Альфонс Мария Муха (1869-1939)



Живописец, график (календари, открытки, афиши, панно), ювелир, ДПИ, скульптор.

Свой стиль, «Стиль Мухи»: декоративизм, каллиграфическаяпрорисованность линий. Элементы: идеализированная фигура прекрасной и девически грациозной женщины, вписанная в орнаментальную систему цветов, арабесок, символов, с роскошными волосами.

Родился в Моравии (Чехия), но славы добился в Париже благодаря афишам спектаклей Сары Бернар (Жисмонда и др.) и её театра Ренессанс. Она подписала с ним контракт на 6 лет – это прославило.

«Жисмонда»: Муха получил заказ неожиданно и должен был сделать афишу за 1 ночь, так как Сара Бернар отвергла эскизы предыдущего художника.

«Медея» - выбран момент, когда Медея убила своих детей из мести

«Самаритянка» и др.

«Грёзы». Кто-то из критиков: Она могла бы улыбаться в любом будуаре.

Много графических серий:

Рекламы

 

ВОПРОС 3. Символизм в искусстве рубежа веков

Если понимать слова "искусство символизма" в самом широком смысле, то это будет такое искусство, которое главной своей задачей почитает изображение символов, или же символы составляют его неотъемлемую часть. Греческое слово symbolon - кольцо, разделённое на две части, каждую из которых забирал себе побратим. Это опознавательный знак.

Аллегория - тоже знак, но не обязательно соотносимый с понятиями высшего мира. Она может просто олицетворять некую абстрактную концепцию, например хорошее или плохое правление. И уж ни в коем случае аллегория не служит знаком, ведущим человека к спасению или к единству с вечносущим. Обычно она постигается чисто интеллектуальным усилием.

Пассаж из романа Ю. Коваля "Суер-Выер":

"Но если вас интересует, кому я что подал, могу сказать: древорукому - камень, пеплоголовому - деревянную ложку, нищему духом - головку чесноку...

- Да-а, - протянул Суер. - Но как ты истолкуешь камень, ложку и чеснок?

- Дорогой сэр! - отвечал я с поклоном. - Я уже и так не в меру разболтался. Камень, ложка и чеснок - предметы достойные. Их можно толковать, как хочешь и даже сверхзамечательно.

Картины символистов конца 19 - начала 20 вв. указывают зрителю на его причастность к иному миру. Поэтому не стоит удивляться и ужасаться, встречаясь с монструозными или откровенными темами на картинах мастеров символизма. Символизм 19 века приглашает повнимательнее заглянуть в свой собственный внутренний мир, увидеть там то, что не относится к вещам привычным, что не поддается рациональному объяснению, что кажется волшебным или, наоборот, отвратительным. Он предлагает там искать путь в иной мир.

Символизм как о художественное движение, то он появляется в Европе где-то в середине 19 века - вместе с первыми опытами Прерафаэлитов, отказавшихся от академической традиции в изображении пространства. Имя новому движению дали через 30 с лишним лет - 18 сентября 1886 года Жан Мореас опубликовал в "Фигаро" свою статью о поэтах символистах.

В 1891 Альбер Орье чётко сформулировал 5 основных законов искусства Символизма:

"Произведение должно быть, во-первых, идейным, ибо единственный его идеал - выражение идеи; во-вторых, символическим, поскольку эта идея получает выражение в формах; в-третьих, синтетичным, поскольку рисунок его форм, начертание его знаков соответствует обобщенному способу понимания; в-четвёртых, субъективным, поскольку его объект должен рассматриваться не как объект, но как знак, воспринимаемый субъектом;в-пятых, вследствие сказанного, оно должно быть декоративным, ибо декоративная живопись, как таковая, в представлении египтян, а также, весьма вероятно, и греков, и примитивов, - не что иное, как путь к истинной красоте.

Есть определённая проблема в искусствознании - невозможно точно указать, какого художника считать символистом, а какого нет. Хорошо, когда мастер входит в группу или объединение с более-менее чёткой программой. Черта – пытается ли художник обращаться к символам высшего, таинственного мира.

 

Символизм был последней фазой эпохи романтизма, когда изобразительное искусство ещё мыслилось мощным средством развития человека и, как следствие этого, носило в целом, гуманистический характер.

Общее меланхолическое настроение Символизма, выделяющееся на фоне научного оптимизма и позитивизма конца 19 века, определяет потеря обществом собственной идентичности. Когда на глазах художников распадается старый христианский мир, основа символизма европейского искусства на протяжении многих веков их реакцию можно выразить следующим образом: "Ну что ж, пусть иной мир и вымышленный. Всё равно я предпочитаю находиться там, а не здесь". Декларируется бегство в хрупкий иллюзорный мир, плод фантазии художника. И вот уже Ницше, постулирует миссию художника следующим образом: "Мы хотим, чтобы произведения искусства оторвали несчастных больных и умирающих от нескончаемой похоронной процессии человечества ради мимолетного наслаждения: мы дарим им миг опьянения и безумства".

Но как выглядит эта другая реальность, куда же убегают, где прячутся разочарованные сыны индустриального общества? В их мире чаще встречается луна, чем солнце, дело происходит в сумерках, а не при свете дня, осенью, а не весной... Это мучительный мир, и вряд ли кто-то может найти здесь успокоение.

Важное значение имеет тематика Символизма.

- темы греха, смерти, ночи, выступающими своего рода точками напряжения.

-повышенный интерес к самым разным сторонам отношений между мужчиной и женщиной. Женщина предстаёт то невинной и чистой, то обладательницей огромной силы, но чаще - олицетворением порока, зла и телесности. Можно сказать, что женский образ - один из главных знаков, отсылающих нас к другой реальности. Поэтому сцены, изображающие женщину, как лишающую мужчину его силы (Кубин, Моро), мучающую его (Мунк), лгущую ему (Валлоттон) почти всегда имеют второе значение отношений человека с высшим миром.

-Другой знаковой темой Символизма становится театр. Этот интерес к личине - одновременно и скрывающей и раскрывающей истинное лицо, к лицедейству, не случаен. Ведь театр - самый лучший образ для нашего мира, где настоящая реальность прячется за масками и за жестами. В то же время, создание декораций, театральных афиш, программок и костюмов позволяло выстроить материальный, но в то же время иллюзорный мир в самом сердце промышленного общества.

Символизм 19 - начала 20 в. - это конец традиционного европейского искусства. Или, точнее, это традиция отношения к изображению, доведённая до пределов собственного существования. Совершенно неправомерно говорить о живописи Символизма как об искусстве упадка. Напротив, по количеству ярких, запоминающихся образов и художественных решений, это одна из вершин изобразительного искусства.

«Бранд» Г. Ибсена:

И растет внутри все шире

Сердце - мир в растущем мире,

И опять словам я внемлю:

"Засели всю эту землю!"

Мысли, действия, стремленья,

Что к свершению стремятся,

Шепчут, движутся, роятся,

Словно бьет их час рожденья.

 

Бодлер «Цветы зла»

РАЗГОВОР

 

Ты вся - как розовый осенний небосклон!

 Во мне же вновь растет печаль, как вал прилива,

 И отступает вновь, как море, молчалива,

 И пеной горькою я снова уязвлен.

 

 - Твоя рука скользит в объятиях бесплодных,

 К моей поруганной груди стремясь прильнуть;

 Когтями женщины моя изрыта грудь,

 И сердце пожрано толпой зверей голодных.

 

 Чертог моей души безбожно осквернен;

 10 Кощунство, оргия и смерть - со всех сторон

 Струится аромат вкруг шеи обнаженной!

 

 В нем, Красота, твой бич, твой зов и твой закон!

 Сверкни же светлыми очами, дорогая,

 Зверям ненужный прах их пламенем сжигая!


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!