Тема 8. Специфика русской философии.



1. Вопрос о судьбе России в философии П.Я. Чаадаева.

2. «Славянофильство»: основные идеи и представители.

3.  «Западничество»: основные идеи и представители.

4. Русский космизм: основные идеи и представители.

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.

2. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии. 1994.№4.

3. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

4. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2006.

5. Чаадаев П.Я. Философские письма. // http://www.e-reading.by/bookreader.php/62937/Chaadaev_-_Filosoficheskie_pisma.html

ПРАКТИКУМ

Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

П.Я.Чаадаев. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В жизни есть обстоятельства, относящиеся не к физическо­му, а к духовному бытию; пренебрегать ими не следует; есть режим для души, как есть режим и для тела: надо уметь ему подчиниться. Я знаю, что это старая истина, но у нас она, ка­жется, имеет всю ценность новизны. Одна из самых прискорб­ных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств чело­веческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем тради­ций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемир­ное воспитание человеческого рода на нас не распространи­лось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали ника­кого действия.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспомина­ния, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотвор­ные идеи. В этом и состоят необходимые общественные устои. ...Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего, подобного... Эпоха нашей соци­альной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполне­на тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабст­вом....Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картин­но. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без про­шедшего и без будущего, среди плоского застоя.

Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, via что могла бы опереться наша мысль; выделен­ные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечест­ва, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравствен­ное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого мы имеем историю народов и перед нами итоги движения веков.

...Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками наши­ми на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, остав­ленных еще до нашего появления. ...То, что у других народов является просто привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать в свои головы ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движе­ния вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это ес­тественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, есте­ственного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, пото­му, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно го­товые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлага­ются в умах последовательным развитием мысли и создают ум­ственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы продвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели.

Народы — существа нравственные, точно так, как и отдель­ные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают го­ды. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключе­ние среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру.[13]

Сформулируйте основную идею историософии П.Я. Чаадаева

Как оценивал прошлое, настоящее и будущее России П.Я.Чаадаев? Выскажите свое суждение по поднятой П.Я.Чаадаевым проблематике.

 

П.Я. Чаадаев. РОССИЯ И ЗАПАД

Уже триста лет Россия стремится слиться с Западной Евро­пой, заимствует оттуда все наиболее серьезные свои идеи, наиболее плодотворные свои познания и свои живейшие наслаж­дения. Но вот уже век и более, как она не ограничивается и этим. Величайший из наших царей... полтораста лет тому назад перед лицом всего мира отрекся от старой России. С этого вре­мени мы только и делали, что, не сводя глаз с Запада, ...вбирали в себя веяния, приходившие к нам оттуда, и питались ими.

Надо сознаться — оно было прекрасно, это создание Петра Великого, эта могучая мысль, овладевшая нами и толкнувшая нас на этот путь, который нам суждено было пройти с таким блеском. И не только для своей нации работал великий чело­век. Эти люди, отмеченные Провидением, всегда посылаются для всего человечества. Сначала их присваивает один народ, затем их поглощает все человечество, подобно тому, как боль­шая река, оплодотворив обширные пространства, несет затем свои воды в дань океану. Никогда ни один народ не был менее пристрастен к самому себе, нежели русский народ, каким вос­питал его Петр Великий, и ни один народ не достиг также бо­лее славных успехов на поприще прогресса.

Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу. Не надо заблуж­даться: как бы велик ни был гений этого человека и необычай­на энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бес­сильны создать ей будущее, чьи воспоминания смелый законо­датель мог стереть безнаказанно. Если мы оказались так послуш­ны голосу государя, звавшего нас к новой жизни, то это, оче­видно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что могло бы оправдать сопротивление. Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам на­вязан, каждая новая идея почти всегда была заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего обидного для национального чув­ства... Есть великие народы..., которые нельзя объяснить нор­мальными законами нашего разума, но которые таинственно объясняет верховная логика Провидения: таковы и мы; но, повторяю, все это нисколько не касается национальной чести. История всякого народа представляет собою не только верени­цу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей. Каждый факт должен выражаться идеей; чрез события должна нитью проходить мысль или принцип, стре­мясь осуществиться: тогда факт не потерян, он провел борозду в умах, запечатлелся в сердцах, и никакая сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту историю создает не историк, а сила ве­щей.[14]

Как в историософии П.Я.Чаадаева оценивается деятельность Петра I?

Почему П.Я.Чаадаев считал, что фигура Пера I была возможна лишь в такой стране, как Россия?

А как Вы оцениваете влияние реформаторской деятельности Петра I на «судьбу России»? Запишите свое суждение.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 743; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!