Религиозно-правовая семья в современном мире



Процесс глобализации экономических, общественных, финансовых и политических процессов ведет к неизбежному слиянию данных сфер на международном уровне, взаимодействие отдельных граждан, сообществ, организаций и государств требует конструктивного диалога, создания общих правил, принципов и подходов, что, неизбежно ведет к унификации, стиранию различий. Так, например, российская правовая система, которая относится к романо-германской семье, перенимает у системы общего права института судебного прецедента, который тяжело, дискуссионно, но все-таки проникает в российскую правовую действительность.

С другой стороны, отдельные сферы жизни сообществ остаются закрытыми и нетронутыми. Это можно сказать о системе религиозного права.

Так, исследование, проведенное экспертным центром Civitas, пришло к выводу, что в Британии сейчас работают порядка 85 шариатских судов, и едва ли дюжина из них вписывается в британское законодательство.

В то время как мусульманские активисты хотят утроить количество судов к концу года, британские борцы за права человека утверждают, что шариатское правосудие жестоко.

Судьи британского шариатского суда отмечают, что они бесплатно служат мусульманскому сообществу в качестве отправной точки в вопросах брака, развода, партнерских и деловых спорах, в вопросах наследования, для людей, желающих стать мусульманами, а также в общих вопросах и указаниях.

Судьи шариатского суда хотели бы создать в Британии исламское государство и ввести в нем полноценное шариатское правосудие. Это означало бы отрубание голов за воровство и побивание женщин камнями за прелюбодейство. Однако в отсутствие государства, которое могло бы это поддержать, сейчас они могут судить только гражданские тяжбы.

Судьи шариатского суда выдают сертификат об обращении в мусульманство новых адептов. При этом если новый мусульманин решит, что не хочет больше быть частью мусульманской конфессии, наказанием для него по шариату станет смерть.

Те, кто обращается именно в шариатский суд, а не в обычный отмечают, что это менее эгоистичная система принятия решений, «в мусульманстве мы ссылаемся на всемогущего Аллаха во всех своих поступках, и мы идем туда без предубеждений, но с желанием следовать шариату. Даже если решение в мою пользу, или в пользу моей жены, мы ему подчинимся».

Законы шариата действуют здесь параллельно с британскими законами с 1982 года. Но существует проблема возможного принуждения, когда речь заходит о применении решений исламских судов к женщинам.

Исследователь Ханна Стюарт (Hannah Stuart) из Центра Общественной Сплоченности (Centre for Social Cohesion) привлекает внимание к тому факту, что есть множество женщин, посвятивших себя борьбе с домашним насилием и за честь женщин, а также людей, предоставляющих женщинам убежище, которые подтвердят, что множество людей не идут в эти суды добровольно. Их заставляют мужчины либо из их семей, либо из общины. Это очень, очень серьезный вопрос, над которым надо работать.

В Британии, где так называемые убийства из-за вопросов чести становятся более распространенными, это вполне реальное опасение.

Тысячи верующих молятся каждую неделю в самой большой мечети Лондона, так же, как и во многих других мечетях по Британии. Исследования показывают, что только самые радикально настроенные из британских мусульман хотят полноценного введения шариатских законов на территории Британии, но это не помешало Мусульманскому Арбитражному Трибуналу пообещать до конца года утроить количество шариатских судов в Британии.

Очевидно, что существование в стране помимо официальной судебной власти еще одного органа, который не обеспечивается силой государственного принуждения, а только внутренним побуждением верующих, носит неоднозначный смысл. Во-первых, получая подданство Великобритании (в результате рождения или миграции в страну) человек обязуется исполнять ее законы, однако при этом за защитой и признанием своих прав он обращается не к официальным судебным органам, а в самостоятельный орган судебной власти, не имеющий официального статуса.

Во-вторых, принятие определенного вида решений шариатскими судами несет прямую угрозу безопасности здоровью и личности граждан по законодательству Великобритании и воплощение в жизнь «законного» решения шариатского суда по системе общего права Великобритании становится новым преступлением, за которое должна наступить ответственность уже по законодательству Англии.

Таким образом, существование параллельной системы власти на территории одного государства может объясняться только политическими, но не правовыми мотивами.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение соотношения правовой системы и правовой семьи показало, что правовая система детерминирована характером своей правовой семьи, имеет признаки группы правовых систем, в которую она входит и обладает своими национально-специфическими признаками. Определение правовой системы с точки зрения исторического сравнительного правоведения представляет собой структурно-сущностную характеристику ее общесемейных, внутригрупповых и национально-специфических признаков, обусловленных признанными на уровне семьи права факторами исторического развития и типом юридического мышления.

Правовая семья определяется как совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт.

К религиозно-правовой семье относятся мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, которое исходит из конфуцианского мировоззрения.

Рассмотрение мусульманской правовой семьи позволило выделить следующие характерные черты, отличающие ее от романо-германской и англосаксонской правовых семей:

- основным источником права здесь являются религиозные догмы мусульманской религии, положения которой содержатся в Коране и Сунне. Однако правоприменители обращались не к ним, а к их комментариям, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами;

- система права делится на уголовное, семейное и другие, однако отсутствует такая подробная дифференциация права как в Европе;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- тесное переплетение юридических норм с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

Религиозно-правовая семья претерпевает определенные изменения на современном этапе. Так, если в отдельных странах общество отказывается от системы религиозных норм, приобщаясь к романо-германской или общеправовой семье, то в других обществах система религиозных норм не просто крепка, но и стремится распространить свое влияние на отношения других обществ, привлекая и подчиняя их себе.

Так, тенденция наблюдается в современной Великобритании. Изучение существования параллельно официальным судебным органам неофициальных и непризнаваемых государством религиозных судебных органов ведет к неоднозначному положению граждан.

Во-первых, получая подданство Великобритании (в результате рождения или миграции в страну) человек обязуется исполнять ее законы, однако при этом за защитой и признанием своих прав он обращается не к официальным судебным органам, а в самостоятельный орган судебной власти, не имеющий официального статуса.

Во-вторых, принятие определенного вида решений шариатскими судами несет прямую угрозу безопасности здоровью и личности граждан по законодательству Великобритании и воплощение в жизнь «законного» решения шариатского суда по системе общего права Великобритании становится новым преступлением, за которое должна наступить ответственность уже по законодательству Англии.

Нами был сделан вывод, что, существование параллельной системы судебной власти на территории одного государства может объясняться только политическими, но не правовыми мотивами, поскольку подчинение нормам разных законодательств вызывает различные коллизии и противоречия.


Библиографический список

Научная и учебная литература

1. Артемов В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак. М., 2008. – 20 с.

2. Богдан М. Сравнительное правоведение. – М., 2010. – 306 с.

3. Богдановская И. Ю. Источники права на современном этапе развития «общего права»: дис … д-ра юрид. наук. М., 2014. – 208 с.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2006. – 504 с.

5. Дженкс Э. Английское право / пер. Л. А. Лунц. М.: Юстицинформ, 2017. – 647 с.

6. Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. – 588 с.

7. Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.: Прогресс, 1986. – 308 с.

8. Маргинани Б. Хидоя: комментарии к мусульманскому праву. - М.: Волтерс Клувер, 2016. – 980 с.

9. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд-во «Зерцало», 2008. - Т. 2: Теория права. - С. 232

10. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. В.А. Кучинского. - Мн.: Амалфея, 2012. – 495 с.

11. Проблемы общей теории права и государства. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Изд-во НОРМА, 2011. – 395 с.

12. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. - М.: Наука, 1984. – 201 с.

13. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). / Под ред. В.А. Туманова. М., 2016. – 480 с.

14. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - Саратов: Полиграфист, 2014. – 510 с.

15. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 2016. – 240 с.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 935; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!