Системообразующие факторы организационной культуры японских и западных компаний
Критерии сравнения | Японские организации | Американские организации |
Ориентация менеджеров | Долгосрочная перспектива. Значимые ценности: увеличение доли рынка, удельного веса новых изделий, повышение качества продукции | Краткосрочная перспектива. Значимые ориентации: получение быстрого дохода от инвестиций и повышение стоимости акций |
Представления об организации | Вечная ценность, схожая по своему социальному значению с общиной, городом, деревней, семьей | Экономическая ценность. Организация служит базовой цели получения прибыли, люди присоединяются к ней на основе контракта |
Наем персонала | Долгосрочный наем. Для штатных работников предусмотрен пожизненный наем. Переход в другую организацию «с повышением» невозможен | Краткосрочный наем. Возможность увольнения способствует эффективности организации. Работодатели и работники свободны в своем выборе |
Карьера работника | Внутриорганизационная медленная карьера. Постоянная ротация кадров между структурными подразделениями. Базовое образование не определяет карьеры человека | Возможность быстрой карьеры для компетентных работников. Принципиальная ориентация на межорганизационную карьеру. Карьера строится в одной профессиональной области |
Главный фактор, определяющий статус человека в организации | Стаж работы | Личные заслуги, талант и компетентность |
Образовательные программы в организации | Образование — обязанность фирмы перед сотрудником. Постоянная реализация внутрифирменных образовательных программ | Образование — инструмент повышения эффективности персонала. Особое внимание к специальным программам подготовки менеджмента |
Оценка работников | Конфиденциальная оценка. Нельзя говорить людям о том, что один из них лучше или хуже другого | Открытая оценка сотрудников в рамках аттестации. В ряде случаев прямое поощрение конкуренции между людьми |
Управленческие решения и ответственность | Коллегиальные | Индивидуальные |
Оплата труда | Строго конфиденциальная форма выплат, зарплата определяется стажем работы. Крупные бонусы от прибыли организации в целом | Открытые тарифные сетки или системы балльной оценки должностей, мотивирующие персонал к росту. Бонусы характерны только в последнее время |
|
|
В настоящее время японский тип организационной культуры приобретает, скорее, статус идеальной модели, черты которой можно найти в организациях буквально каждой страны. Многие компании — американские в том числе — экспериментировали и продолжают экспериментировать с пожизненным наймом как инструментом повышения приобщенности работника к глобальным целям организации. Планирование карьеры и ротация кадров стали также почти повсеместным явлением в крупных организациях. Не стоит говорить и о японских методах контроля качества, которые получили распространение по всему миру как один из рациональных организационно-технических подходов, определяющих эффективность производственной компании.
|
|
Следует обратить внимание на то, что национальные особенности организационной культуры компаний могут быть связаны не только с особенностями национальных характеров тех или иных народов, но и с особенностями их экономического развития. Это имеет место в отношении Японии, это характерно и для других стран. Так, принципиально важным оказывается распределение собственности между индивидуальными и различными видами институциональных инвесторов. Впервые данный факт был проанализирован Питером Друкером. В своей работе «Невидимая революция», вышедшей еще в 1975 г., он обратил внимание на то, что главными инвесторами по отношению к американским компаниям начинают выступать пенсионные фонды, т.е. объединенные индивидуальные вкладчики. Такая ситуация оказывается поистине новой и недостаточно концептуализированной на уровне общей корпоративной идеологии и особенностей организационной культуры.
|
|
Классической национально ориентированной типологией организационных культур является типология голландского ученого Г. Хофштеде. В отличие от предыдущих в ней не создаются идеальные типы — американский, японский или какой-либо другой. Хофштеде проводил свои исследования более чем в 70 странах и опросил порядка 60000 респондентов. В результате он получил набор определенных критериев сравнения организационных культур в различных странах. Эти критерии также носят название «факторы-ценности», которые могут проявляться в разных культурах с различной силой. Сочетание таких проявлений делает культуру отдельной страны, при всей ее неповторимости, вполне сравнимой с другими культурами. Культура страны, с ее ментальными, мировоззренческими предпочтениями, проявляется в данном случае на уровне культур действующих в ней организаций. Понятно, что, как и другие национально ориентированные типологии, типология Хофштеде в ряде своих аспектов описывает не только внутрикорпоративные, но и макросоциальные ценности, определяющие специфику того или иного национального характера.
|
|
Сразу следует оговориться, что на территории бывшего Советского Союза (а основные исследования проходили до 1980 г.) Хофштеде исследования не проводил. С одной стороны, это объяснялось спецификой тогдашних советских организаций, для исследования которых методика, ориентированная на рыночные организации, мало подходила. С другой стороны, Хофштеде понимал, что национальные культуры отдельных республик Союза очень специфичны. Это предполагало для соблюдения корректности исследования многократно увеличить объем выборки. В 1993 г. Хофштеде все же публикует данные о России, которые были получены не из стандартных опросников, а из косвенных источников (вторичной информации) — данных статистики, результатов локальных исследований других ученых, описаний российских архетипов в литературе и др. В результате получилась весьма специфическая и во многом спорная трактовка основных черт российской организационной культуры. В 1995—1996гг. по методике Хофштеде было проведено исследование под руководством видного российского специалиста по теории менеджмента О.Н. Наумова, которое серьезным образом скорректировало данные по России. Вместе с тем с чисто социологических позиций сравнивать нашу страну 1995 г. с реалиями, характерными для других стран 1980-х годов, кажется не вполне корректным. Кроме того, О.Н. Наумов подчеркивает, что «происходящая в настоящее время в российском обществе социально-экономическая и политическая трансформация подвергает изменениям и формальное поведение людей, и существующую культуру. При этом направленность изменений меняется в зависимости от преобладающих методов выработки реакции на факторы воздействия с учетом их сложности и динамизма». Говорить о сложившейся культуре ведения бизнеса в России пока невозможно, а следовательно, невозможно вывести и сколько-нибудь стабильный образ культуры российской организации. Конкретно этой проблеме будет посвящен последний раздел данной главы. А при рассмотрении типологии Хофштеде следует ориентироваться прежде всего на ее концептуальное содержание, ставшее во многом классическим и определяющим методологию многочисленных после-дующих изысканий в области сравнительного анализа социально-экономических аспектов культуры различных стран и народов.
В своей типологии для сравнения культур организаций различных стран Хофштеде выделил следующие факторы-ценности:
• дистанцию власти;
• индивидуализм (коллективизм);
• мужественность (женственность);
• стремление избежать неопределенности;
• долгосрочность ориентации.
Дистанция власти— это степень неравенства между людьми в организации. Каждая организация обладает определенной степенью одобряемого неравенства статусов при постановке задач, отборе средств их реализации, разрешении конфликтов и т.д. У дистанции власти как категории культуры есть очень четкое материальное основание — имущественное неравенство в организации. Страны сильно отличаются друг от друга по тому, насколько руководитель действующей в ней организации получает больше среднего подчиненного (или самого низкооплачиваемого). В мире существует соответствующая статистика, способная дать серьезную пищу для размышлений. К сожалению, Хофштеде не рассматривал дистанцию власти с этих позиций. Определение данной категории в основном происходило на основе ответов на следующие вопросы: как часто Вы выражаете несогласие с мнением руководителя? с каким типом руководителя — авторитарным или демократичным — Вы предпочитаете работать?
В этом случае Хофштеде фактически измерял степень «панибратства» между руководителями и подчиненными. Подчиненные могут бояться заходить в кабинет к руководителю, испытывать явную неловкость в общении с ним, ждать только четких и понятных приказов, стремиться быть «чистыми исполнителями». В других ситуациях они могут безо всякого внутреннего содрогания открывать дверь кабинета начальника, беседовать с ним на равных, спорить и вместе решать проблемы. Если в первом случае мы имеем дело с высокой дистанцией власти, то во втором — с низкой.
При такой трактовке Хофштеде получил данные о том, что в США и большинстве европейских стран дистанция власти низкая, в крайнем случае средняя, а во Франции и азиатских странах этот показатель традиционно высок.
Индивидуализмвместе со своей противоположностью — коллективизмом — характеризует степень интеграции людей в различные группы как на работе, так и вне ее. Коллективистская культура предполагает большую эмоциональную зависимость индивида от организации, которая в свою очередь несет большую ответственность за своих работников, чем в случае превалирования индивидуалистических ценностей. На практике индивидуализм означает желание человека в большей степени вести свои дела, сообразуясь с принципом «мой дом — моя крепость». Он заботится прежде всего о себе и своей семье, в которую входят супруга (супруг) и дети. Присоединяясь к организации, он ищет в этом случае явную выгоду для себя, рассматривая ее как инструмент достижения своих целей. Такое положение полностью противоречит японскому отношению к фирме, которая становится для работника чем-то вроде семьи и определяет его успехи и неудачи в жизни. Понятно, что степень индивидуализма проявляется и в предпочтительной для жителей той или иной страны организации труда — относительной автономии выполнения операций или работе в команде.
Ключевыми вопросами для степени индивидуализма-коллективизма являются: насколько важно для Вас иметь достаточно времени для личной и семейной жизни? насколько для Вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом? насколько Вам важно жить в районе, приемлемом для Вас и Вашей семьи?
Своими исследованиями Хофштеде рационально обосновал вывод, сформулированный до него многими философами и социологами: по-настоящему индивидуалистической цивилизацией на Земле является англосаксонская. К ней также примыкает ряд европейских культур (но отнюдь не все). Остальные же культуры являются в той или иной степени коллективистскими, или (в другой терминологии) коммунитарными.
Фактор мужественности опять же со своей противоположностью — женственностью — отражает мотивационную направленность работников организации либо на достижение цели, либо на поддержание хороших отношений с людьми. Данный параметр имеет некоторые культурные коннотации с индивидуализмом, но в нем заложена иная трактовка организационных ценностей. Социальная роль мужчины — добытчик, охотник, победитель. Роль женщины — хранительница домашнего очага. Мужественность предполагает ориентацию личности на жизнь ради работы. Бесконечные примеры «трудоголизма» в сегодняшнем мире являются проявлением именно этой ценности. Американцы иногда шутят по этому поводу: мы не живем, мы действуем. Женская культура, напротив, ориентирована на работу ради жизни.
Мужественность организационной культуры подразумевает поощрение конкуренции между сотрудниками. Человек в такой культуре в какой-то мере всегда готов добиться победы, «пройдя по трупам других людей». Мужественность всегда подогревает зависть как сильнейший мотивирующий фактор. Перенесение определенных элементов организации, сформировавшейся в среде, которая характеризуется культурной ценностью мужественности, в иную культурную среду может вызвать самый серьезный конфликт и существенно снизить организационную эффективность. Конкуренция и зависть суть отрицательные стимулы, способные порождать организационное девиантное поведение. Работнику трудно, да и чаще всего невозможно все время доказывать, что он лучше других. Значительно легче доказать, что другие хуже тебя, написав «подметное письмо», скрыв информацию от коллеги, столкнув интересы отдельных работников. При этом человек как бы выходит победителем, а организация страдает.
Являясь исключительно «рыночной» и будучи глубинно связанной с протестантской трудовой этикой, ценность мужественности способна вселить в человека ощущение постоянной неудовлетворенности, развить комплекс неполноценности, ввергнуть в депрессию. На Земле живет несколько миллиардов людей — только тысячи становятся миллионерами, сотни могут стать президентами стран. Когда человек все время думает о достижении некой глобальной цели, глобального успеха, в 90% случаев его ожидания не оправдываются, успех приходит к другим людям. В этом плане ценность женственности оказывается более демократичной и созвучной устремлениям большинства людей. Согласно ей, жить надо ради самой жизни. Человек живет подобно листочку на дереве. Листочек существует ради самой жизни. В этом плане следует обратить внимание на то, что еще философы начала XX в. говорили: у России женская душа. И неслучайно, что в образе мысли большинства русских людей именно ценность жизни ради существования, а не некоторого великого деяния составляет одну из основ мировоззрения.
Согласно исследованиям Хофштеде, США, Германия, Япония и некоторые страны Юго-Восточной Азии обладают культурами, для которых характерна высокая мужественность. В организациях других стран данная ценность присутствует в средней или низкой степени.
Стремление избежать неопределенностирасшифровывается как нежелание рисковать. Данная категория также могла быть соотнесена с некоторыми объективными данными, которые отличают ведение дел в различных странах и связаны прежде всего со степенью социальной защиты населения (пенсионное, медицинское страхование, размер различных пособий и др.) и страхованием рисков в бизнесе. Однако Хофштеде подразумевал под стремлением избежать неопределенности в первую очередь превалирование в организации структурированной производственной среды. Структурированной является такая среда, где для конкретного работника определены не только цели, но и все средства их достижения, где досконально определены алгоритмы выполнения операций, где «все разложено по полочкам». Существование в такой среде оборачивается меньшим стрессом, но и меньшими возможностями для творчества. Это среда, удобная для людей, прирожденных быть исполнителями. Для таких людей новое, непонятное задание воспринимается как неприятность или даже угроза. В условиях низкой степени избежания неопределенности преобладает предпринимательское отношение к жизни, при котором все новое и неизвестное мыслится как вызов (амер. challenge ), способный открыть новые возможности развития.
Данный критерий важен с точки зрения размежевания американской и европейской культур бизнеса. Для европейцев изначально была характерна большая ориентация на стабильность, защищенность. Не случайно долгие годы во многих европейских странах у власти находились правительства социалистической ориентации, которые много сделали для обеспечения большей социальной защищенности и снижения рыночных рисков вокруг отдельных организаций.
Таким образом, для США характерна низкая степень избежания неопределенности, для европейских стран — средняя или высокая. Страны Юго-Восточной Азии характеризуются низкой степенью избежания неопределенности.
Пятый критерий (который появился позднее других) — долгосрочностъ ориентации — имеет принципиальное значение для идентификации культур организаций в различных странах. Впервые этот критерий был выведен при сравнении японского и американского менеджмента. В дальнейшем он стал отражать как некоторые экономические особенности развития отдельных экономик (склонность к сбережениям, сроки стратегических планов компаний, особенности инвестиций), так и мировоззренческие различия между народами, связанные с отношением к прошлому и будущему. Для стран с культурами, стабильно развивавшимися многие столетия или даже тысячелетия, в большей степени характерна склонность к долгосрочным ориентациям. Компании в молодых государствах или цивилизациях с некоторыми явными перерывами в своем развитии, наоборот, нацелены в первую очередь на достижение краткосрочных целей.
По данным Хофштеде, долгосрочными ориентациями отличаются организации Японии и Китая. К ним примыкает и родная для исследователя Голландия. Для остальных культур не характерны столь длительные ориентации в процессе ведения бизнеса.
Типология Хофштеде создала методологический базис для многочисленных последующих исследований организационной культуры. В условиях глобализации бизнеса ее значение трудно переоценить. Многие ученые пытались дополнить предложенные голландским исследователем факторы-ценности, отличающие культуры организаций различных стран. При этом типология Хофштеде оставалась и остается важнейшим инструментом сравнения стилей и практики ведения бизнеса с точки зрения их взаимодействия с ценностями национальных культур.
4.2. Управленческие типологии
организационной культуры
Наряду с национально ориентированными типологиями существуют и те, в рамках которых в основу сравнения организационных культур положены механизмы распределения власти, структурные характеристики, доминирующие стили руководства и стратегии построения бизнеса. Такие типологии следует характеризовать как управленческие, т.е. делающие акцент не на национальных, а на менеджерских составляющих культуры организации.
Наиболее известной среди подобных типологий является типология американского социолога С. Ханди. Его классификация организационных культур удобна тем, что предоставляет возможность сравнивать организации, действующие в одной стране, отрасли или регионе. Организационные культуры в данном случае сравниваются на основе сочетания особенностей структурного строения и этапов жизненного цикла организаций, личностных ориентации работников, а также некоторых маркетинговых характеристик.
Первый тип организационной культуры, по Ханди, — это культура власти(культура Зевса). Она характерна тем, что власть принадлежит лидеру, контролирующему буквально все процессы в организации. Ее структурным изображением является паутина, в центре которой находится паук, по своему усмотрению дергаю-
Рис. 4.2. Культура власти |
щий за все возможные ниточки и приводящий тем самым всю систему в некоторое движение (рис. 4.2). Такая культура может сложиться вокруг любого властного и компетентного лидера, но чаще всего ее характеристики наблюдаются в молодых фирмах, где слово основателя, организатора бизнеса непререкаемо. Очень часто он является действительно намного более знающим и умелым в делах, чем все подчиненные. В этом случае функционирование культуры власти обретает под собой рациональную основу. Основные достоинства данной культуры заключаются в быстрой реакции на внешние изменения и четком исполнении принятых решений. Если один человек контролирует все бизнес-процессы, он может выстроить из них некоторую логичную структуру и изменять ее в угоду не только своим желаниям, но и меняющимся обстоятельствам.
Главной проблемой культуры власти является рост бизнеса. Когда в фирме работает 10—20 человек, руководитель, хотя и с некоторыми перегрузками, может давать указания всем — от своих замов до уборщиц. Когда же численность сотрудников возрастает до 30—50, возможности компетентного единоличного руководства объективно снижаются, начальник просто не может уследить за всеми. Когда же в фирме насчитывается 70—100 сотрудников, культура власти перестает быть адекватной (за редким исключением, в случае особой гениальности руководителя), ее дальнейшее существование приводит к кризису организации. Культура власти должна быть заменена другой культурой.
Наиболее подходящим типом культуры для преодоления проблем роста является культура роли(культура Аполлона, бога разума и красоты). Это типичная бюрократическая культура, власть в которой принадлежит законам, инструкциям. Ее символом, по Ханди, является храм (рис. 4.3), хотя, согласно традиционным представлениям, более адекватной, видимо, была бы пирамида. Культура роли в качестве базовых ценностей имеет многоступенчатую иерархию, упорядочивающую отношения между работниками, а также власть внутренних правил и процедур, которые позволяют управлять многими сотнями людей, сводя их деятельность к четкому выполнению формальных функций. Организации с такой структурой эффективно функционируют в стабильной, предсказуемой внешней среде. Резкие изменения представляют для такой культур
самую серьезную проблему. У законов и инструкций, правил и процедур нет «глаз» и «ушей», сами по себе они не могут реагировать на перемены во внешнем окружении, а их сознательное изменение всегда оказывается сопряженным с многочисленными трудностями. Кроме того, внутреннее пространство таких организаций настолько структурировано, что проводить быстрые изменения в нем невозможно, начнет рушиться каркас организационной системы.
На смену бюрократии с ее неадаптивностью и косностью вполне может прийти третий тип организационной культуры — культура задачи (культура Афины, богини мудрости). В рамках данной культуры власть принадлежит экспертам, компетентным руководителям отдельных проектов. Идеальным символом такой культуры является матрица (рис. 4.4), однако это не означает, что данная культура имеет место только в организациях с матричной структурой. Она может наблюдаться и в дивизиональных и в проектных организациях. Матрица лишь указывает на равное положение отдельных экспертов и на принципиальное значение горизонтальных связей в этой культуре. Данный тип организационной культуры символизирует у Ханди высший этап развития организации. Культура задачи, как никакая другая, гарантирует организацию от кризисов, так как способна не только организовывать труд большого количества людей в относительно автономных коллективах, но и адекватно реагировать на изменения внешней среды. Вместе с тем навсегда застраховать организацию от кризисов в условиях рыночного окружения не способно никакое внутреннее строение, никакой уникальный набор экспертов. А в случае кризиса, который, как правило, проявляется в дефиците ресурсов, определенные компоненты культуры задачи оказываются не столь эффективными. Среди экспертов и автономных рабочих групп возникает конкуренция за ресурсы, которая может принимать нездоровые формы и обернуться множественными конфликтами, ведущими к потере эффективности. В этом случае руководству организации следует обдумать возможность возвращения к культуре роли с ее четкой иерархией и простыми механизмами распределения ресурсов. Для этого бывает достаточно «проранжировать» экспертов, создать вместо матрицы систему с четким превалированием вертикальных связей. Такая структура скорее способна преодолеть кризисные явления и по мере стабилизации положения организации создать условия для возрождения ценностей культуры задачи.
Наконец, четвертый тип организационной культуры — это культура личности(культура Диониса, бога, олицетворяющего эмоциональное начало и удовольствие). В основе создания организации в данном случае лежат амбиции отдельных личностей. Организация создается не для решения определенных глобальных корпоративных задач, а для того, чтобы входящие в нее люди могли добиться своих личных целей, более полно удовлетворить свои потребности. Символической картиной, олицетворяющей такую культуру, является рой насекомых (рис. 4.5).
|
Данную культуру можно встретить в различных организациях, созданных по принципу полного товарищества, — адвокатских и нотариальных конторах, аудиторских и консалтинговых фирмах. Ее же можно наблюдать и в настоящих творческих союзах, не превратившихся, подобно советским Союзу писателей и Союзу кинематографистов, в бюрократические машины контроля за творческими личностями и создаваемыми ими ценностями.
В этих случаях культура личности существовать в организации неопределенно долго.
Бывают, однако, ситуации, когда данный тип культуры обнаруживается и во вполне обычных бизнес-организациях. Примером таких фирм могут служить туристические агентства, созданные для удовлетворения предпринимательских амбиций жен богатых бизнесменов. Как правило, руководительницы таких организаций не очень обременяют себя руководством, персонал не чувствует «постоянной опеки» и также может преследовать некоторые личные цели. Понятно, что такой бизнес в целом неэффективен и составляет, скорее, исключение из правил.
Согласно Ханди, на становление того или иного типа культуры влияют:
• размер организации (невозможно представить себе крупную эффективную компанию с культурой власти);
• специфика технологии (в случае жестких требований безопасности или поточных технологий организации будут скорее всего обладать культурой роли, иногда культурой власти);
• особенности персонала (при наличии большого количества некомпетентных, малоквалифицированных работников адекватными становятся культуры власти и роли, при высококвалифицированном персонале целесообразно создавать культуру задачи).
Типология Т. Е. Дейла и А.А. Кеннеди выделяет четыре главных типа организационной (корпоративной) культуры:
- культура высокого риска и быстрой обратной связи. Индивидуалисты — работники подобных организаций постоянно рискуют, но получают обратную связь независимо от правильности выполняемых ими действий. Такая культура характерна для организаций, занимающихся управленческим консалтингом, рекламой, в армии, строительстве, полиции и т.п.;
- культура низкого риска и быстрой обратной связи. Работники мало рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Здесь важно работать в команде, уметь угодить клиенту. Такая культура характерна для магазинов, организаций, работающих с высокими технологиями, компаний по страхованию и др.;
- культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокие риски, но медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива характерны для этого типа организационной культуры. Так работают нефтяные компании, архитектурные фирмы, производители товаров производственного назначения, коммунальные службы;
- культура низкого риска и медленной обратной связи. Здесь работники и руководство сосредоточивают свое внимание на техническом исполнении. Внимание концентрируется на инструкциях, предписаниях, технических усовершенствованиях. Четко проявляются символы статуса. Так работают банки, правительственные департаменты и т.п.
Типология Р. Акоффа построена на анализе культуры организации с позиции отношения власти в группе или организации. Свое исследование он построил на выделении двух параметров — степени привлечения работников к установлению целей в организации и степени привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. На основании их сравнения Акофф выделил четыре типа организационной культуры:
1. корпоративный,для которого характерны низкая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Так выглядят традиционные централизованные организации с автократическим стилем управления;
2. консультативный, для которого характерны высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Отношения строятся по принципу «доктор—пациент». Так работают учебные и лечебные заведения;
3. «партизанский»,для которого характерны низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Такая культура характерна для кооперативов, творческих союзов и клубов;
4. предпринимательский,для которого характерны высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств достижения поставленных целей. Так работают проектные организации.
Типология М, Бурке основана на анализе взаимодействия с внешней средой, размеров и структуры организации, мотивации персонала и включает восемь типов организации:
1. культура «оранжереи» — бюрократическая организация, не интересующаяся изменениями внешней среды, персонал которой слабо мотивирован. Характерна для государственных предприятий;
2. культура «собирателей колосков» — мелкие и средние организации с архаичной структурой, время от времени взаимодействующие с внешней средой. Персонал таких организаций слабо мотивирован, главная ценность — лояльное отношение к руководству;
3. культура «огорода» — организации с пирамидальной структурой. Взаимодействия с внешней средой ограничены стремлением сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке. Для них характерна низкая мотивация персонала;
4. культура «французского сада» — крупные организации с бюрократической системой управления. К работникам относятся как к функционирующим элементам;
5. культура «крупных плантаций» — крупные организации, имеющие 3-4 иерархических уровня. Постоянно приспосабливаются к изменениям окружающей среды. Здесь поощряется гибкость персонала, а степень его мотивации довольно высокая;
6. культура «лианы» - организации с минимальным управленческим аппаратом. Каждый работник ориентирован на требования рынка. Мотивация персонала высокая. Широко используют информационные технологии;
7. культура «косяка рыб» — организации, структура которых меняется в соответствии с изменениями рынка. Мотивация персонала высокая. Предъявляются особые требования к интеллектуальной гибкости персонала;
8. культура «кочующей орхидеи» — организации с неформальной и постоянно меняющейся структурой и ограниченным числом работников. Предлагают единственный в своем роде товар, например консультационные услуги. Так работают рекламные агентства, консалтинговые и юридические фирмы.
Различают сильную и слабую организационные культуры. Сильная культура характеризуется тем, что главные (стержневые) ценности организации активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации разделяют ее главные ценности, признают их важность (и привержены им, тем сильнее культура. Система ценностей, принятая в организации, оказывает воздействие на принятие организационных решений, создание атмосферы доверия, определение приоритетов в работе, определение политики в деятельности организации и подбор кадров. Успешно работающие организации имеют четко определенную систему ценностей, которая находит отражение в их стратегии, политике и принимаемых решениях.
Слабая культура характеризуется размытостью ценностей, отсутствием ясных представлений о ценностях и общих убеждений относительно того, как сплотить организацию, достичь успеха в своей сфере деятельности. Если есть представления о ценностях и убеждения, то нет согласия по поводу того, что в данный момент является главным и важным. В различных частях организации, в группах доминируют разные точки зрения. Руководители не делают ничего для выработки общего понимания проблем в организации.
В организациях выделяют доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультурыразвиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники и которые связаны с региональными особенностями и спецификой отдельных подразделений. При этом различают вертикальные и горизонтальные субкультуры. Вертикальная — когда производственное подразделение обладает уникальной культурой, резко отличающейся от культуры других подразделений организации. Горизонтальная — когда функциональный отдел организации руководствуется набором общепринятых понятий (например, бухгалтерия).
Французские социологи Р. Блез и Ж. Матетон считают, что в культурах организаций возможны два основных вектора ценностных ориентации: первый — ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат; второй — ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей.
Американец И. Оучи выделяет три наиболее распространенных типа культуры: рыночную, базирующуюся на господстве стоимостных отношений, рентабельности, бюрократическую, основанную на регламентации и инструкциях, и клановую, формирующуюся на основе разделяемой членами организации и созданной ими самими системы ценностей.
.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!