Политическая программа Вл. Мономаха (ППУ Др.Руси)



В переработанную в 1118 г. игуменом Сильвестром «Повесть временных лет» были включены «Поучение» Вл. Мономаха, его письмо к князю Олегу и автобиографию. В своих произведениях Мономах выступает против княжеских раздоров. Он даже отказался мстить за своего сына, когда тот полез на ражон к кн. Олегу. В «Поучении» Мономах рисует образ идеального князя, кот. за всем смотрит сам, не надеясь на других. Политику надо строить с учётом населения и его интересов. Надо оказывать помощь убогим. Предостерегает от судебной жестокости, несправедливых приговоров.

В «Поучениях» ясно прослеживается забота о величине и славе русского государства.

Политическая концепция Филофея

Возвеличению русского гос-ва служила теория «Москва – третий Рим». Теория была сформулирована в посланиях монаха псковского монастыря Филофея: «История чел-ва – история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемых Богом. 1-е мировое царство – Рим. Приемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе – это был 2-й Рим. Но византия изменила православию и была за это наказана богом – погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала 3-м Римом и останется им до скончания мира» . В представлении Филофея, Москва – центр всего православного мира, а моск.государь – его глава.

ППУ Макиавелли (разложение феодализма)

Н. Макиавелли (1469-1527). Был дипломатом, политиком, секретарь Флорентийской республики (МИД). Родился в Флоренции в бедной дворянской семье. Отец – юрист. Флоренция в то время была независимой городом-республикой, наряду с Венецией, Миланом, Римом, Неаполем. Но в н. 16 в. экономика этих республик приходит в упадок в связи с изменением торговых путей. При этом экономический кризис порождает политический. Период междоусобиц, повсеместное вмешательство церкви в мирскую жизнь, нашествие иноземцев в Италию.

Труды: «Рассуждения на 1-ые 3 книги Тита Ливия», «Князь», «Государь».

Основная его политическая линия: 1) он враг феодального строя; 2) он рьяный поборник единого национального государства.

Идеал его – республика, но путь к ней лежит через сильную монархическую власть, которую надо укрепить всеми способами, не считаясь с нравственными устоями.

Он, как и античные мыслители, учение начинает с выяснения природы человека. Человек зол, непостоянен, неблагодарен, труслив, лжив, лицемерен, завистлив, ненавидит других. При ограниченности способностей люди обладают неумеренными желаниями. Они всегда недовольны настоящим и хвалят старые времена. Люди стремятся подражать, т.к. пороки перенимают легче, чем достоинства.

Исходя из природы человека необходимо осуществлять государственную власть, использовать её, упрочивать во имя приближения республики, не гнушаясь ни какими средствами. Идеал Государство Макиавелли трактует как аппарат управления поданными, народом, обществом. Госаппарат – это государь, его министры, чиновники, советники, прочие должностные лица. Этому аппарату принадлежит публичная власть, т.е. право командовать государством, страной по своему усмотрению. Власть должна концентрироваться именно у государя. Умелый государь наводит порядок в стране, городе, исключающем совершение преступления должностными и частными лицами. Государь ограждает подданных от грабежа чиновников и предоставляет возможность обиженным взывать к его, государеву, суду. Он обеспечивает спокойствие в стране, покровительствует ремёслам, земледелию, торговле. Идеал его – республика, только она может обеспечить благо свободы. Обеспечение благ свободы – это такое положение при котором каждый может свободно и безбоязненно пользоваться своим имуществом, не страшится за честь жён и дочерей и не боятся за личную безопасность.

В эту эпоху существовал принцип: столько права – сколько силы. Он против. Феодал пользовался тогда правом первой брачной ночи.

Макиавеллизм – это осуществление государственной политики всеми средствами. Цель оправдывает средства. Необходимо князю быть лисой, чтобы разгадать западню, и львом, чтобы расправиться с волками. Нужно быть отважнее льва и хитрее лисы.

Основная задача – забота о силе. «Хорошие друзья всегда найдутся, лишь бы были хорошие войска», «хороший закон не может обойтись без хорошего войска». Князь по возможности должен избегать пороков, но если понадобится – не должен ни чем гнушаться. Важно казаться добрым, мудрым, щедрым, милосердным, и не так важно быть таковым. Князю надо искать расположение народа, но не искать его ненависти. «Лучшая крепость государя – расположение к нему подданных».

Государство – это политическое состояние, динамическое изменение, которое предопределяется соотношением борющихся сил, главным образом борьбою знати и простого народа. Борьба их – это источник движения, смены, развития государства. На развитие государства (изменение его формы) влияют факторы: экономический, военный, территориальный, географический, демографический, этический, психологический.

Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц => формы правления: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа.В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!