VIII. Почти случайные параллели.



 

1. Александр Вампилов. Дом окнами в поле.

2. Петр Гладилин. Другой человек.

3. Александр Строганов. Чайная церемония.

 

Александр Вампилов

Дом окнами в поле

 

Комедия в одном действии

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 

  АСТАФЬЕВА - заведующая молочной фермой.

ТРЕТЬЯКОВ - учитель.

ХОР за сценой.

 

Занавес открывается, и мы видим большую опрятную комнату - печь, стол,

скамью. На лавке букет июньских цветов, на стене ковер с изображением

оленей. Здесь же несколько цветных фотографий из журнала "Огонек". Входная

дверь слева, справа - дверь в спальню, прямо - два окна. У входной двери

висит белый халат. Обстановка говорит о том, что в этом доме живет одинокая

женщина. На дворе сумерки. Астафьева появляется из спальни с бельем в руках.

Задержалась у окна, подошла к столу, включила утюг. Астафьевой двадцать

шесть лет, это привлекательная женщина. Перебирая белье, она с некоторой

грустью задерживает в руках рубашку. Думает в это время, вероятно, о том,

что время, в сущности, летит так быстро. Вдруг выключила утюг, быстро

подошла к окну. Наблюдает, ждет, взволнована. Вот - увидела. Бросилась в

спальню, вернулась, включила утюг, принялась гладить. В эту минуту раздается

стук в дверь.

 

АСТАФЬЕВА. Да-да! Пожалуйста!

 

Входит Третьяков, двадцати восьми лет. Симпатичен, толстоват и

медлителен. Он с чемоданом, настроение у него растерянно-элегическое.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Добрый вечер, Лидия Васильевна!

АСТАФЬЕВА. Добрый вечер, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. Вот... Зашел, так сказать, откланяться...

АСТАФЬЕВА. А я думала, чего доброго, не попрощавшись уедете.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что вы, как можно! Я с чемоданом с самого обеда. Обошел

всю бригаду...

АСТАФЬЕВА. Ко всем, значит, зашли... Устали?..

ТРЕТЬЯКОВ. Знаете, устал.

АСТАФЬЕВА. Устали... А тут еще к Астафьевой надо зайти. Вежливый вы,

Владимир Александрович, через вежливость и страдаете...

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, всех хотел видеть... Три года - все-таки не шуточки.

Три года... И знаете, только сегодня, вдень отъезда, вдруг выясняется, что

меня здесь все любят!

АСТАФЬЕВА. А почему бы вас, Владимир Александрович, не любить?..

ТРЕТЬЯКОВ. Второгодники, оказывается, и те меня любят! Очень

трогательно.

АСТАФЬЕВА. А что, вы хороший были преподаватель...

ТРЕТЬЯКОВ. Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не

обязательно. Можно просто уехать...

АСТАФЬЕВА. Хороший вы были преподаватель... Вот только чуткости вы мало

проявляли и активности...

ТРЕТЬЯКОВ. Откуда у меня активность, если я меланхолик?

АСТАФЬЕВА. Самодеятельность бы подняли, раз меланхолик...

ТРЕТЬЯКОВ. Меланхолики ничего не поднимают. Им и так трудно...

(Садится.) Через полчаса уходит автобус.

АСТАФЬЕВА. Спасибо, что зашли... Уважили.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, разве я мог уехать, не повидавшись с

вами?! К вам - последний визит. Для памяти...

АСТАФЬЕВА. Дом мой последний стоит. По пути...

 

На улице возникла песня. Она медленно приближается.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Да... Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле.

И в лес. Уеду и буду вам завидовать.

АСТАФЬЕВА. Спасибо и на этом...

ТРЕТЬЯКОВ. Вы, конечно, замечали, что я был к вам неравнодушен. Да, да!

Да и вы, Лидия Васильевна... Скажете - нет? Помните май! Все могло быть

по-другому... Ничего не было... Даже грустно. Вам не грустно?

АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите?..

ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

 

Песня совсем рядом.

 

АСТАФЬЕВА. Я помню май... Вы веселый были... Никогда я вас таким больше

не видела.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание - что было

бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?

АСТАФЬЕВА. Что ж... ничего. Поехали бы вместе...

ТРЕТЬЯКОВ. Да... Я так и думал.

АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню... Вы пели, у вас ведь голос хороший,

никогда бы не подумала...

ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса... Пойду, Лидия

Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента...

АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали... Вы видели?..

ТРЕТЬЯКОВ. Да, да... Будем вспоминать...

АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете...

 

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не

разобрать.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот... Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще

встретимся. Мир тесен...

 

Подают друг другу руки.

 

Где-нибудь, когда-нибудь... Счастливо оставаться... (Отворил дверь.)

 

Песня - громко.

 

ХОР. Несет Галя воду,

Коромысло гнется,

Стоит Ваня подле

Над Галей смеется...

АСТАФЬЕВА (вдруг). Постойте!

ТРЕТЬЯКОВ (прикрыл дверь). Да?

 

Слышна лишь мелодия.

 

АСТАФЬЕВА (решительно). Я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. В чем дело?..

АСТАФЬЕВА (лукавит с большим искусством). Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. Почему, Лидия Васильевна?

АСТАФЬЕВА. Слышите?

ТРЕТЬЯКОВ. Что?

АСТАФЬЕВА. Они остановились под окном.

ТРЕТЬЯКОВ. Кто?

АСТАФЬЕВА. Вы что, не слышите?

ТРЕТЬЯКОВ. Поют. Ну и пусть...

АСТАФЬЕВА. Садитесь, Владимир Александрович, послушаем... (Приоткрыла

дверь.)

ХОР. Ой ты, Галя, Галя,

Дай воды напиться

Может быть, я, Галя,

Не буду журиться...

ТРЕТЬЯКОВ. Я опаздываю, Лидия Васильевна.

ХОР. Я не дам тебе воды,

Вода ключевая,

Ты не любишь меня,

У тебя другая...

АСТАФЬЕВА (закрыла дверь). Славно поют!

ТРЕТЬЯКОВ (мягко). Это не имеет никакого значения. Я должен ехать. Даже

если бы за окном был хор Пятницкого. Все равно. Даже тем более.

АСТАФЬЕВА. Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ (в недоумении). Мне понятно ваше настроение... Я сам... Я

тронут, но... мне некогда.

АСТАФЬЕВА. Вы уйдете...

ТРЕТЬЯКОВ. Откройте же!

АСТАФЬЕВА. Но не сейчас...

ТРЕТЬЯКОВ. Что случилось?

АСТАФЬЕВА. Сейчас десять часов вечера.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну и что?

АСТАФЬЕВА. Я говорила - вы нечуткий...

ТРЕТЬЯКОВ (задумчиво). Так... И неактивный?

АСТАФЬЕВА. Это уж само собой...

ТРЕТЬЯКОВ. Так...

 

Подходит к Астафьевой.

 

Если я правильно понимаю, вы хотите, чтобы я ушел от вас утром?

 

Пытается обнять Астафьеву. Попытка, впрочем, довольно робкая.

 

АСТАФЬЕВА (останавливает его). Вы ничего не поняли!

ТРЕТЬЯКОВ (обескуражен). Объясните! Сейчас мне уйти нельзя, утром -

тоже... Когда в таком случае? Ночью? Днем? Завтра? Послезавтра?

АСТАФЬЕВА (с достоинством). Вечером.

ТРЕТЬЯКОВ. Но почему, Лидия Васильевна?! Вы, кажется, издеваетесь?

АСТАФЬЕВА. Десять часов вечера... Подумайте, что они скажут, если вы

выйдете в такое время из моего дома?

ТРЕТЬЯКОВ. Кто - они?

АСТАФЬЕВА. Вы что, не слышите?

ТРЕТЬЯКОВ (раздосадован). Ах, вон что вас беспокоит! Что скажут?..

АСТАФЬЕВА. Да! Что скажут...

ТРЕТЬЯКОВ. Они ничего не скажут, просто что-нибудь споют.

АСТАФЬЕВА. Сначала споют, потом начнут сплетничать. Вы что - не знаете?

ТРЕТЬЯКОВ. Какие могут быть сплетни? Я уезжаю, зашел проститься. Разве

из этого можно сочинить сплетню?

АСТАФЬЕВА. Вы-то уедете, а они останутся и будут думать...

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, пусть думают, нельзя же им все время петь.

АСТАФЬЕВА. Вам-то что, вы уедете, а я... потом замуж не выйду.

ТРЕТЬЯКОВ. Что?! Выходит, перед отъездом я должен выдать вас замуж?

АСТАФЬЕВА (теперь она иронизирует). Тише, Владимир Александрович! Вы

еще не в городе.

ТРЕТЬЯКОВ. В городе мне, помнится, говорили: тише - вы не в лесу!

АСТАФЬЕВА. У нас уж так... Не взыщите!

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, не будем ссориться - откройте двери!

(Смотрит на часы.)

АСТАФЬЕВА. Не могу. Мы люди отсталые, с предрассудками...

ТРЕТЬЯКОВ. Это вы-то! Ай-яй! Заведующая фермой, активист, передовая

женщина! Вы меня удивляете.

АСТАФЬЕВА. Чему вы удивляетесь? У нас на ферме плохо с

культурно-массовой работой. Разве не читали в газете?

ТРЕТЬЯКОВ. Не читал.

АСТАФЬЕВА. Зря. Там и про вас сказано: "Куда смотрит интеллигенция?"

 

За окном пение смолкло, но заиграли на гармонике. Послышался шум

подошедшей машины.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Автобус!

АСТАФЬЕВА. Но полянка-то еще не разошлась. Вот она, рядом.

ТРЕТЬЯКОВ (с нетерпением). Черт возьми! Что же вы предлагаете?

АСТАФЬЕВА (невинно). Хотите - чаем угощу?

ТРЕТЬЯКОВ. Бездельники! Сколько можно петь и плясать!

АСТАФЬЕВА. Почему бы не поплясать? Только что отсеялись. Скоро сенокос.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну знаете, я в вас разочаровался. Мне о вас иначе говорили.

АСТАФЬЕВА (кротко). А вам надо было проверить - так ли все, как

говорили. Время у вас было...

ТРЕТЬЯКОВ. Если вы считаете, что мне неприлично выйти в дверь, -

выпустите меня в окно!

АСТАФЬЕВА. Ну да! На дворе луна, светло как днем! Не знаю уж, как в

городе, а у нас через окно ходить не принято.

ТРЕТЬЯКОВ. Неужели? Что же у вас принято в таком случае? Может быть,

вылететь в трубу?

АСТАФЬЕВА. Попробуйте.

ТРЕТЬЯКОВ. Не понимаю, чем вас смущает окно? Если увидят, скажете -

вор. Дескать, учитель украл у вас шерстяную кофту.

АСТАФЬЕВА. Придумал!

ТРЕТЬЯКОВ. Скажите что угодно, только отпустите наконец!

АСТАФЬЕВА (мстительно). Не кричите на меня! Вы мне уже надоели. Как

только они уйдут - пожалуйста, скатертью дорожка!

ТРЕТЬЯКОВ. Спасибо. Автобус уйдет - где, интересно, я буду ночевать?

Под сосной? Квартиру мою, между прочим, успели уже заколотить.

АСТАФЬЕВА. Если бы вы не кричали, а вели себя деликатно, я бы вам, так

уж и быть, на лавке бы постелила.

ТРЕТЬЯКОВ. Да? Вы очень любезны. Только я не желаю больше с вами

разговаривать.

 

Сели в разных концах комнаты. Помолчали. На улице снова пение.

 

"Деликатно"... Что же все-таки делать? Может, мне жениться на вас? Из

деликатности...

АСТАФЬЕВА. Да я за вас никогда и не пошла бы.

ТРЕТЬЯКОВ. Да ну? Вы же ко мне были неравнодушны. Скажете - нет? За вас

вся деревня переживала...

АСТАФЬЕВА. Симпатизировала, пока не знала, какой вы есть.

ТРЕТЬЯКОВ. Какой я есть?

АСТАФЬЕВА. Грубый, каких много...

 

Помолчали. Песня.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Где ваш муж, сумасшедшая вы женщина?

АСТАФЬЕВА. Нет у меня никакого мужа. И не надо!

ТРЕТЬЯКОВ. Да где тот, что был? Неужели сбежал?

АСТАФЬЕВА. Разве похоже, чтобы от меня муж сбежал?

ТРЕТЬЯКОВ. Нисколечко. Это верно. От вас, пожалуй, не сбежишь...

АСТАФЬЕВА. Сама ушла. Мой муж был грубый человек...

ТРЕТЬЯКОВ. Я понимаю, вроде меня?

АСТАФЬЕВА. Вначале маскировался, стишки писал, потом запил... А других,

Владимир Александрович, женихов здесь не было...

ТРЕТЬЯКОВ. Где он сейчас?

АСТАФЬЕВА. Уехал киномехаником.

ТРЕТЬЯКОВ. Давно?

 

Песня удаляется от окна.

 

АСТАФЬЕВА. Пять лет прошло...

ТРЕТЬЯКОВ. А мне говорили - четыре...

АСТАФЬЕВА. Ошиблись... (Подходит к окну.) Ну вот... Плен ваш кончился.

Полянка расходится.

ТРЕТЬЯКОВ. Действительно...

АСТАФЬЕВА. Зря горячились - успеете...

ТРЕТЬЯКОВ. Простите меня...

   АСТАФЬЕВА. Да нет, это вы меня извините. Все я придумала. Не боюсь я

никаких разговоров, никакого мнения! Пошутила я, Владимир Александрович. На

прощание. Взяла и пошутила - что мне?

ТРЕТЬЯКОВ. Я же говорил, что вы издеваетесь...

АСТАФЬЕВА (открывает дверь). Извините, что задержала...

ТРЕТЬЯКОВ. Но... они... они, собственно, еще рядом...

АСТАФЬЕВА. Никак теперь вы боитесь, что люди подумают?

ТРЕТЬЯКОВ. Нет... Но все-таки обидно. Ведь напрасно подумают, вот что

обидно!

АСТАФЬЕВА. А вы огородом, огородом - незаметно... Идите, а не то в

самом деле опоздаете...

ТРЕТЬЯКОВ. Я успею. Шофер знает, что я сегодня уезжаю, подождет...

АСТАФЬЕВА. Уезжайте, что вам здесь делать? Кого вам здесь любить, с кем

разговаривать?! Отбыли свое - и уезжайте! Уезжайте в свой чудесный город! Он

по вас скучает! Давно! И как только он там, горемычный, без вас? Я даже не

знаю...

ТРЕТЬЯКОВ (задумчиво). Действительно... Как он там без меня,

горемычный?..

АСТАФЬЕВА. Что и говорить! Вы проспали, все три года спали - и

проспали! И видели во сне огни ваши голубые и проспекты! Что - я не знаю?..

Вы ходите там по мокрым улицам, все молодые, все гордые, и никто не знает, о

чем вы думаете... А здесь - поле и лес, здесь все понятно, и вы - спите. И

сейчас вы спите...

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, не сплю. Выспался. За три года выспался...

АСТАФЬЕВА. Вы шутите, вы всегда шутите, шутите и ждете отъезда... Вот

вы его и дождались, отбыли свое, ну и прощайте!.. Зачем только вы сюда

приезжали!.. Уходите.

ТРЕТЬЯКОВ (растерян). Минутку... Вы загибаете, уверяю вас... Летом в

городе душно...

АСТАФЬЕВА. Зато - весело!

ТРЕТЬЯКОВ. Летом город пуст...

АСТАФЬЕВА. В городе много развлечений!..

ТРЕТЬЯКОВ. Ничего нового не придумали...

 

Слышится ворчание автобуса, затем - два сигнала.

 

АСТАФЬЕВА. На дороге. Вас кличет.

ТРЕТЬЯКОВ. В ваши окна не видно дорог. Поле и лес, поле и лес... У вас

зеленые глаза, вы наяда, сирена, от вас надо спасаться бегством...

АСТАФЬЕВА. Перешагнуть порог, чего проще...

 

На улице снова возникает песня.

 

ТРЕТЬЯКОВ. "Перешагнуть порог..." Это сложная задача. Дураков полно по

ту и по другую сторону порога...

 

Маленькая пауза.

Песня приближается. Теперь это частушки.

 

Это точно, глупости человек делает перед порогом. И хорошо, когда ты

подготовлен заранее. А если нет?.. Я три года преподавал в вашем селе

географию. Спал и преподавал географию. Преподавал географию и спал.  Тихо,

спокойно. И мне кажется, я не вовремя проснулся. Проснулся я перед порогом.

Вы понимаете мои переживания?..

 

Песня остановилась под окном.

 

АСТАФЬЕВА. Они вернулись... Они остановились под окном!

 

Третьяков приоткрывает дверь.

 

ХОР. Я по улице иду,

Иду и примечаю,

На белы ставни погляжу -

Головкой покачаю...

ТРЕТЬЯКОВ (закрыл дверь). Что же дальше?..

АСТАФЬЕВА. Что дальше?.. Вам лучше знать, что дальше...

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, порог этот - ваш... Я лунатик, в минуту я

должен решить задачу, где почти все неизвестно. Я лунатик, снимите меня с

крыши, посадите в автобус или...

 

Стук в дверь. Третьяков замолчал.

 

АСТАФЬЕВА (подходит к двери). Кто?

 

Дверь чуть приоткрывается, но никто не входит.

 

ЖЕНСКИЙ голос (за дверью; громко). Лидочка! Ты учителя случайно не

видела?.. Шофер его ищет, на станцию везти!

 

Астафьева смотрит на Третьякова вопросительно.

 

ТРЕТЬЯКОВ. Скажите, что я здесь... Пусть... шофер зайдет.

   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. По всей деревне ищет. Пропал педагог!

АСТАФЬЕВА (громко). Он здесь. Пусть сюда подъедут.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Нашлась пропажа!.. Подъедут, сейчас подъедут!

ТРЕТЬЯКОВ. Наконец они перестанут петь...

 

Песня тотчас обрывается.

 

АСТАФЬЕВА. Наслушались... на всю жизнь...

ТРЕТЬЯКОВ. Они пели неплохо, надо признаться...

АСТАФЬЕВА (держится мужественно). Без аккомпанемента.

ТРЕТЬЯКОВ (у окна). В ваши окна не видно дорог... Там нынче покосы?

 

Показывает рукой.

 

АСТАФЬЕВА. За Марьиным логом...

ТРЕТЬЯКОВ. Марьин лог... Из города едут сейчас на дачи... В поле и в

лес...

АСТАФЬЕВА (отлично держится). Побалуются природой, отдохнут...

 

Слышно, как подъехала машина.

 

ТРЕТЬЯКОВ. В город сейчас возвращаются сумасшедшие... Скажите, а вот

приедет учитель вместо меня - его тоже здесь все полюбят.

АСТАФЬЕВА. А как же? Полюбим. Три года любить будем. Как полагается.

ТРЕТЬЯКОВ. Мальчишка приедет, пижон с новеньким глобусом... Откроете

мою квартиру, покажете мою школу и - полюбите... Грустная история.

АСТАФЬЕВА (отчаянно). Ничего. Переживем!

ТРЕТЬЯКОВ. А мне не нравится. И мальчик этот с глобусом - не

нравится... Забавно, но сейчас решается его судьба. Он в моих руках.

ГОЛОС ШОФЕРА (за дверью). Как же понимать? Едет учитель или не едет?

ТРЕТЬЯКОВ (подошел к двери, открыл ее). Кеша, прости меня, пожалуйста.

Прости, что пришлось долго ждать.

ГОЛОС ШОФЕРА. Ничего, Владимир Александрович, бывает хуже...

ТРЕТЬЯКОВ. Сегодня я никуда не еду...

ГОЛОС ШОФЕРА. Завтра рейса нет. Выходной.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что ж, должен же ты когда-нибудь отдыхать.

ГОЛОС ШОФЕРА. Обязан. Привет, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. До свидания.

 

Дверь остается открытой. В отдалении еще раз раздается песня.

 

АСТАФЬЕВА. Опять! Вы слышите?.. Поют... ненормальные...

ТРЕТЬЯКОВ. Плевать, конечно, но все-таки интересно, о чем они только

что говорили!

 

Астафьева смеется.

 

                             Занавес

 

                           Комментарии

 

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале

"Театр" (1964, Э11). С этой пьесы начинался для читателей

Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль. Режиссер Г. Павлов.

Роли исполняют И. Купченко и С. Любшин.

 

                                                            Т. Глазкова

 

 

Петр Гладилин

Другой человек

От автора.

Однажды поздно вечером я прогуливался по Новому Арбату. Было очень холодно, поздняя осень. Я свернул в переулок и и пошел вверх по Большой Молчановке. Спустя несколько минут ко мне подошел пожилой человек. Он был одет странно- в строгое черное пальто и валенки, прошитые кожей, какие носили пилоты на Севере во время второй мировой войны. В руке у него была палка, он манерно опирался на нее, как будто это была английская трость. Он спросил меня: “Вы не знаете сейчас утро или вечер.” “Ночь,”- ответил я . Он поблагодарил меня и пошел дальше. На следующий день я случайно увидел его фото в газете, его искали родственники.

 Одна моя приятельница рассказала мне, как однажды проснулась и увидела рядом спящего мужа, с которым она прожила вместе много лет. На одно мгновение память опоздала к ее пробуждению и этого оказалось достаточно, чтобы не узнать собственного мужа в лицо. Она закричала от ужаса. Кто этот мужчина, в моей постели?

Я вспомнил о Ботхитхарме. Когда китайский император обратился к нему с вопросом: “ Я построил много храмов, я совершил много добрых дел, что мне будет за это? “, Ботхитхарма ответил:” Не важны ни учения, ни добрые дела- все это ничто. Есть только один путь- забыв себя , искать высшее в себе самом. “

 Человек ищет забвения, которое, в свою очередь, ищет человека и настигает всегда неожиданно.

                                  ###

                   Действующие лица:

Он.

Она.

Комната. Стул, окно, стол. Обыкновенная обстановка , в самой обыкновеной комнате. У окна женщина. Полумрак. Звонят в дверь, она открывает , входит мужчина в пальто, шляпе, с футляром в руке. В футляре духовой инструмент.

 

 

 

Он: Здравствуйте, Наташа.

Она: Здравствуйте, откуда вам известно, как меня зовут?

Он: Вот вы какая. Именно такой я вас себе и представлял. Ну, давайте знакомится. Я ваш муж.

Она: Вы мой муж?

Он: Да.

Она: Вы хотите сказать, что я замужем?

Он: Да.

Она: Какая прелесть. Я так и знала, что я замужем... все- таки у меня есть интуиция. Что же вы стоите в дверях? Проходите. Они все за спиной зовут меня старой девой. А у меня было... было предчувствие, что я замужем. Мама, мой муж приехал.

Он: Вы с мамой живете?

Она: Мама давно умерла. Я одна.

Он: Но вы сейчас сказали ”мама.”

Она: Я все время так говорю, не обращайте внимания, я всегда с ней разговариваю. Она умерла, но я чувствую ее присутствие рядом.

Он: Включите свет, я хочу вас как следует рассмотреть, какое у вас лицо. Ну- ка.

Она: Снимите, пожалуйста, шляпу.

Он: (снимает шляпу) Какие у вас красивые и ясные глаза.

Она: Прекрасный сократовский лоб.

Он: Вы очень даже милая... я доволен... а мне красавицу и не нужно. У всех красавиц на лице много общих мест и мало достопримечательностей. Нет ничего скучнее смазливой мордочки с правильными чертами. Кстати, вам сколько лет?

Она: Кстати, как вам не стыдно меня об этом спрашивать?

Он: Мы самые близкие люди на свете. На нас условности не распостраняются. Что значит- прилично или неприлично, после того, что мы с вами пережили за эти десять лет совместной жизни.

Она: А что мы пережили?

- (далее запись реплик поочередно через дефис) Когда у меня болел живот... вы носили мои анализы в больницу в своей маленькой дамской сумочке. А я в это время корчился на полу в судорогах. Вы прошли со мной весь путь - от первого промывания желудка до полного выздоровления.

- Третьего числа мне исполнилось тридцать семь. ( все числительные в пьесе могут меняться взависимости от возраста актрисы и актера).

- Ну- ка повернитесь ко мне спиной,... еще пол оборота. Волосы соберите, поднимите их: шея какая длинная, чудесная шея. Ножку покажите. Какая маленькая ножка.

- Мы с вами венчались в церкви или нет?

Он: Обвенчались.

- А свадьба была?

- Была.

- Богатая свадьба?

- Небогатая, зато веселая.

Она: Я по расчету вышла за вас замуж или по любви?

- По любви, когда мы поженились, я был нищий музыкант.

- Вы музыкант?

- Да.

- Какая прелесть, можно я вас обниму?

- Можно.

- А на чем вы играете?

- На трубе.

- И что, когда я вышла за вас замуж, у вас не было никаких других источников дохода?

- Не было.

- Мне нужно сегодня заплатить за квартиру- у вас есть деньги?

- ... .

- У вас совсем нет денег?

- Ни грамма.

- То есть совсем- совсем нет?

- Как в первый день творения. Тогда ни у кого не было денег. Прошлым летом я лежал вверх животом на пляже, смотрел на голубое небо и сделал открытие: на солнце нет денег.

- И как же меня угораздило выйти за вас замуж?

Он: Вот уж не знаю.

- Наверное, я вас очень полюбила. Наверное я вас очень, очень люблю. Так сильно люблю, что мне не важно, сколько у вас денег. Что вы молчите? Cкажите что-нибудь.

- И не сомневайтесь даже ни минуты... вы меня о-бо-жаете.

- Какое счастье, какое счастье. А я, глупая, сижу весь вечер одна и сама себя жалею, что я такая одинокая, такая несчастная. А я, оказывается, совсем не одинокая и не несчастная. Оказывается , что я замужем, и что у меня есть муж, такой замечательный человек. Скажите, пожалуйста, только не лукавьте, говорите правду, мы были счастливы все эти годы?

- Это как посмотреть. Иногда были, иногда не очень.

Она: Чтобы я вышла замуж за нищего музыканта,... с моими- то потребностями и любовью к широкой жизни. С моими родителями , которые избаловали меня с детства, ведь я была их единственая и любимая дочка. И не спорьте со мной. Мы были очень счастливы. Я вас больше жизни люблю. Обнимите меня. Мы самые счастливые люди на свете.

-  Я и не спорю. Если бы не моя любовь к вам, я бы давно умер от белой горячки, загнулся бы где- нибудь под забором в водосточной канаве. Захлебнулся бы как собака паршивая своею собственною блевотиной.

- Откуда такие мрачные мысли?

Он: Потому, что я горький и последний пьяница.

- Разве я могла быть с вами счастлива, если вы- пьяница?

- В промежутках. между запоями счастье вполне возможно.

- Я пьяниц не-на-ви-жу. Разве это возможно: жить под одной крышей с пьяницей да еще без денег?

- Когда было совсем худо, вы подрабатывали.

- Какие гадости вы мне говорите. Я работала? Какой ужас. Вы что- хотите меня до слез довести?

- Пустяки. Вы же не полы мыли в городской больнице. Вы собирали из газет сообщения на заданную тему. Вам привозили газеты из редакции, вы их читали и вырезали ножницами статьи. Ничего трагического в этом я не вижу. Небольшие, но верные деньги. 

- Ножницами?

- Ножницами.

Она: А ребеночка у нас с вами случайно нет?

- Конечно, есть.

- Как, у меня есть ребенок, а я ничего не знаю. Сегодня весь день мне хочется плакать, и я сама не знаю почему мне так хочется плакать, а у меня есть ребеночек. Мальчик или девочка?

- Мальчик.

Она: Какое счастье. А я сижу одна у телефона и звонить больше некому, и никто мне не звонит, и на душе так тяжело, так одиноко, и я думаю о своей судьбе, о том, что мне уже за тридцать, а еще не знала радости материнства. А у меня есть мальчик. Какое счастье. А где же он?

- С ребятами играет во дворе.

- Я замужем, у меня есть сын. А я ничего не помню, как забеременела не помню, как носила под сердцем не помню, как рожала, как кормила грудью. Оказывается, я уже мама... А давайте с вами родим еще одного ребеночка.

- У нас есть еще один.

- Есть? Еще один?

- Есть.

- Не может быть.

- Я вам говорю, у нас есть еще один.

- Мальчик или девочка?

- Мальчик.

- Еще один мальчик. А где же он?

- Взял мяч и ушел.

- А скоро он придет?

Он: Придет, когда проголодается, куда денется. Набегается, кушать захочет, и придет.

- Какая прелесть, я мамочка , у меня два мальчика. А я сижу одна и втыкаю себе иголки в сердце. И на душе у меня такая пропасть, такая пустота. А давайте с вами родим девочку. Я вас умоляю. Ну хоть одну единственную девочку.

- Есть у нас девочка.

- У нас есть девочка? А где же она?

Он: Она самостоятельая, уходит потихонечку и ничего не говорит. Я не знаю, где она.

- А сколько ей лет?

- Девять.

- А давайте родим вторую девочку. Чтобы у нас было два мальчика и две девочки.

- А у нас есть вторая девочка.

Она: Вторая девочка?

- Ее старшая взяла с собой.

- Значит, у меня четверо детей?

- Да, четверо.

- А я была уверена, что растратила свою жизнь на пустяки, на бессмысленные романы, на ерунду. Оказывается, у меня есть муж, мальчик, девочка, девочка и еще один мальчик. Я самая счастливая на свете.

- Наконец- то. Я вам каждый день, десять лет подряд обьясняю, что вы самая счастливая на свете женщина, а вы не понимаете. Иногда мне кажется, что вы назло мне делаете вид, будто не понимаете. Вы меня своими жалобами на жизнь, своим упрямством приводите в состояние бешенства.

Она: Неужели я раньше не могла этого понять? Это же так просто, как дважды два.

- Не могли. Всегда жалуетесь и скулите. Денег нет. В квартире тесно, дети визжат, я играю на трубе. А старшая еще бездомную собаку в дом притащила. Собака лает. Дети орут, я играю на трубе и мы все мешаем вам жить.

 - Я сижу дома, такая жуткая, такая омерзительная тишина. Как в могиле. Оказывается совсем не тишина. А наоборот: дети визжат, собака лает, а муж играет на трубе. Это совсем другое дело. Я счастлива.

Он: Вы счастливы?

- Да, я счастлива.

- Ну слава богу.

- И что, у меня нет ни одного бриллиантика, даже самого маленького?

- Помилуйте, откуда? У вас всего два платья: одно на каждый день, другое на выход.

- А что, мои родители не могут нам помочь деньгами?

- Их давно нет на белом свете.

- Я все время забываю, мне кажется что они живы, я никак не могу поверить в то, что они умерли... .

Он: Завяжите себе узелок на их вечную память... .

- Сейчас сюда дети придут, мои дети?

- Куда они денутся, придут.

- Я волнуюсь. Я очень волнуюсь. Мне надо привести себя в порядок. Я переоденусь, я надену свое самое лучшее платье. Который час?

- Четверть восьмого.

Она: Так поздно, а их еще нет дома. Я умираю от нежности к ним, я такую нежность к ним чувствую, я хочу их всех обнять и расцеловать. Что мне сказать им? Я должна им сказать сегодня что- то очень важное, чтобы они на всю жизнь запомнили. Что же мне сказать им?

- Я не знаю.

- А что я им обычно говорю? А что... что я им обычно говорю, когда они приходят домой?

- Вы им говорите: сукины дети , где вы шлялись, черт бы вас побрал. Вы хотите, чтобы я с ума сошла, где вас черти носят, выродки?

- Не может быть. Чтобы я такое сказала моим детям?

- Так точно и говорите. Слово в слово. Вы не только на них кричите, вы их еще и лупите.

- Я бью своих детей?

- Еще как. Особенно мальчишкам попадает.

- Не может быть. Чтобы я ударила ребенка?

- И мужа тоже бьете.

- Чтобы я била человека, которого люблю? Вы лжец, сударь, вот что я вам скажу, самый что ни на есть последний лжец. Как вы смеете. За кого вы меня принимаете? У меня нет таких привычек доказывать силой правоту. Мой отец был известным дипломатом, у меня было две гувернантки, я знаю четыре европейских языка, я верю только в силу слова, я ненавижу насилие. Силой ничего не изменишь к лучшему, только терпением, лаской и любовью.

- И детей бьете, и мужа бьете.

- Ложь.

- Правда.

- Неправда.

- А я вам говорю: бьете.

Она (Хватает пиджак и начинает его бить этим самым пиджаком, приговаривая): Вы лжете. Я не бью, я не бью своего мужа, я его люблю , я не бью детей, я не бью своего мужа, я не бью, я не кричу на детей, я хорошая , я добрая, я всех люблю, я не бью своего мужа.

Он: Ну пожалуйста, милая моя, не надо.

Она: Вы на самом деле любите меня?

- Я люблю вас.

- Скажите что всегда любили и всегда будете любить меня одну.

- Вы каждый день выпрашивате у меня эти признания в любви к вам, как милостыню. Да, я люблю вас, но зачем об этом столько говорить?

Она: Если между нами нет любви, ради чего я страдаю. Вы никогда мне не изменяли, правда?

- Никогда.

- Поклянитесь.

-... ( пауза из которой становится многое понятно).

- Если вы изменяли мне, если вы только говорите, что любите, а на самом деле не любите, тогда моя жизнь полная бессмыслица. Тогда я жить не хочу и не буду.

Он: Неправда, не бессмыслица, даже если я вас не люблю... потому что у вас есть дети.

- Ах да, я совсем забыла. У меня есть дети.

- Никогда об этом не забывайте. Вы должны это прежде всего запомнить. 

- Я увидела вас, я очень обрадовалась, а теперь я понимаю,- это катастрофа.

-( достает трубу) Хотите я вам сыграю?

- Хочу. Когда я слушаю музыку, обо все на свете забываю.

- Я подниму вам настроение. Польку Штрауса.

 

 

Достает ноты, трубу, надевает мундштук. Садится, поигрывает клапанами, растягивает губы, смотрит на нотный лист, что-то мурлыкает себе под нос, касается губами трубы, закрывает глаза, надувает щеки, дает звук... . Но вместо музыки из трубы ползет оглушительная какофония. Он делает несколько тщетных попыток, он очень старается, но никакой музыки не получается.

Он: Странно,... что это со мной сегодня?

Она: Вы одного- единственного звука взять не умеете.

- Не умею.

- И на пьяницу вы не похожи, посмотрите какая у вас холенная физиономия... .

- Что из этого?

- Вы не мой муж. Вот что.

- Вы правы. Я обознался. Я принял сам себя за кого- то другого.

- Пожалуйста, уходите.

- Одну минутку, но кто я такой?

Она: А вы как будто сами не знаете.

- Богом клянусь, не знаю.

- Вон из моего дома.

- Умоляю, не гоните меня.

Она: Уходите.

- Вам хорошо, вы в своем собственном доме, вы мать, вы знаете что вам делать, вы ждете, когда вернутся ваши дети, вы накормите их и положите спать. А я не знаю- кто я,... не понимаю куда мне надо идти и что мне надо делать. Ведь всякий человек должен всегда куда-то идти и что-то делать. А у меня полный провал в памяти. Кто же я такой на самом деле?

- Совсем не знаете?

Он: Я даже свого имени не помню. Откуда я такой взялся на свою собственную голову?

- Постарайтесь хоть что-нибудь вспомнить.

- Ах если бы у меня были с собой какие-нибудь документы. (Достает расческу, портмоне, ключи). Не то, это то же не то (Достает пачки стодолларовых банкнот, очень много денег). Откуда у меня столько денег?

- Это вы  меня об этом спрашиваете?

- Вдруг окажется, что я... о господи... какой-нибудь самый последний подонок.

- Не исключено. Я знала одного человека- он считал себя очень порядочным, но оказалось, что он законченная сволочь и мерзавец. Это была большая неожиданность для его семьи, для нас, его друзей, но еще большая неожиданность для него самого. Прожил прекрасную жизнь, а в преклонном возрасте совратил маленькую девочку, и вечером этого же дня выбросился из окна.

- Меня нельзя ни в коем случае оставлять одного. Боюсь, что я так же как и ваш приятель ничего о себе не знаю, а когда всю правду о себе узнаю , проделаю над собою что-нибудь ужасное. Но я еще меньше о себе знаю в сравнении с ним. Лучше быть последним мерзавцем, чем не знать ничего о том, что ты последний мерзавец.

- Не жалуйтесь, возьмите себя в руки и попытайтесь хоть что-нибудь о себе вспомнить, ну хоть малую малость.

- У меня был отец, что у него была огромная машина, она все время ломалась, и однажды он дал мне порулить. Я был так счастлив- что еще мальчишке сопливому нужно?

- Вспоминайте, вспоминайте. Шевелите извилинами.

- М-м-м-м-м...Я помню, как моя мама стирала белье в реке и оно белое, чистое упало в воду и поплыло вниз по течению. А я бежал за ним вдоль берега пока оно не утонуло.

- Что еще?

- Вспомнил( озарение). В детстве я очень сильно порезал руку и взрослые никак не могли остановить кровотечение, и вот я чувствую, что теряю сознание и думаю,... неужели я умираю, неужели все это происходит со мной,... неужели это я..я умираю? И точно такой же случай был в юности во время моего первого опыта с женщиной. Она стояла ко мне спиной, на коленях, а я в это время думал- неужели я стал настоящим мужчиной? Неужели все это происходит именно со мной?

- И что в конце концов выяснилось? Вы стали мужчиной или не вы?

- Раньше был уверен, что именно я, а теперь не знаю. Я теперь ничего не знаю.

- Прошу вас: без слез.

- А если не я был счастливый, и не я стал мужчиной,... и все это было не со мной. А что, если я об этом где- то читал?

- Где вы могли об этом прочесть?

- В каком- нибудь романе.

- Каком?

- О, вы, знаете я так много читал в юности. У меня в голове от этого беспорядочного чтения осталась такая каша.

Она: То есть, вы и не мужчина еще?

- Может быть.

- Понятно.

- Ничего не понятно. Что вам понятно? Абсолютно ничего не понятно.

- У меня тоже как и у вас есть есть все основания для беспокойства и тревоги. Я тоже не знаю кто вы такой. Более того, я не знаю что вы здесь делаете. Скоро сюда придут мои дети, а в доме чужой человек. 

Он: Я в сто раз сильнее вас хочу понять, потому что это прежде всего касается меня самого, моей судьбы, о которой в настоящую минуту я не имею ни малейшего представления. На кого я похож по- вашему?( отходит в сторонку). 

- Я не очень хорошо разбираюсь в людях. На девственника вы не похожи. На официанта похожи, на парикмахера тоже. От вас пахнет сладкой водою. Вы или парикмахер, или официант... Или сутенер.

Она: Или архитектор, или зубной врач.

Он: Я чувствую себя круглым сиротой. Кроме вас во всем мире у меня никого нет.

- Не переживайте. Со мной однажды такое случилось. Мы с подругой поехали на отдыхать к морю. Утром я проснулась с полным ощущением того, что нахожусь в нашей городской квартире и стала искать свой гардероб, а его нигде нет. Потом стала искать матушку, а ее тоже нигде нет. Тогда я стала искать отца. И не нашла. Я упала на подушку и разрыдалась. И вдруг вспомнила, что я не дома. Что я отдыхаю на море. Боже, как я смеялась. Как я смеялась.

- Мне не смешно.

- Как же я смеялась.

- Я не знаю, кто я, почему я, что я такое , но я знаю одно. Что люблю вас. Может быть я ни черта не помню, но я чувствую то, что я чувствую.

- Прошу вас, не говорите так больше никогда.

- Я люблю вас.

- А может, и не любите совсем, а вам это только кажется.

- Разве чувство может померещиться?

- Да.

- Какой ужас. Единственное, за что я могу ухватиться двумя руками, это за то, что я сейчас чувствую, вижу, слышу, осязаю. И это может оказаться иллюзией?

- Разве с вами никогда ничего подобного не случалось?

Он: Было. Однажды я влюбился в девушку, я ее любил издалека, я боялся к ней подойти и заговорить, я с ума сходил. Но когда я с ней познакомился, когда я подошел к ней и заговорил, вдруг понял, что совершенно ее не люблю, что я выдумал все ее достоинства, ее очарование, что я попал под обаяние, которого не существует.

- Вот видите.

- Но с вами все по другому. Меня переполняет любовь к вам.

Она: Вас переполняет любовь , но может так случится, что это любовь не ко мне переполняет вас.

- Не может быть.

- В юности я была влюблена в одного человека, но рядом оказался другой, и я стала любить второго любовью, которую я испытывала к первому.

- Невероятно.

- Как- то я оговорилась и назвала того, с кем заблуждалась именем того, кого на самом деле любила. Таким образом я разоблачила себя.

- Но я не ошибаюсь. Я люблю именно вас.

- Какое у вас странное лицо. Вы знаете, я ведь где- то на самом деле видела ваше лицо.

- Вспомните- где и когда.

- Я вот так сидела на стуле, около стола, вот здесь, а в правой руке у меня были ножницы.

- И что?

- Я делала вырезки из газет и вдруг передо мной мелькнуло ваше лицо. Ваше лицо я видела... в газете.

- В газете?

- Да.

- В какой газете?

Она: Я не помню. Давайте, посмотрим. Вот они на столе.

- А что, если я знаменит? 

- Вполне возможно. (берет газету).   

Он: Ах, если бы про меня написали в газете и поместили рядом мою фотографию, я бы так не мучался, кто я и что я, почему я. Все моментально стало бы на свои места. Посмотрите, я похож?( портрет известного человека).

- Нет не похожи.

- Жаль. А вот на этого?

- Тоже нет.

- Смотрите.

- Похожи, но это не вы.

- Хорошо быть знаменитым. Все стало бы сразу ясно, кто я, что я и зачем я живу на белом свете.

- Смотрите, я нашла вас, я нашла, вот он вы. Это вы.

- Это я.

- Это вы.

- Я. Точно. А что здесь написано- под фотографией?

Она: Минутку. Здесь написано, что вы подонок и убийца, что вы убили своего товарища- крупного банкира, кстати тоже мошенника,... он сбежал с деньгами своих клиентов. Что вы три раза выстрелили ему в голову и скрылись с места преступления с большой суммой денег, что на вас черное пальто и шляпа.

- Боже, мой,... у меня было предчувствие, что я отпетая и последняя сволочь. У меня с детства было такое предчувствие. Что еще?

- Что вы руководили охраной банка, и что когда управляющий скрылся с деньгами клиентов, вы бежали вместе с ним. А вот и ваше имя. Хотите, я скажу вам как вас зовут? Вас зовут... .

Он: Не надо, не говорите, мне это не интересно, мне мое имя больше не понадобится.

- Что же вы натворили, вы человека убили.

- Я не убивал.

- Но здесь черным по- белому написано, что вы.

- Поверьте,... не я. Он впервые в моем присутствии открыл сейф, и я... увидел... деньги, очень много денег, горы денег. И вдруг со мной случилось что- то невероятное. Я достал пистолет и три раза выстрелил. Я не хотел,... это как- то само собой произошло, помимо моей воли,... он был моим самым близким другом,... он лежал на полу, истекая кровью, я смотрел на него и думал-... неужели это сделал я?

- Что же вы натворили?

Он: Разве с вами никогда ничего подобного не случалось?

- Было... Лет пять тому назад со мной приключилась точь в точь такая же история... Моя лучшая подруга стала меня передразнивать и так разозлила, что я влепила ей пощечину. Мы навсегда расстались. До сих пор не могу поверить в то, что это я, я ее ударила. Так я потеряла свою лучшую подругу,.

- А я своего единственного друга.

 

                             (пауза.)

 

Она: Бедный, что теперь вы собираетесь делать?

- Бежать.

- Куда?

- В Европу. Я знаю место на балтийском побережье, откуда можно уйти в дождь, в непогоду на резиновой лодке в Швецию. Из Швеции я поеду в Данию, там у меня живут друзья, они мне сделают новый паспорт. С большими деньгами я не пропаду. Налейте мне вина.

- Не надо вам пить вина.

- Почему?

- Вы опьянеете.

- Ну и что?

- Я в пятницу так напилась, что устроила самый настоящий погром. Стала бить посуду, рвать белье- так мне все опротивело. Эти оборванные грязные дети, вечно пьяный муж. Потом я села на стул и заснула. А когда проснулась, подумала: какая- то сволочь перевернула всю мою квартиру вверх дном.

- Вы правы, я не буду пить.

Она: Теперь вы знаете кто вы и что вам делать и куда вам идти. Ступайте.

- Один никуда не пойду.

- Уходите.

- Вы поедите со мной. Я вытащу вас этой проклятой дыры. Мы купим квартиру в Париже и дом в Америке. Мы будем другими людьми в другой стране.

- Зачем я вам нужна? Вы найдете себе подругу помоложе и покрасивее меня. Посмотрите что сделала со мною моя жизнь, посмотрите на мои руки- они все в морщинах.

Он:Вы будете купаться в роскоши, через несколько месяцев счастливой и беззаботной жизни вы не узнаете сами себя. Однажды вы подойдете к зеркалу и скажете сама себе , боже мой, как я изменилась, как я похорошела. Глазам своим не верю. Да неужели это я?

- Вы абсолютно правы.

- Ну конечно прав.  

- Но я совсем не знаю вас, мы знакомы всего пол часа.

- Я сам не знаю: кто я. Откуда вам знать. Всю свою жизнь я прожил с ощущением, что у меня есть настоящий и большой талант, я чувствую в себе избыток положительных и творческих сил, но я до сих пор так и не понял что это за талант, какого он рода. Мне кажется из меня получился бы настоящий художник. Я ведь очень неплохо рисую. Кто знает а вдруг я-... Писсаро или Мане? Я буду рисовать с утра до вечера каждый день, я буду работать как проклятый.

- Вы Писсаро? Может быть. Но не могу ехать с вами. У меня четверо детей.

- Боже мой, но вы подарили им жизнь, неужели им жаль отблагодарить вас и отпустить на свободу. Если они любят вас, они поймут, вот увидите. Мы оставим им денег.

- Они любят меня. Но я вас не люблю.

- Откуда вам знать, любите меня или нет.

Она: Я чувствую то, что чувствую. Я не люблю вас.

Он: Одна моя приятельница вышла замуж за аристократа и двадцать пять лет прожила с нелюбимым мужем. Но когда она его хоронила, когда она подошла к гробу,  поцеловала его в лоб, вдруг она осознала, что никогда никого в своей жизни не любила кроме этого человека. Любовь имеет обратную силу. Пройдет двадцать лет и окажется, что вы никого никогда так не любили, как меня уже сейчас, сию минуту. Вы только ничего не знаете об этом.

- Я не знаю.

- Не знаете.

- Я ненавижу свою жизнь, у меня давно было подозрение, что я живу чужой жизнью. 

- Вот и чудесно.

- Я согласна. Я поеду с вами.

- Одевайтесь и побыстрее.

- Мама, моя милая.

Он(подходит к зеркалу): В глазах ни капли раскаяния. Что же ты натворил? Мерзавец. Он смеется надо мной. Какая наглость. А с виду симпатичный человек. Как обманчива внешность.

- (подходит к зеркалу) Пальто очень старое, но еще хорошее.

- Застегните мою верхнюю пуговицу. У меня рук не хватает. А я вашу пуговицу застегну.

- А если лодка перевернется? Я не умею плавать.

- И не надо уметь. Если лодка перевернется, мы погибнем от переохладения. Но вы не бойтесь, я вам обещаю приятную прогулку без сюрпризов. Мы отойдем тихонечко от берега ночью, на веслах, а потом включим мотор.

- Мне страшно, мне жутко... и почему-то очень весело.

- Я то же чувствую необыкновенный душевный подьем. Возьмите паспорт вашего мужа. Он мне может пригодиться.

Она: Мама, дорогая, неужели все это происходит со мной? Я не могу в это поверить. Мама, милая.

Он: Ну пойдемте. У вас будет время поговорить с вашей мамой.

Она: Минутку.

Он: Что вы ищите?

Она: На улице холод собачий. Я не могу найти свои перчатки.

Он: Вспомните куда вы их положили.

Она: Посмотрите на столе.

Он: На столе их нет.

Она: Посмотрите под зеркалом.

Он: Не вижу.

Она: Куда я их дела?

Он: Они у вас на руках.

Она: Они у меня на руках... А я их ищу.. Ну что присядем на дорожку?

Он: Помолчим.

 Они садятся на стулья, он берет ее руку в свою. Каждый из них смотрит в глубь самое себя.

 

Она: Не обижайтесь на меня. Я никуда не поеду.

Он: Но почему?

Она: Как бы вам это обьяснить? Видите ли... я не бью своих детей.

Он: Что, что вы сейчас сказали?

Она: Я хорошая, я добрая, я не бью своих детей. Я не бью своих ребят, я наоборот. Я в них души не чаю, я их кормлю, я гуляю с ними в парке, я купаю их вечером, я их укладываю спать и каждого целую а самому маленькому перед сном читаю сказку.

Он: Будьте счастливы.

Она: Стойте, куда вы?

- Я ухожу.

- Я вас никуда не отпущу.

- Извините.

- А я вас никуда не пущу.

- На каком основании?

- Я вас люблю.

- Но только что вы говорили, что не любите меня.

- Я?

- Вы.

- Я не говорила, неправда. Как ямогла такое сказать, когда я люблю вас.

- За что же меня любить если я самый последний подонок?

Она: И никакой вы не подонок.

- А кто же я?

- Никакой вы не пропойца и не убийца. Вы мой муж. Вы порядочный и честный человек. И пожалуйста зарубите себе это на носу. Или завяжите узелочек на память.

- А я думал, что последний подонок, а на самом деле я порядочный человек. Ну скажите на милость, ну разве я не кретин?

- Не сметь, не сметь такое говорить о себе. Вы умница. Вы человек необыкновеного ума и широких интересов. Это не мои слова. Все так говорят, это все знают. Вы сами не знаете какой вы хороший человек.

- Какой?

 - Веселый добрый, такой отзывчивый, трудолюбивый. Все эти вы заработали честным трудом. И детей вы обожаете и дети от вас без ума. Они каждый вечер ждут вас и бросаются вам на шею.

Он: Поразительно. А я иду сегодня по улице и на душе такая тоска. Хоть в петлю полезай. Я иду и думаю- какая же я тварь, тварь я последняя. Никого я не люблю и меня никто не любит. А на самом- то деле я всех люблю и меня все любят и я такой умница, оказывается у меня есть дети и они сразбегу все вместе бросаются на шею. Но дело даже не в этом. Моя жена любит меня. Вот парадокс.

- Я вас люблю.

- Помилуйте, за что такая честь?

Она: Вы такой замечательный муж. Такой внимательный, такой нежный, такой преданный и верный.

- Верный?

- Верный.

- А я шел через мост и пытался вспомнить лицо шлюхи с которой мы познакомились вчера на вокзале и никак не мог, хоть и расстались мы пол часа тому назад. И я думал сколько же в моей жизни было таких женщин, чьих лиц я уже никогда не вспомню. На верное сотни две. По приблизительным подсчетам. А на деле вот что оказывается- у меня никогда кроме вас никого не было.

- Не было.

- Не было.

- Не может быть.

- Честное слово.

- Вы обманываете меня.

- Не обманываю.

- А ну ка дайте- ка я посмотрю вам в глаза.

- Смотрите.

- (берет за плечи, смотрит ей в глаза) Ну?

- Вы мне за эти десять лет ни разу не изменили.

- Поклянитесь.

- Я клянусь, что вы мне ни в жизни разу не изменили.

- Чем?

- Всем.

- Чем всем?

- Всем что есть.

- И сколько лет мы с вами прожили вместе?

- Десять лет.

- И я вам ни разу не изменял?

- Ни разу.

- А почему я вам ни разу за десять лет не изменил, как вы думаете?

- Потому, что вы меня очень любите.

- Я вас люблю?

- Безумно, страстно, нежно любите.

- Ну хорошо, допустим я ваш муж, вполне возможно, что я порядочный и честный человек, и что я не последняя пьянь и не мокрушник. Но чтобы я жене ни разу в жизни не изменил. Вы можете меня убить , но я никогда в это не поверю. Пусть я вас люблю больше жизни, пусть вы даже тысячу раз красивица.

- Но почему, мой дорогой? Ну почему?

- Не знаю.

- Это не ответ.

- Потому что получается, что я совершенно идеальный какой- то человек, каких просто на свете не бывает.

- Не идеальный, обыкновенный, нормальный.

Он: Как же нормальный? Как же нормальный. Я не пью, жена меня любит, дети бросаются мне на шею, к тому же я еще и умница и семи пядей во лбу. В этом есть что-то неестественное.

- Неправда.

- Скажите на милость но у меня есть хоть какие -нибудь недостатки? Ну хоть один единственный?

- Нет.

- Вы меня с кем то спутали, извините, такого быть не может.

- Нет, я не спутала, вы мой муж. Как только я увидела вас, сразу же сказала сама себе, вот он- мой муж.

- Но я живой человек у меня могут быть какие - то слабости.

- Могут быть, есть но я ни за что на свете не скажу- какие.

- Говорите.

- Не скажу.

- Почему?

- А вам не надо этого знать.

- А я хочу знать.

- Я не скажу.

- Тогда прощайте навсегда.

- Так уж и быть... у вас на самом деле есть один пунктик.

Он: Кокаин?

- Нет.

- Азартные игры.

- Нет.

- Мальчики?

Она: Как вам не стыдно.

- Я ловлю голубей и отрываю им головы. Руками.

- Нет.

- Я собираю коллекцию порнографических открыток.

- Тьфу.

- Я играю на скачках.

- Этому не бывать никогда.

- Я люблю много и вкусно поесть.

-...?

- В конце-то концов.

- Не знаю, я насчет этого подумаю.

- Будьте милосердны, сжальтесь надо мною.

- Почтовые марки- вот какая у вас слабость. Вы собираете коллекцию почтовых марок.

- И это все?

- Стоит вам увидеть марку без штемпеля, как у вас тут же трясутся руки, глаза выходят из орбит. Вы становитесь невменяемым. Изо рта слюна льется в три ручья и вы бежите в кассу, а потом к прилавку.

- Как это все у вас гладко выходит дети сыты, одеты , обуты, вы красавица, ножка у вас маленькая, я такой скромный, хороший и правильный человек, мы любим друг друга все сильнее с каждым днем. Некрасиво, честное некрасиво.

- Что же в этом некрасивого.

- Вы посмотрите как люди живут, они же не живут, они же корчатся. Сейчас совсем не те времена, жизнь такая тяжелая, семьи разваливаются, нравы портятся, дети растут беспризорниками, а у нас с вами все прекрасно. Как же нам людям в глаза смотреть? Что же о нас люди скажут? У всех все плохо. А у нас хорошо.

- Мне все равно что они скажут.

- Неужели у вас нас нет никаких проблем? Такого быть не может.

- Ну конечно есть.

- Ваши родители меня ненавидят?

- Они относятся к вам с огромным уважением.

- Вам хочется завести головокружительный роман, вы хотите влюбиться и сойти с ума? Так?

- Не так.

Он: Вам надоело подтирать детям носы и быть прислугой при муже.

- Какой вы глу-у-у-пый.

- Ну не мучайте меня скажите.

- Ладно так уж и быть. А вы никому не расскажите?

- Я унесу эту тайну с собой в могилу.

- Посмотрите на мою правую руку. Видите?

- Что?

- Все пальчики ровные а безымянный смотрит в другую сторону. Я его вывихнула, когда мне было шесть лет. Это теперь на всю жизнь.

- И все?

- Да.

- И это все?

- А вам что этого мало?

- Так значит все нормально. Я никого не убивал?

- Никогда.

- Но я же похож на этого человека чья фотография в газете.

- Совсем не похожи.

- И мне не надо бежать через границу в дождь и непогоду?

- Не надо.

- Я ваш муж, это правда?

- Да. Вы мой муж, вы умница, вы прелесть.

- Скажите а я на самом деле вас люблю?

- Любите.

Он: Включите пожалуйста свет, я хочу как следует рассмотреть- какое у вас лицо.

- Пожалуйста.

- Вы знаете, вполне может быть что я вас очень люблю. А ну- ка повернитесь ко мне спиной, еще в пол оборота. Волосы из за спины соберите, какая чудесная шея. Да вы прелестная какая. Так значит я ваш муж?

- Вы.

- Минутку, вы в этом абсолютно уверены?

- Абсолютно.

- А мы с вами венчались в церкви или нет?

- Венчались.

- А свадьба была?

Она: Была.

- Богатая свадьба?

- Небогатая зато веселая.

Он: Боже мой, какое счастье. А я иду по улице один, меня качает из стороны в сторону, на душе такая тьма, и такая грязища вокруг, такой смрад и холод. Мне навстречу идут люди, я заглядываю им в лица, а у них такие тоскливые лица, такие некрасивые лица. И на душе у меня кошки скребут, и я думаю: к чертовой матери эту жизнь, уж лучше пойти и удавиться. А на самом деле все нормально, все хорошо. Меня ждут дома, меня любят, и поэтому у меня на душе птицы поют. Меня любят, вот что. И ждут. Так ведь?

- Да, мой любимый.

- Я отказываюсь в это поверить, неужели это происходит со мной?

- Тише, тише.

Он(обнимает ее): Почему тише?

- Подожди.

- Я не хочу ждать.

- Они сейчас прийдут.

- Кто?

Она: Наши дети. Который час?

Он: Половина восьмого.

- Они сейчас прийдут. Быстрее (паника). Посмотрите на кого вы похожи, идите умойтесь и причешитесь и побрейтесь, а я переоденусь. Что им сказать, когда они войдут?

- Надо подумать.

- Я скажу чтобы они шли сразу же мыть руки.

Он: Правильно.

- Я им им так и скажу.

- А мне что сказать?

- А вы скажите, что..., что

- Что?

- Не знаю.

- Вот именно.

- А вы ничего не говорите. Вы сидите и молчите.

- А что потом?

- А там видно будет.

- Я сделаю вид, будто читаю книгу, а?

Она: Прекрасно. Вот здесь под лампой, сидите и читайте. Они войдут- вы читаете книгу, а я стою у окна и смотрю на улицу, потому что уже поздно, их все нет и нет, а я волнуюсь. 

- ( садится под лампой) Вот здесь ?

- Да. Вы готовы?

- Да.

- Интересно, какие они?

Он: Кто?

Она: Наши дети.

- Я не знаю.

- Я то же.

- Смотри- ка снег пошел.

- Я сгораю от любопытства, где же они?

- Потерпите немного.

- Они наверное хорошенькие такие, да?

- Пологаю что конечно и даже очень.

- Я их вижу, вон они идут. Все четверо. Какие хорошенькие. А девочка , что поменьше на вас похожа, как две капли воды. Идут, идут.

- Но я знаете что хотел вам сказать, я забыл, что хотел вам вот что сказать.

- Это потом, потом. Мы их покормим, положим спать, а потом поговорим, хорошо.

- Я понимаю. Они войдут, а я как бы сижу и читаю книгу.

 

 

Они ждут. Она смотрит в окно на снег, за окном и в комнате темнеет, он читает книгу, мы слышим детские голоса и смех. Все громче, все ближе.

                               Занавес.

 

Москва 1995- 1997г.

 

                                                              

 

АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!