Сопоставление Московской и Санкт- Петербургской балетных школ(сходство и различия подходов и приемов обучения)



Изучив книги Н.И. Тарасова и А.И. Чекрыгина[4] по методике классического танца, можно сделать сравнительный анализ, т.е. выявить сходства и различия двух систем обучения. Сравнить эти методики можно по следующим критериям: система изучения, общедоступное изложение материала, наличие иллюстраций, доступность восприятия, наличие сведений о происхождении, вклад в педагогическую деятельность в области хореографии. Примеры сравнительного анализа есть в учебниках и учебных пособиях.

На основе данных критериев можно определить школы преподавания классического танца. Сравнительный анализ полезен как преподавателям, так и ученикам.

Сходства книг.    

Книги Н.И Тарасова и А.И. Чекрыгина оказались чрезвычайно полезными, для педагогической деятельности. Эти пособия представляют большую ценность среди методических материалов по классическому танцу, которая может помочь не только педагогам, но и ученикам, желающим почерпнуть больше знаний в этой области. Н.И. Тарасов считал, что обучение начинающего преподавателя является трудным процессом, требующим от руководства школы и товарищей по работе терпения и усидчивости. Если сравнивать пособия Тарасова и Чекрыгина, то можно заметить, что они во многом похожи. В учебнике Тарасова «Классический танец. Школа мужского исполнения» так же, как и в учебнике Чекрыгина «Методика классического тренажа» подробно и детально описаны элементы классического танца: основные движения, позы, прыжки, ракурсы и вращения. Все упражнения распределены по главам и группам в зависимости от построения, характера и сложности. Движения рук, ног, корпуса и головы описываются отдельно. Много движений имеют иллюстрации. Все элементы в обеих книгах написаны на французском языке. Состав движений и их терминология, которая является международной и общепринятой, утверждены во Франции. Содержание двух книг включает в себя краткую биографию автора, в котором описан их творческий путь, где подробно описывается вклад в формирование балета. Обе книги имеют множество примечаний под основным текстом. Эти примечания объясняют значение неизвестных слов или терминов, раскрывают смысл написанного. Книги Н.И. Тарасова и А.И. Чекрыгина можно приобрести в книжных магазинах. Эти издания могут ответить на практически любые вопросы, интересующие педагога и ученика. «Методика классического тренажа», также как и пособие «Классический танец. Школа мужского исполнения» могут принести пользу будущим балетмейстерам и артистам балета, которые обязаны хорошо знать школу классического танца, чтобы по праву называться профессионалами и использовать эти знания в своей работе. Оба учебника достаточно просты для восприятия. Однако направлены на узкий круг людей, которые уже имеют представление о том, что такое классический танец. Хореографам будет легко ориентироваться в данных пособиях.

Для простоты восприятия и ориентирования теоретический материал разделен на главы, а главы на разделы. Это необходимо для классификации информации и понимания читателем типа движения и положения. Элементы расписаны по главам от простого к сложному.

15

Чекрыгин и Тарасов были требовательными преподавателями. Хореографы воспитывали в танцорах характер, профессионализм и целеустремленность. В обязательном порядке развивали их теоретические знания. Обе школы этих изданий направлены на воспитание профессиональных артистов. Что касаемо методики, они применяли в своей практике системы балетмейстеров прошлых лет, внедряли в свои системы знания зарубежных хореографов и исполнителей.

Различия книг.

Книги Н.И. Тарасова и А.И. Чекрыгина имеют много общего, но при этом между ними есть ряд отличий. Одним из основных отличий этих книг является направленность и акцент повествования. В «Методике классического тренажа» А.И. Чекрыгина большее внимание уделено женскому танцу, а в «Школе мужского исполнения» Н.И. Тарасова, как можно понять по названию издания, акцент сделан на обучении танцовщиков мужского пола. Если в первой утверждается, что на начальных этапах занятий классическим танцем ученики должны выполнять движения у станка и на середине в их первоначальном виде, то по книге Тарасова ученикам нужно с самого начала обучения прививать творческую выразительность в исполнении элементов, т.е. учить слушать и чувствовать музыку, ее характер.

По мнению Николая Ивановича, важным аспектом по время выполнения движений являлось осмысление, восприятие и взаимодействие с музыкой, расширение диапазона выразительности. При всем при этом не стоит забывать о том, что книга Тарасова направлена на обучение мужского класса танцовщиков, следовательно, приоритетное внимание уделяется прыжкам, силе, выносливости, а также поддержкам с участием девушек. Да и в основном мужские партии являются амплитудными, мощными, прыжковыми, с участием заносок.

16

В пособии Чекрыгина большее внимание уделено технической составляющей танцевальных элементов, концентрации над правильным выполнением движений. Тарасов же в своей книге говорит о том, что исполнять движение правильно – это лишь половина дела. Важнейшей составляющей его системы преподавания является творческое выполнение элементов, оно должно быть увлекательным и музыкальным.

Одним из самых известных и главных отличий московской и ленинградской школы является выполнение Temps Lie’par terre. В книге «Методика классического тренажа» выполнение этого элемента осуществляется через скольжение в ногах, а в пособии «Классический танец. Школа мужского исполнения» данное движение выполняется с помощью перехода. (приложение 1)

Если сравнивать не описываемые методики, а сами издания, то они сильно отличаются по доступности, дате и оформлению. Книга Н.И. Тарасова «Классический танец. Школа мужского исполнения» была издана гораздо позже чем пособие А.И. Чекрыгина «Методика классического тренажа», а именно на 31 год. Первая гораздо красочней второй, иллюстрации в ней содержат изображения исключительно мужчин танцовщиков. Во второй изначально были схематические иллюстрации, но позже, при последующем переиздании были добавлены иллюстрации с фотографиями как женщин так и мужчин танцовщиков.

 

 

17

Заключение

 

Проанализировав источники по данной теме, я изучила:

 

- Истоки классического танца и его развитие.

 

- Направления современного классического танца.

 

-Основные проблемы современного классического танца(на примере сопоставления Московской и Санкт-Петербургской балетных школ)

 

Раскрыла для себя новую информацию о постановках хореографов и произведениях музыкантов.

 

При написании данной работы столкнулась с трудностями по поиску изображений(движений) Московской и Санкт-Петербургской балетных школ, в которых могут быть видны различия танцевальных техник.

 

Для написания данной курсовой работы были изучены ряд книг по классическому танцу, а так же рассмотрены статьи о творчестве композиторов и балетмейстеров.

На основании приведенной литературы мы можем сделать следующие выводы:

 

Существует путь балетного искусства в контексте единой современной театральной стихии. Отпадает потребность в противопоставлении классики и современности, современность всегда есть продолжение традиций на новом уровне, балет всегда влечет своей условной красотой и условным выражением смысла. Современность связана со смыслом, он диктует хореографу новые особенности в танцевальной технике .

 

    Балет – не только один из самых сложных и красивых видов искусства, это особый феномен культуры. Балетное искусство позволяет передать тончайшие духовные смыслы через телесность. Имея глубокую историю и сложившиеся традиции, балет выступает хранителем классических ценностей.

18

Список литературы.

1) Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца.

2) Голейзовский Касьян жизнь и творчество.

 https://otherreferats.allbest.ru/culture/00208779_0.html#text

3) Костровицкая В. 100 уроков классического танца.

4) Мориц В.Э«Методика классического тренажа», издательство «Искусство»/ Н.И. Тарасов, А.И. Чекрыгин

5) Прокофьев С.С.Творчество

http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-s-s-prokofeva-proizvedeniya-zhanryi-analiz

6) Тарасов Н.И.«Классический танец. Школа мужского исполнения», издательство «Лань», 2008.

7) Уральская  В.И. Главный редактор. «К  юбилею М.И. Петипа. Хронология постановок Петипа»

Литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал сентябрь–октябрь  No5 (206) 2017 «Балет»

 

8) Хачатурян А.И.— произведения, жанры, анализ творчестваhttp://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/a-i-hachaturyan-proizvedeniya-zhanryi-analiz-tvorchestva

 

9) Шостакович Дмитрий. Музыка к балетам https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post240865214

 

19

Приложение

Приложение 1


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1024; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!