей, который отвергает любовь богини и даже возможное бессмертие во имя любви к родине, родному дому и близким? А Гектор, блистательный, благороднейший Гектор, который знает, что сражается за обреченное дело, что он погибнет в этой борьбе, но не может и не хочет отступиться, так как выполняет свой долг — защищает свой дом, своих близких, свое отечество. Есть сфера, в которой бессильны и боги, и люди – любовь. Никто не может заставить полюбить или разлюбить.

7. Специфическое содержание культура мёртвых.С демонами был связан культ мертвых, который в древней греческой религии занимал главенствующее место. Останки хоронили, кладя в могилу целое хозяйство: драгоценности, оружие, различную посуду, фигурки домашних животных. По-видимому, считалось, что покойник может возвратиться на землю, если вдруг затоскует об оставленном им имуществе. Если же часть его он возьмет с собой, то, вероятно, больше уже не захочет посещать свой дом. Покойник был мстительной и страшной силой, в любую минуту он мог обернуться вампиром. Его старались умилостивить дарами и жертвами. Первой данью был безудержный и громкогласный плач. Плакальщики ногтями раздирали себе лица, рвали волосы на голове. Над могилой убивали животных и рабов. Не только в день похорон, но и потом семья время от времени приносила покойнику жертвы. Через трубку в могилу сливали кровь зарезанных животных, чтобы накормить мертвеца. После похорон дома устраивали поминки, и считалось, что душа умершего является подлинным хозяином пиршества. Весной в Афинах во время праздника Антестерий повсюду отмечали день поминовения усопших. Неподалеку от храма Зевса в земле была большая расщелина. Через нее вглубь земли стекли воды потопа, и через нее на третий день Антестерий души выходили на землю. В этот день храмы закрывались, чтобы души не могли войти в них и осквернить своим присутствием места, посвященные богам. Двери домов обмазывали смолой, так как верили, что смола отгоняет нечистую силу. Каждая семья накрывала для умерших пиршественный стол. Варили семена всех сельскохозяйственных культур и ставили в горшке на алтарь в отдельной комнате, куда никто не смел входить. Поминки кончались вечером, когда вход в жилище открывали со словами: «Души, идите за дверь, Антестерии уже кончились!» Греки верили, что находящаяся в теле душа подобна маленькой куколке и видна через зрачок глаза. Ее называли кора — девочка. Эти неуловимые существа могли оказывать благодеяния или приносить вред. На том свете душа становится вещей и, являясь во сне, навевает пророческие сны. Однако иногда невидимым прикосновением она вызывает внезапную болезнь, отнимает разум или жизнь. Особенно опасны души тех, кто умер преждевременно, насильственной смертью.

Развитие религиозно-мифологической системы. Разветвленный пантеон богов. Гомеровская реформа религии.

До установления пантеона олимпийских богов, у каждой деревни были свои боги. Позже был единый пантеон, но у каждого города был свой бог-покровитель, в честь которого строили храмы.

Упорядочивание системы богов принадлежит Гомеру. Историк Геродот говорит: «Гесиод и Гомер составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы». Гомер, создатель «Илиады» и «Одиссеи», жил в VIII веке до нашей эры, а Гесиод в VII веке написал поэму под названием «Теогония», то есть родословная богов. В сущности, они определили типичные образы богов, которые с тех пор не претерпели существенных изменений. Большую и беспорядочную массу богов они подчинили определенной системе, опирающейся на их родословные и семейные отношения.

Религия Гомера была новостью, переворотом. Она коренным образом отличалась не только от древнейшей греческой религии, но и от верований греков в более поздние времена. Произошло это потому, что поэзия Гомера была придворной, аристократической. Поэт старался как можно дальше отойти от народных предрассудков. Будучи представителем более высокой цивилизации, Гомер отбросил первобытные страхи, демонизм, кровожадность.

Боги Гомера — это попросту бессмертные люди, одаренные неземной красотой и силой. Каждый из них имеет собственное имя и черты, присущие только ему. Отличаются они друг от друга полом, возрастом, характером и сферой власти, а все вместе образуют большую семью или, скорее, государство во главе с монархом Зевсом, который распоряжается всеми сферами: небом, землей, морем и подземным царством. Таким образом, Гомер навсегда закрепил антропоморфический характер греческой религии.

Древнейшие верования и народные предрассудки были оттеснены, а на вершину религии вознесены идеальные образы Гомеровых богов. Правители и просвещенные слои всех греческих государств окружили новую религию особым попечением. Местные божества сникли перед лучезарным сонмом олимпийцев, а так как народ не мог с ними так легко расстаться, было придумано множество легенд о борьбе, супружеских и всевозможных связях старых божков с могущественными пришельцами. Иногда прежний бог оставался при новом в качестве героя или жреца и основателя нового культа или же попросту в храме нового бога показывали могилу его предшественника, которого он победил. Очень часто культ старого бога переносили на кого-либо из олимпийцев, давая ему в качестве прозвища имя вытесненного им божества. Случалось, что какое-нибудь местное божество было так почитаемо и одновременно настолько своеобразно, что его нельзя было ни отождествить с кем-либо, ни низвести до роли подручного. Например, аркадийская богиня Эвринома не покорилась нашествию Гомеровых богов и осталась в своем древнем храме, окруженном кипарисовой рощей, где стояло ее изображение полуженщины-полурыбы — странное явление среди прекрасных человеческих фигур остальных богов.

С тех пор существовали как бы две религии: официальная, проповедуемая государством, литературой и искусством, опирающаяся на гомеровскую традицию, и верования низших слоев, сохраняющих предрассудки догомеровских времен.

Не удалось также уничтожить религиозную автономию, которая стала постоянной и знаменательной чертой греческой религии: каждая община имела своих особых покровителей. Когда ряд общин объединялся в государство, различия не затирались: почитаемая в Аргосе Гера не была полностью подобна Гере Афинской. Боги, признанные всеми греческими государствами, не везде были одинаково почитаемы.

Орфики.Это была религиозная секта, считавшая своим основателем легендарного прорицателя Орфея. Орфическая религия была мистическим монотеизмом. Известные из мифов боги были для орфиков лишь внешними формами единого божественного существа. Дионис под именем Загрея, сын Зевса и Персефоны, еще в детстве получил от отца власть над миром. Однако титаны хотели его убить. Маленький бог бежал от них, превращаясь по дороге в различных животных. В конце концов, когда он превратился в быка, титаны разорвали его на куски, изжарили и съели, а сердце похоронили в земле. Афина нашла сердце Загрея и принесла Зевсу, который его проглотил. Позднее от Зевса родился второй Дионис, которого мир знает как сына Семелы. Зевс сжег титанов молнией, а из их пепла создал людей. Так как титаны пожрали тело Диониса, в каждом человеке заложено двоякое начало: хорошее — дионисийское и плохое — от титанов. Задача людей — освободиться от проклятого наследия, то есть от тела, так как только душа в них дионисийская. Необходимо властвовать над телом, укрощать его — только таким способом можно освободить душу от телесных уз.

Согласно учению орфиков, душа после смерти отправляется под землю, где предстает перед судом. Преступник получает заслуженную кару, которая не является вечной. Очистившись, душа возвращается на землю и вступает в новое тело, чтобы искупить вину предшествующей жизни. Таким образом, она постоянно возрождается и умирает. Посвященный в орфические мистерии получает в преисподней более мягкий приговор и даже может быть освобожден от повторных рождений. Однако одного посвящения недостаточно. Только тот, кто хорошо и добродетельно проживёт свою жизнь, заслужит благосклонность Диониса и соединится с богом навсегда.

Но во второй половине IV века положение меняется. Греческий Олимп заполняет множество новых богов. Правда, это случалось и прежде. Греки, как и все политеисты, отличались широкой веротерпимостью и большой восприимчивостью к чужим верованиям. Вероятно, они считали, что богов никогда не бывает слишком много и что за рубежом всегда может отыскаться какой-либо бог, которого полезно привлечь на свою сторону. Особенно Египет, извечная страна чудес, поражал и манил греков, веривших, что в храмах над Нилом скрывается некая тайная мудрость. Именно оттуда они заимствовали богиню, которая с III века до нашей эры и почти до конца периода древности объединяла вокруг себя многочисленных почитателей,— Изиду.

Вместе с ней утвердился культ ее мужа и брата Осириса, который под именем Сераписапо всему греческому миру рассеял множество своих храмов.

Из восточных богов более всех почиталась «Великая Мать», матерь богов — Кибела. Это была фригийская богиня (страна на северо-запада Малой Азии), в которой греки распознавали свою Рею, жену Кроноса.

Другим могущественным богом с Востока был Митра, ирано-вавилонский бог света. Культ его начинает распространяться в эллинистический период, а во II и III веках нашей эры достигает наибольшего развития. Митра становится в это время главным божеством греко-римского мира.

В эпоху великих монархий, то есть, начиная с Александра Македонского, прежний строй Греции, опирающийся на города-государства, перестал существовать. С тех пор не стало тех национальных уз, которые понуждали отдельных граждан чтить богов своих отцов и дедов. Так как новые государства, эти огромные монархии, не оказывали в религиозном отношении никакого нажима, религия стала частным делом, каждый искал бога там, где надеялся его найти. Возросла личная религиозность, сильно окрашенная мистицизмом, широко распространились всевозможные предрассудки наряду с магией и ворожбой.

Начиная с эллинистической эпохи вплоть до II века нашей эры в греческом обществе становится заметным течение, которое можно назвать романтическим,— тоска о древних культах. Возрождались обряды, память о которых почти стерлась, восстанавливались из руин древнейшие храмы, с большой пышностью проводились старинные игры, советовались с забытыми оракулами. Но продолжалось оно недолго и было слишком слабым, чтобы оградить эллинский Олимп от нашествия восточных богов.

Последним великим творением греческого гения был неоплатонизм, обоснованный философом Плотиной (III век н. э.), который считал себя учеником и продолжателем Платона. В течение многих веков греки стремились упростить свой политеизм и подчинить его идее главного божества. Эту задачу и взял на себя Плотин. Он создал понятие бога, существующего вне всяких чувственных форм, которого нельзя ни определить, ни назвать. Боги, почитаемые в храмах, были проявлением божественности Существа существ. Мифы неоплатоники объясняли аллегорически, но уважали обряды и все религиозные церемонии. Неоплатонизм наполнил мир демонами. Демоны были как бы посредниками между землей и небом. Они были бессмертными, превосходили человека разумом и силой и — в зависимости от своей натуры — были добрыми или злыми.

Неоплатонизм был последней попыткой сохранить и оживить старую греческую религию, но он не достиг цели, так как единственной религией, которая действительно соответствовала потребностям времени, было христианство.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1029; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!