Сущность и позиционирование литературного туризма
Литературный туризм является одним из подвидов тематического туризма. Тематический туризм в последнее время становится все более актуальным, что связано, прежде всего, с изменением туристских продуктов и услуг. Необходимость изменений во внутреннем и въездном туризме Российской Федерации связана с глобальными изменениями на рынке, вызванными кризисными явлениями последних месяцев. Возможный рост внутренних потоков, перспективы развития требуют поиска новых форм, технологий и содержания обслуживания туристов и однодневных экскурсантов.
Причины возникновения тематического туризма лежат в процессах, протекающих на современном этапе в международном туризме. Повышение конкурентной борьбы на туристском рынке привело к изменению турпродукта и появлению новых видов туризма, в числе которых – тематический туризм. Согласно прогнозам, этот вид туризма станет одним из самых популярных уже к 2020 г[1].
В международной теории туризма не существует официального определения тематического туризма. В работах по туризму зарубежных авторов он появляется под названием special interest tourism («туризм по особым интересам»), а также как thematic tourism («тематический туризм»).
Последнее понятие можно встретить в программе Европейской Комиссии «Содействие транснациональных тематических туристских продуктов в Европейском союзе как средство устойчивого развития туризма» (2011). В целях стимулирования конкуренции в европейском туристском секторе Комиссия предлагает «содействовать диверсификации туристских услуг», потому что «ниша транснациональных тематических туристских продуктов и услуг (например, культурные маршруты для пересечения нескольких регионов или стран, разных тематик и т.д.) осталась без внимания и имеет большой потенциал для роста».
|
|
Таким образом, тематический туризм можно определить как вид туризма, главной целью которого является посещение мест, связанных единой узконаправленной тематикой. Основными мотивациями данного вида туризма можно назвать: развлечение, отдых, возможность заняться любимым делом в среде единомышленников (хобби-туры по интересам). Потребителями этого вида туризма является довольно широкий круг лиц: от детей до людей среднего (даже иногда пожилого) возраста в зависимости от направления и темы тура[2]. Особенностью тематического тура является фокусирование восприятия туриста на отличных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры, возможность интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами и культурным багажом.
Тематический туризм позволяет по-новому взглянуть как на популярные, так и малоизвестные объекты показа за счет выявления и усиления специфики представляемых объектов. Имея начальные знания в какой-либо области, турист сможет использовать их для восприятия новой информации в большей мере, чем неподготовленный турист.
|
|
Важным преимуществом тематического туризма является стимулирование повторных поездок в дестинацию за счет разнообразия турпродуктов, а также расширение ареала туристских посещений благодаря объединению в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.
Рынок тематических туров очень широк, потому что обширен и разнообразен круг человеческих интересов. Однако можно выделить несколько направлений тематиче6ских туров, популярных у туристов различных стран:
ü посещение тематических парков развлечений;
ü посещение аномальных мест, кладбищ, мест катастроф;
ü посещение мест, связанных с кино;
ü гастрономический туризм;
ü литературный туризм;
ü театральный туризм;
ü танцевальные туры и т.д.
Как было сказано выше, одной из наиболее распространенных разновидностей тематического туризма является литературный туризм. Это относительно новый вид туризма и пока он мало изучен.
|
|
Литературный туризм (книжный туризм)– это разновидность туризма, целью которого является посещение местностей, связанных с всемирным литературным творчеством.
Данный вид туризма может включать следующие маршруты:
ü следование по местам вымышленного героя произведения;
ü посещение места действия произведения;
ü следование по местам жизненного пути автора[3].
Объекты показа в литературном туризме можно разделить на две группы ( См. рис. 1).
Рис. 1. Виды объектов показа в литературном туризме |
К объектам, связанным с жизнью автора произведений, относятся: объекты как культурного, так и природного значения (например, парк, где любил гулять автор). К первой группе объектов, в основном, относят литературные музеи, а также экспонаты.
К объектам, связанным с творчеством писателя/поэта, относят объекты, связанные с творчеством автора, которые упоминаются в литературных произведениях. Как таковые данные объекты никогда не отмечали непосредственного присутствия в них автора, однако они были включены в литературно произведение. Ко второй группе объектов литературного туризма можно отнести города и сельские поселения, выступающие общим фоном в произведениях (например, Санкт-Петербург Ф. М. Достоевского), а также здания, сооружения, которые являются прототипом вымышленных мест (например, музей Шерлока Холмса в Лондоне.).
|
|
Таким образом, главными объектами показа являются литературные музеи, которые представляют собой группу музеев, специализирующихся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями ходом литературного процесса. Профильная группа включает в себя историко-литературные и литературно-мемориальные музеи. Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др[4].
Основную группу среди монографических музеев составляют мемориальные литературные музеи, которые включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях, кроме мемориальных предметов, используют и изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры, копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретаются вещи той или иной эпохи. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музей Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте.
Достаточно новым направлением в литературно-музейном деле являются музеи литературных героев, такие, как Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, Музей мадам Бовари во Франции и т.д. в России в Гатчинсом районе Ленинградской обл. открыт Музей станционного смотрителя Вырина из пушкинских «Повестей Белкина» - восстановлен ямской двор со всеми постройками, в комнате смотрителя – предметы быта начала XIX в[5].
В 2009 году ЮНЕСКО выбрала три самых литературных города: Айова, Мельбурн и Эдинбург. Столица Шотландии известна как город Артура Конан Дойля, Роберта Льюиса Стивенсона, Вальтера Скотта и Джоан Кэтлин Роулинг. В Эдинбурге работают специальные литературные маршруты, проводятся мероприятия и фестивали, посвященные местным писателя. Мельбурн известен как самый крупный книжный центр Австралии: количество книжных магазинов на душу населения здесь больше, чем в любой стране мира, а в знаменитой библиотеке Айовы также организуются мероприятия и акции целиком направленные на продвижение литературы.
По общепризнанному мнению, Лондон является главным литературным турцентром. В британской столице есть множество мест, связанных со всемирно известными писателями (Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойль, Дэн Браун) и их произведениями («Оливер Твист», «Шерлок Холмс» и «Код да Винчи» соответственно). Кроме названных городов литературные туристы также любят посещать Дублин (родина Джеймса Джойса), Нью-Йорк (Артур Миллер), Париж (Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Бальзак Э. М. Ремарк), Сан-Франциско (Аллен Гинзберг)[6].
Если понятие литературного туризма рассматривается в контексте его включенности в термин «тематический туризм», то понятие «туристских ресурсов литературного туризма» необходимо рассмотреть в контексте понятия «туристский потенциал». Туристский потенциал – вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории; отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов[7]. Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов.
Организационно-экономическое обеспечение деятельности в литературном туризме представляет собой совокупность (комплекс) мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов, и включает следующее[8]:
ü законодательное обеспечение (разработка законодательства, способствующего нормальному протеканию туристской деятельности);
ü инфраструктурное обеспечение (наличие совокупности материально-технических элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для организации литературного туризма);
ü финансовое обеспечение (определение инвестиционных источников и создание благоприятного инвестиционного климата в сфере литературного туризма);
ü информационное обеспечение (создание информационной системы, способствующей эффективной работе по организации литературного туризма и информационному обеспечению туристов, в том числе с использованием новых информационных технологий);
ü кадровое обеспечение (своевременная и постоянная подготовка, и переподготовка квалифицированного персонала высшего, среднего и низшего звена, способного оказывать качественные туристские услуги).
Решение одной из ключевых задач развития отечественного литературного туризма требует осуществления масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский литературный туризм оказался в своеобразном замкнутом круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуру, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Небольшой доход и, как следствие, небольшие денежные накопления ведут к слабым инвестициям в индустрию литературного туризма.
Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать литературный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке.
Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1360; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!