Жречество. Искусство оракулов.



В Греции не существовало единообразного духовенства в нашем понимании. Объяснялось это тем, что первобытные культы были домашними, и отец семейства был одновременно и жрецом. Греческий жрец не получал специального образования и ничем не отличался от остальных граждан. Наряду с мужчинами богослужение совершали и женщины. Быть блюстителем храма означало исполнять государственную обязанность. Вне храма жрец был человеком светским, В каждом храме был один жрец, в помощь которому выделяли стражников и рабов. Так как не существовало ни догматов, ни вероучения, жрецы никого не поучали. Единственной их обязанностью было совершение обрядов. Жрецов выбирало народное собрание. В некоторых культах должность жреца была наследственной. Жрецом мог быть только человек духовно и физически полноценный, полноправный член общины. Доходы его состояли из особой порции мяса от каждой жертвы и нерегулярной платы. Иногда он получал доход от владений, принадлежащих храму. При совершении обрядов жрецы надевали старинную ионическую одежду: белый или пурпурный хитон с рукавами, но без пояса. Иногда они выступали в одежде божества. Например, жрица Артемиды в Патрахехала на колеснице, запряженной оленями, а жрица Афины в ахейской Пеллане в праздничные дни надевала шлем и панцирь. В частной жизни они носили обычную одежду.

Главным актом религиозных обрядов было жертвоприношение — дар, приносимый божеству, чтобы заслужить его благосклонность. На ступенях алтаря убивали животных: быков, коров, овец, коз, свиней и т. д. В особо торжественные дни число жертв было очень значительным и называлось «гекатомба», или сотня жертв. Понятие «гекатомба» не следует принимать буквально. Лишь в редких случаях убивали сотню жертвенных животных, как правило же, гекатомбой называлось большее, чем обычно, жертвоприношение, состоявшее из нескольких или нескольких десятков животных. Для жертвоприношения выбирали преимущественно взрослых и здоровых животных, однако в этом отношении бывали исключения, так как каждый культ требовал животных другой породы, пола, масти и т. д. Обычно рядом с алтарем стояла таблица с точными указаниями, как следует приносить жертву.

Жертвенным животным часто золотили рога, украшали их лентами и венками. Прежде всего, жрец срезал со лба животного клок шерсти, который бросал в огонь, после чего осыпал его голову зернами ячменя. Под звуки флейт жертве наносили удар топором так, чтобы кровь обрызгала алтарь. Убитое животное делили на две части: худшую (жир, кости и кожу) сжигали на алтаре, остальное жарили и устраивали пиршество для всех присутствующих. Когда жертвы приносило государство, пировало все население, а лучшие куски получали сановники и жрецы.

Бедняки, которым не на что было купить жертвенное животное, приносили кусочки теста, выпеченные в виде быка, коровы или овцы. Такие заменители жертв зачастую применяли в осажденных городах, когда там не хватало мяса. Кроме того, греки приносили и совершенно бескровные жертвы — вино, фрукты и всяческие плоды земли. Не только во время торжеств, но и за обычным ужином в честь богов из кубка отливали несколько капель вина.

Наравне с дикими племенами, греки в древнейшие времена считали, что самый приятный дар для богов — человеческое жертвоприношение. Следы этих воззрений сохранились в Греции до очень поздней эпохи. Об этом свидетельствуют прежде всего легенды, в которых какой-либо прорицатель, для того чтобы умилостивить богов, приказывал принести в жертву человека.

Более того, мы знаем даже о регулярных человеческих жертвоприношениях в историческую эпоху. На острове Родосе ежегодно убивали человека на алтаре Кроноса, а в городе Абдере побивали камнями одного из граждан, словно жертвенного козла, дабы очистить все общество. Подобный обычай существовал в Афинах, вероятно, до V века. Во время майского праздника Таргелиев в торжественной процессии вели двух людей — мужчину, как носителя мужских грехов, и женщину, воплощение грехов женских,— украшенных гирляндами белых и черных фиг. По окончании шествия предназначенных в жертву выводили за город и убивали. Для этой цели использовали осужденных на смерть преступников.

Грек молился часто, но никогда не молился без определенного повода: он или просил богов о помощи, или благодарил их за оказанную помощь. Прежде чем что-нибудь предпринять, он обещал богам какую-нибудь жертву, если они исполнят его просьбу. Обращался он к тому божеству, которому легче всего было заняться его делом, так как оно входило в сферу власти данного бога, или к богу, храм которого находился поблизости. Молясь, грек стоял выпрямившись и подняв вверх распростертые руки. Только обращаясь к богам подземным, он падал на колени и стучал ладонью об землю, желая таким способом привлечь внимание богов, обитающих под землей.

Самыми ценными проявлениями милости богов греки считали предзнаменования и прорицания оракулов. Прорицатели и прорицательницы — люди, которых боги одарили особыми способностями и наитием, толковали различные знамения: полет птиц, удар молнии, неведомые голоса, неожиданные встречи, движения, цвета, расположение внутренностей жертвенных животных,— во всем этом проявлялась воля богов. Иногда же бог вещал прямо устами своих жрецов, и тогда в его храме появлялся оракул.

Самым прославленным эллинским оракулом был дельфийский.

Среди гор Парнаса, у подножия двух голых красных скал, окруженный рощей, возвышался храм Аполлона, а вокруг теснились многочисленные здания и статуи. Из самых отдаленных мест по скользким ущельям стекались сюда верующие, неся богу свои заботы и надежды. После жертвоприношений тянули жребий, чтобы установить очередность для жаждущих совета. Перед порогом божьего дома стоял храмовый слуга, который собирал устные и письменные вопросы и передавал жрецу, чтобы тот повторил их одной из подверженных наитию девушек, называемых пифиями (от названия храма Пифион). Выбранные коллегией жрецов, пифии с детства воспитывались в храме и вели монашескую жизнь. В самом священном месте храма, называемом адитон, которое, по-видимому, было пещерой, пифия садилась на треножник в облаках удушливых испарений. Древние утверждали, что испарения шли прямо из-под земли, однако при раскопках дельфийского храма ненашли и следа какой-либо трещины, откуда могли бы проникать одуряющие газы. Поэтому ученые пришли к заключению, что в глубине грота сжигались особые курения, которые окружали прорицательницу облаком дыма. Одурманенная пифия впадала в своеобразный экстаз и на задаваемые вопросы отвечала множеством бессвязных слов. Особые жрецы составляли из этих слов стихи загадочного или двузначного содержания.

В середине храма была овальная глыба – «пуп земли». Греки представляли себе землю плоским кругом, а серединой этого круга Дельфы. Зевс, желая найти середину земли выпустил с запада и востока двух голубок, которые встретились над этим камнем.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!