Пьер Пюви де Шаванн (1824-98) у истоков символизма



Настоящая известность пришла к нему только в 1871, когда публика познакомилась с двумя его композициями с одинаковым названием "Надежда". Одна и та же девушка, аллегория Надежды, предстаёт перед зрителем в одинаковой позе, обнажённой и одетой в белое.

- цикл фресок – панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874-98) – для Пантеона (церковь Св. Женевьевы, Париж, арх. Суфло)

- бедный рыбак.

ОделонРедон (1840-1916)

Родился в Бордо. Там стал рисовать. Потом увлёкся графикой. Любимый материал – уголь. Работы непонятные.

-Ворон – иллюстрация к строкам Эдгара По «Ворон»:

Только приоткрыл я ставни – вышел Ворон стародавний. Шумно оправляя траур оперенья своего.

Гюстав Моро (1826-1898)

Сформулировал принципы своего творчества:

1.принцип прекрасной инерции – все персонажи должны изображаться в состоянии глубокой погружённости в себя, «заснувшими, унесёнными к другими мирам, далёким от нашего». Благодаря этому зритель должен почувствовать борьбу духа за освобождение от власти материи.

- Эдип и Сфинкс: Сфинкс – девушка –полульвица. Жила около Фив и задавала всем вопросы. Кто не мог ответить – убивала. Эдип разгадал. Она в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась.

2. принцип необходимого великолепия – картина должна быть фантастическим видением, красота которого рождает наслаждение. Поэтому живопись должна поражать яркими красками, игрой света, роскошью одежд, изобилием декора и пр.

Поль Гоген о живописи Коро «Каждую человеческую фигуру он превращает в драгоценность, увешанную драгоценностями. По существу, Коро – не художник, а превосходный ювелир».

- Единороги

Эдвард Мунк (1863-1944)

Запись в дневнике: «Болезнь, безумие и смерть – чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».

Норвежский живописец и график. Увлекался Ницше, Ибсеном – сложные психологические ситуации.

В детстве – смерть матери и сестры –потрясение – картина «Больная девочка»

Стремился передать внутреннее состояние – болезненная напряжённость, страх перед смертью, депрессия, страдание, одиночество.

Женские образы – женщина как источник высшей земной красоты, которая при этом несёт в мир грех, зло и разрушение – «Мадонна» и другие женские образы.

«Крик» - самая известная картина, начало экспрессионизма. Сам Мунк – пояснение к литографии: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и опёрся на парапет. Над городом и над черно-голубой набережной висят, как кровь и языки огня, тучи. Мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвождённый к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

Группа «Наби» -сообщество художников, искавших новый живописный язык и увлекавшихся литературой, театром, философией. С 1889 года.

Название от древнееврейского «нави» - вестник, пророк. Так члены группы называли друг друга. Собирались каждый день на ритуальный ужин. У каждого члена было своё название – Наби со сверкающей бородой, Наби красивых икон и пр.

Увлекались творчеством Гогена.

Ориентация на ДПИ: гобелены, керамика, витражи, графика.

Морис Дени (1870-1943)

Религиозные темы, часто модернизированные:

Католическое таинство (Благовещение, но вместо архангела – католический священник и двое детей-служек)

МикалоюсЧюрлёнис (1875-1911) –литовец, музыкальное образование.выражал эмоциональное состояние через формы музыкальных произведений, называл картины сонатами, прелюдиями и фугами.

Заболел душевной болезнью. Умер в 36 лет. Признание после смерти.

Вопрос 4. Музыка на рубеже 19–20 вв.

Музыка рубежа веков отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур. Изменения в общественной и культурной сферах Европы способствуют вовлечению новых внеевропейских музыкальных явлений, а потребление музыкальной продукции на аудионосителях меняет отношение к музыке. Она начинает осмысляться как явление глобальное, усиливается ее потребительски-развлекательная функция. Возрастает роль массовой культуры и популярных музыкальных жанров, они отделяются от культуры элитарной, западноевропейской музыкальной классики и профессионально-академической композиторской деятельности.

Направления:

1. Романтизм (новые черты)

2. Импрессионизм

3. Неоклассицизм

4. Урбанизм

5. Экспрессионизм

ВоФранцииромантическиечертыобреталиновуюкрасочность,насыщалисьдекоративнымиэлементами,экзотическими«мотивами»колониальногоВостока(С.Франк,К.Сен-Санс).

Импрессионизм.Вконце19в.здесьвозникстильмузыкальногоимпрессионизмаисимволизма.Егосоздатель–композиторКлодАшильДебюсси,чьисочинениядляоркестраПрелюдиякпослеполуденномуотдыхуФавна(1894),Ноктюрны(1899),прозвучавшиепослепервыхвыставокхудожников-импрессионистов,закрепилизанимславумузыканта-импрессиониста.Дебюссиоставалсяверенпрограммностиромантиков(Послеполуденныйотдыхфавна,Девушкасволосамицветальна,Шагинаснегу,Фейерверкит.д.),нодобивалсянеосязаемостиобразов,аихзримости.Некоторыесвоипроизведенияонписал«снатуры»,«напленере»(симфоническиеэскизыМоре,1905).Егомузыкалишеначеловеческихстрастей.Усиливаетсяеесимволическаязначимость(операПелиасиМелизанда,1902):онасамодостаточна,и,«созданнаядляневыразимого»,«выходитизтени,чтобывременамивнеежеивозвращаться»(Дебюсси).Добиваясьэтого,композиторсоздаетновыймузыкальныйязык,ведущийкразрушениюнормклассицизмаиромантизма.ИнтонационноДебюссиблизокфранцузскомумелосу,ноопираетсянасозерцательнуюкрасотуВостока,которымонувлекался,впечатлениямиотобщениясприродой,слитературнойбогемойФранции.ОркестрДебюсси,впротивоположностьнемецкиморкестрам,уменьшаетсяпоколичествуинструментов,нонасыщаетсяновымисочетаниями.Мотивы-краски,фактуры-краски,гармонии-краскиглавенствуют,подобносменяемым«звуковымпятнам»,обостряявыразительноезначениепринципасонорностивмузыке(звуковойилизвуко-тембровойокраски,калористичности).Звуковаятканьстановитсяболеепрозрачной(хорошослышнынаслоениякаждогоголоса)иосвобождаетсяот«давления»нормативныхгармоническихитональныхструктур(исчезаютокончаниямелодий–кадансы).

Урбанизм.ВоФранциизарождаютсяновыетенденции,отрицающиеимпрессионизмкакслишком«вялый»,лишенныйреальнойжизнистиль.Вмодеэксцентрика,буффонада,эпатаж.НиспровергательпредшествующихстилейЭрикСатишокируетновизнойсвоихопусов(балетПараддлятруппыС.Дягилева,19173пьесывформегрушииСушеныеэмбрионыдляфортепиано).Онвводитвсочинениязвукипишущеймашинки,гудки,стук,гулпропеллера,джаз.Возникаетэстетикамузыки,выполняющейроль«музыкальныхобоев»–мебелировочная.ВдохновляемыеидеямиЖ.Кокто(манифестПетухиАрлекин,1918),идеологановой«здоровойиполнойкрикамиулиципарадами»музыки,композиторыобъединяютсявразличныесообщества.

Выделяетсясообщество«Шести»(«Французскаяшестерка»),кудавошлиАртурОнеггер,создательурбанистическогопроизведениядляоркестра,воспевающегомощьновоголокомотиваПасифик231(1913)иряданеоклассицистскихопусов(оратория-мистерияЖаннад'Аркнакостре,1935);авторэксцентричныхбалетов(Быкнакрыше,1923),черпавшийвдохновениевбразильскомфольклореДариусМийо;ФрансисПуленк,поклонникДебюссииоперныйреформатор(моно-операЧеловеческийголос,1958).

Неоклассицизм.Мелодическийигармоническийязыкнемецкихиавстрийскихкомпозиторовконца19–начала20вв.(Вагнера,Брамса,А.Брукнера,Г.Малера,Р.Штрауса,Г.Вольфа,М.Регера)усложнялся,оркеструвеличивалсвоиразмеры,нотноеписьмоперенасыщаласьавторскимиуказаниямивобластинюансов.Обостряетсяинтересмузыкантовквнутреннимпереживаниям,экзальтированнымобразам(операСаломеяР.Штрауса,1905),трагическимигротесковым(2симфонияc-mollМалера,1894).Немецкийнеоклассицизм«готовилпочву»дляновогостиля–экспрессионизма.Усиливаетсярольличностихудожника,обретаетзначимостьегоиндивидуальныйопытипророческоевидениемира.«Композиторобнаруживаетвнутреннююсущностьмираивыражаетглубочайшуюмудростьвязыке,которогонепонимаетегоразум;каксомнамбуладелаетзаключенияовещах,окоторыхонавсостояниибодрствованиянеимеетпредставления»(А.Шопенгауэр).Начинаютосознаватьсяидеимузыкальногоглобализма:«Музыкаспособнапередаватьпророческоесообщение,открывающеетуболеевысокуюформужизни,ккоторойидетчеловечество».Благодаряэтомуона«апеллируетклюдямвсехрасикультур»(А.Шенберг,статьяКритерийоценкимузыки).

Экспрессионизм.АтмосферакультурнойжизниГерманиииАвстриивначале20в.быланаполненатрагическимипредчувствиямигрядущихмировыхвойн.Здесьосуществлялосьсознательноеразрушениетональногомышленияпредшествующихэпох–основымузыкальногоязыкаклассиковиромантиков.

Отказотощутимогонаопределенномучасткепроизведениятональногоцентра(тоники)итяготенийкнемудругихтоновигармонийбылпорожденпроцессомхроматизациизвуковогоряда,раскрепощениемвсехдвенадцатиполутоновтемперированногостроя.Тоникакакустойчивая(заключительная)музыкально-психологическаяопораизбегается,усиливаетсяощущениепостоянногодвижениянеустойчивыхзвучаний,психологическоенапряжениеожиданиятоник,которыхнет.Усиливаетсявводнотоновость,котораяпереводитодиннеустойвдругой–ужеизновойтональности.Устанавливаетсяпаритетвозможныхтоник,ниоднойизкоторыхнеотдаетсяпредпочтение.Такаятехника,характернаяужедляВагнераикомпозиторовпостромантизма(Р.Штрауса,А.Брукнера),привелаквозникновениюдодекафонии(букв.–«двеннадцатизвучие»)–«системыдвенадцатисоотнесенныхтолькомеждусобойзвуков»,–поопределениюееоснователяавстрийскогокомпозитораАрнольдаШенберга.Емупринадлежиттакжесозданиеновогостиля«речевогопения»или«пенияговорком»(«Sprachgesang»),гдеотсутствуетточнаявысотаинтонируемыхтонов.Последователидодекафонногометода(или«техникиряда,серии»)образовалиновуювенскуюшколу(ШенбергиегоученикиАльбанБерг(1885–1935)иАнтонВеберн).Посколькувседвенадцатьтоноввгаммеобъявлялисьравными,тометодсозданиядодекафонноймузыкиопиралсянановые«значащиеединицы»,которымистановилсякаждыйотдельнозвучащийтон.Тонисочетаниянесколькихразныхтонов(серия),нонемелодия,немелодико-гармоническийкомплекссталивыполнятьфункцию«музыкальнойтемы».Выразительностьтакихтемдостигаласьприпомощиприемов,ограничивающихповторытоновисерий.Музыкасталавыражатьэмоциипотерянности,тревоги,хаоса,разорванностисознания–признакиэкспрессионизма.Кредомузыкантов-экспрессионистоввыражаютсловаШенберга:«Искусство–этовопльтех,ктоборетсяссудьбой».ВысокохудожественноевоплощениесерийнаятехниканашлавпослевоеннойкантатеШенбергаУцелевшийизВаршавы(1947),концертедляскрипкисоркестром(Памятиангела,1935)иопереБерга(Воццек,1925).ВтворчествеВебернапроявилисьчертымузыкальногопуантилизма,когда«событийность»вмузыкальномразвитиисводитсятолькокизменениюсамихтонов–меняетсяихпродолжительность,темброваяидинамическаяокраска.Произведенияотличаютсянебывалойкраткостью(общаяпродолжительностьвсех31опусовВеберна–тричасазвучания)ипредельнойнасыщенностьюмузыкально-тоновой(точечной)«информацией».Принципысерийнойтехникиписьма(расширенноговсвоихвозможностяхметодадодекафонии)будутглавенствоватьвсочиненияхмногихкомпозиторов.

Неофольклоризм.Впервойполовине20в.вЕвропезарождаютсяявления,которыесоздаютпредпосылкидляавангардизма.Композиторыобращаютсякнеобычнымтембрам,ритмам,интонациям(фольклору,джазу,экзотическимвосточныминструментам,шумам),расширяясферусамогоматериаламузыкииувеличиваяарсеналиспользуемыхсредств.Особоеобновлениенаблюдаетсявобластиритмики,котораястановитсяжестче,агрессивнее,разнообразнеепохарактеруинасыщаетсяэлементамиэкзотикииархаики.Интересктанцевальным,пластическим,сценически-ораториальнымжанрамувеличивается.Миф,сказкаиаутентичный(илистилизованный)музыкальныйфольклорстановитсяматериаломдлясозданияновыхпроизведений,основанныхнасовременнойтехникеписьма.Ново-фольклорномунаправлению(неофольклор)отдалипредпочтениеИгорьСтравинский,БелаБарток,КарлОрф.

Характернойприметойвременистановитсято,чтомногиекомпозиторы«пробуют»себявразличныхстилях,отдаваяпредпочтениетойилидругойтехникевразличныепериодысвоеготворчества:от«русскихфольклоризмов»(ранниебалетыВеснасвященная,Жар-птица,Петрушка,поставленныев1910–1913вПариже)–дополистилистики(балетПульчинелла,1920)инеоклассицизма(Симфониипсалмов,1948иЗаупокойныепеснопения,1966)–таковдиапазонИгоряСтравинского.Различныестилисоединяютпоройводномсочиненииввидеособоготворческогометода–полистилистики.ЕепрародителемсталамериканскийкомпозиторЧарльзАйвз,которыйврамкаходнойкомпозициисочеталпсалмы,рэгтаймы,джаз,патриотическиеирабочиепесни,военныемарши,хоральныегармонии.Начинаютиспользоватьсятакиевидыполистилистики,какцитирование,аллюзия,коллаж.

ТворчествофранцузскогокомпозитораОливьеМессиана(1908–1992)выделяетсястилистическойоригинальностью.Композиторсумелподчинитьнайденныеимритмическиеитембровыеновшества,явившиесярезультатомизученияиндийскойкультуры(Турангалила,1948),высокимдуховнымпомысламтеологическогоипантеистическогохарактера.Он«разговаривает»сослушателямиконцертныхзалововечныхценностяхвпростоймузыкальнойформе(Трималенькиелитургиинабожественноеприсутствие,1941,ДвадцатьвзглядовмладенцаИисуса,1944).

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!