Тема 4. Средневековая философия: основные проблемы и представители.



1. Патристика. Августин Аврелий о вере, разуме, Боге, человеке и обществе.

2. Спор об универсалиях. Пьер Абеляр.

3. Фома Аквинский: жизнь и учение. Соотношение веры и разума, спор об универсалиях, доказательства бытия Бога.

4. Разложение схоластики: «бритва» У.Оккама.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Левин Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М., 2005.

4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

6. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

ПРАКТИКУМ

Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ

Для того чтобы род человеческий не только соединить вза­имно сходством природы, но и связать в согласное единство мира в известном смысле узами кровного родства, Богу угодно было произвесть людей от одного человека. Сказали также, что этот род не умирал бы и в отдельных личностях, если бы того не заслужили своим неповиновением первые два че­ловека, из которых один создан из ничего, а другая из пер­вого.

Отсюда вышло, что, хотя такое множество и таких много­численных народов, живущих по лицу земному каждый по осо­бым уставам и обычаям, и различаются между собою многочис­ленным разнообразием языков, оружия, утвари, одежд, тем не менее существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы...справедливо можем называть двумя гра­дами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу.

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, по­следний - в Господе. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа граждан града небесного рож­дает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти - сосудами мило­сердия. Итак, грех — первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего.[9]

1. Как рассматривал исторический процесс Августин Аврелий?

2. Как возможна единая человеческая история по мысли Августина?

3. Какие два вида отношений между людьми выделяет философ?

 

2. Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/26-1274) ТЕОЛОГИЯ И НАУКА.

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человече­ском разуме, существовала некоторая наука, основанная на бо­жественном откровении; это было необходимо прежде всего по­тому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом... Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждут­ся на основоположениях, непосредственно отысканных естест­венной познавательной способностью, как-то: арифметика, гео­метрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и при­том высшей, дисциплины. Священное учение есть такая нау­ка, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; послед­няя есть то знание, которым обладает Бог.[10]

Как обосновывает Фома Аквинский необходимость единства философии и теологии?

Тема 5. Основные идеи философии Нового времени.

1. Философия Возрождения: гуманизм, антропоцентризм и пантеизм.

2. Проблема метода в философии Нового времени.

3. Механистический материализм эпохи Просвещения.

4. «Человек-машина» О. Ж. де Ламетри.

Литература

1. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. М., 1998. Т. 3.

2. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1984.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV –XVII вв. М., 1984.

ПРАКТИКУМ

1. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога». 

Выделите новые мысли о природе и сущности человека.

Каков идеал ренессансного человека?

 

2. Высшим критерием нравственной жизни Джордано Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности.Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

 В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской? 

Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя? 

Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 946; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!