Религия и культура древних цивилизаций



Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила и уже различали с одной стороны “людей” а с другой не только животный и растительный мир но и ливийцев азиатов африканцев. Люди отличались и от богов, ибо людьми считались те кто жил в Египте одевался и вел себя по-египетски.

В то же время от древности долго оставалось представление о том, что люди боги и другие элементы вселенной – единосущностны. Небо могло мыслиться и как корова и как женщина. Бог мог предстать в виде сокола крокодила. Все явления природы были разными, но имели как бы одну основу и могли переходить из одного состояния в другое. И мерки человеческого поведения становились точкой отсчета для понимания внечеловеческих явлений лишь потому, что они были известнее ближе понятнее. И боги вели себя, как люди бывая то благосклонными, то враждебными то равнодушными.

Верования помогали жить людям свободным от инстинктивных программ поведения. Они помогали взаимодействовать с окружающей средой и упорядочивать отношения между людьми внутри сообществ. Они задевали ориентиры поведения и формировали саму жизнь сообщества и жизнь индивида в сообществе.

Таким образом, верования стали элементом устойчивости человеческих отношений с миром и в то же время формами (ритуальными культовыми) цивилизованной жизни отличной от животно-растительного существования и все более от первобытнодикого. И в этом смысле процессы цивилизации и окультуривания жизни, в общем, совпадали, т. е. верования были моментом становления и цивилизации и культуры.

Высший же уровень культуры, т. е. собственно культура (в том понимании, о котором шла речь выше) даже в древних цивилизациях, уже не говоря о более ранних периодах, становится возможным не сразу далеко не для всех и далеко не полностью.

Ведь выход на этот уровень, во-первых, предполагает появление ценностей не замкнутых на полезности практически не сводимых к норме к должному и тем не менее выражающих то чего страстно желает к чему стремится отдельный человек что становится его идеалом. Во-вторых, уровень полноценной культуры предполагает наличие высокой (не утилитарной) ценности отдельного человека в обществе в котором человек мог бы выступать в качестве высшей ценности для другого человека.

Но языческие верования даже самые прекрасные (типа греческой олимпийской религии) были, в общем, неустойчивы в отношении к очеловечиванию человека. Дело не в том, что они сохраняли возможность человеческих жертвоприношений не в грозности неумолимости и порой жестокости многих языческих божеств. В языческих верованиях не было устойчивых представлений об идеальной жизни как о жизни, прежде всего духовной. Древнеязыческие религиозные верования все же были ориентированы на более или менее прагматичное бытие. О спасении души верующего, а тем более всех верующих не было и речи, так же как и о духовном единении людей в этом мире или в ином. В языческих верованиях не было заложено представлений о смысле человеческой жизни как о жизни, приобщенной к вечному духовному бытию.

Культура и особенности мировых религий

религия культура цивилизация

Монотеизм, т. е. религии, основанные на вере в единого Бога, появляется в истории человечества вслед за политеизмом многобожием. В разных регионах земли развиваются разные варианты монотеистических верований, среди которых наиболее широкое распространение получили буддизм ислам и христианство. Во всех этих религиях утверждается возможность обретения человеком блаженного состояния приобщения его к вечности к истинной жизни. При этом земное существование человека видится, как некий переходный момент, значимость которого оценена по-разному в каждой из указанных религий и даже внутри каждой из них в разные исторические периоды.

Так для буддизма исходным стало то, что жизнь в мире полна страданий. Источник страданий – это само рождение человека, а смысл и характер каждого нового рождения определяются поступками, совершенными в прошлой жизни. Тяга к земным благам осложняет существование ведет к недостойным поступкам и таким образом предопределяет несовершенство новых воплощений человека, цепь которых непрерывна. Надо разорвать эту цепь, уяснив иллюзорность этой жизни и достичь истинного знания истинного существования освободившись от земной суеты.

Состояния нирваны достичь трудно. И от простого буддиста требуется меньше: быть правдивым щедрым заботиться о монахах и учителях стараться не делать зла не иметь злых помыслов. Тогда он будет лучше жить на земле и получит надежду на блаженство в грядущем.

В целом можно говорить что буддизм (в сравнении с языческими религиями) проявил в себе изменение отношения “человек – бог” воплотил тенденцию к духовному единению людей через одну веру к обретению ими единого смысла жизни, единых норм человечности, единых ценностей бытия. И буддизм стал важным моментом культуры огромного региона.

То же самое хотя и по-другому выразилось в развитии ислама и христианства. Разница между религиями оказалась существенной, ибо в ней сказалось различие между людьми Юго-Восточной Азии Ближнего Востока и средиземноморско-европейских областей.

Различие определилось разной природной средой и разной историей разницей в типах развивавшихся культур. Общества Средиземноморья Европы даже славянского мира и Арабского Востока оказались более динамичными подвижными. Юго-Восток Азии был более традиционным консервативным с очень медленным развитием производства, основой которого было примитивное сельское хозяйство в условиях требовавших постоянного кропотливого труда для обеспечения жизни.

По-видимому, представления о круговоротах циклах перерождениях, о том, что все повторяется, а в сущности все есть, одно шли от видения круговоротов в природе природной цикличности столь важной для такого сельского хозяйства. И эти представления проецировались на все бытие, в том числе и на человеческую жизнь.

Тяжесть труда и быта их неизменность продуцировали мысли о самоограничении, о стойком покое, как блаженстве. Юго-азиатскому Востоку были присущи: относительно недвижная экономика, четко фиксированная сословность ритуальность церемониальность поведения созерцательно-мистичное отношение, к миру сочетавшееся с мелочной регламентацией жизни.

Однако на цивилизации Ближнего Востока с определенного момента начали больше влиять именно культуры средиземноморского бассейна и его окружения. Ислам как мировая религия развился не без воздействия христианства, но и на основе местных ближневосточных религиозных культов повлиявших еще ранее на культуру Древней Индии и на появление христианства (зороастризм иудаизм).

Родоначальник ислама пророк Мухаммед пришел к убеждению, что все в мире суета кроме единого Бога. Пророк понял и необходимость внесения крупных изменений в нравственную и правовую сторону жизни арабов. Бог являлся ему и во сне и наяву. Бог сам сообщил ему что он пророк. От Бога пророк получил возможность дать людям Коран (Чтение). Аллах оказался богом, более единым, чем у христиан (нет Троицы). У Аллаха исходно не было человеческих черт. И человек согласно исламу не сотворен по образу и подобию Бога. Человек, зависим от Бога во всем, и не может влиять на него: ни рассердить, ни обидеть.

Исламский Бог – абсолютная ценность, которая выше всего, в том числе и всякой нравственности. Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что им запрещено. Воля Аллаха – это и есть единственное добро. Нравственные законы и нормы провозглашаются как божественные заповеди и становятся, таким образом, обязательными для всех правоверных. Добродетель может быть вознаграждена, ибо и это в воле Аллаха. И после смерти по его воле оказывалась возможной новая жизнь: блаженная для одних и невыносимо ужасная для других злых и порочных.

При всех различиях в разных вариантах Ислама (шииты сунниты и др.) для него характерно изначальное единство религии и права оформленных норм поведения. Законы провозглашаются от имени Аллаха, но следят за их исполнением правители. Ислам регламентирует жизнь людей. Известно как надо судить как наследовать как торговать как вступать в брак и т. д. При этом существуют разные толкования Корана и в общем есть ислам как бы для избранных и его бытовые варианты.

Поведение в обыденной жизни регулируется Шариатом – комплекс религиозно-юридических норм принципов и правил, соблюдение которых означает праведную жизнь угодную Аллаху. В массовом сознании Шариат воспринимается и как Божественный Закон и как образ жизни мусульманина.

Симптоматично и то что ни в одной из этих религий нет богочеловека.

Христианство и культура

Христианство третья из рассматриваемых мировых религий отличается именно верой в Иисуса Христа не как в пророка, а как в Богочеловека. Как известно христианская Троица представляет собой единство Бога Отца (Вседержителя творящего судии и т. д.) Бога Духа Святого (от Отца исходящего) и наконец, Бога Сына Иисуса Христа единосущного с Богом Отцом и Богом Духом Святым и в то же время являющегося воплощением божеского в человеческом. Последнее очень важно. Ведь христианство недаром называется по имени Христа. Христос – это Богочеловек побеждающий смерть воплощающий надежды на коренное изменение мира на преодоление его язв.

Для христианства история есть направленное движение. Христианская история есть однократный неповторимый определенный, в конечном счете, Богом процесс который имеет четкое начало (сотворение) а также конечную цель – приход Мессии Страшный Суд. Содержание же этого процесса – драма человека отпавшего от Бога, впавшего в грех которому потустороннее вечное блаженство может дать лишь милость Божия.

А эта милость может быть дарована, только если имеешь веру в Спасителя, а также в Церковь как носителя веры. И судьба каждого человека, таким образом, является моментом судьбы человечества.

При всех отличиях различных направлений христианства (католичества православия протестантизма) – незыблемой остается вера в единого Бога вера в Спасителя. Христианский Бог – единый всемогущий всеблагой – дает надежду на спасение любому человеку: и униженным бедным несчастным и знатным могущественным. И не только праведникам но и грешникам Условие одно: вера в Христа Спасителя и для согрешившего – искреннее раскаяние покаяние. Христианский Бог – не просто творец и владыка всего отстоящий от людей, но Бог ставший Богочеловеком, пострадавший за грешных людей и своей болью своей смертью спасающий каждого. Всем страждущим он дает надежду и утешение. Каждая душа соотносится с Богом через веру посредством молитвы. И в то же время жизни людей придается всеобщий смысл. Земная жизнь становится моментом небесной истории вечного существования. Люди их души обретают бессмертие. И именно в связи друг с другом. Ибо спасение души обеспечивается на земле не только через внутреннюю веру молитву, но и через действенное отношение человека к другим людям через поведение.

Христианством утверждаются всеобщие нормы нравственности, которые надо соблюдать. И если в Моисеевых ветхозаветных заповедях нормы эти в основном запретительного характера (не убивай не прелюбодействуй, не кради и т. д.) то в Новом Завете они дополняются. Человеку предписывается, не творя зла и не противясь злу силой – любить даже врагов, прощать, не судить других людей, творить милостыню, быть милосердным, и вообще, стремиться быть совершенным как совершенен Отец Небесный.

В христианском мировоззрении держится убеждение, что Бог будет судить о человеке по делам его. Зло будет наказано, за него воздастся. Но и добро будет оценено. Даже если были отступления от идеала христианского поведения всегда возможно искупление можно заслужить прощение если не на земле то на Небе. Промысел Божий существует для людей вообще. Но каждый в каждом случае имеет-таки возможность выбрать – путь греха или путь спасения.

В земной жизни в условиях физического и социального неравенства людей живущих в мире полном лжи несправедливости горя и зла мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной более совершенной жизни. В условиях причинно - следственных и социальных зависимостей человеческого рабства и буддизм и ислам и христианство по-разному провозглашают и отстаивают свободу духа. Свобода эта – не своеволие не произвол индивида.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!