История 1-4 веков церковной жизни



Первый век – это время правления Нерона, самого яростного ненавистника христиан. Многие люди неверно понимали христианство. Большинство очень мало знало о новой вере, но среди людей ходили слухи о безнравственности, распущенности её последователей. Однажды летом страшный пожар обрушился на «вечный город», уничтожив много построек. Многие жители Рима проклинали за это несчастье Нерона, т. к. огонь начался в той части города, которую император не раз пытался разрушить. Нерон начал обвинить христиан, так началось первое официальное гонение на них. Тысячи верующих были арестованы и брошены в темницы. В 70 году был разрушен город Иерусалим и храм. После смерти Нерона гонения на христиан приостановились. Два десятилетия церковь наслаждалась периодом относительного спокойствия и мира. Но вскоре начались новые гонения с приходом к власти императора Домициана, который был тираном. Опять же большая часть репрессий происходила в самом Риме и вокруг него; но на этот раз гонения на христиан затронули и другие части империи. Одним из следующих правителей был Плиний, во время правления которого тоже сохранились гонения и казни христиан. Во времена правления Марка Аврелия гонения продолжились. Он считал, что всего лишь пытается обезопасить Римское государство, а христиане мешают ему в этом. Во 2 и 3 веке христианство считалось незаконной религией. Специально христиан никто не разыскивал, но если их приводили на суд под другим предлогом, то необходимо было отречься от веры. Если они этого не делали – их казнили. Во II веке церковь, пережила изменения, вызванные двумя причинами: церковь находилась под постоянным давлением репрессивной политики Римских властей, внутри самой церкви не было единодушия; начали создаваться символы веры церковные каноны.

Христиане принимали меры для ограждения от нападок. Они обращались к властям, прося справедливо разобраться в их делах, они старались опровергать то, что писали о них язычники. Обязанность опровергать принимали на себя христиане писатели-апологеты. Апологетические сочинения были 2 типов: судебные (для правительства, побудить его прекратить преследования на христиан; появлялся со времён императора Андриана) и научного характера. Кодран (апологет) доказал, что христиане исповедуют истинную религию. Св. Иустин Философ доказал, что христиане - люди невинные и безвредные, он просил у императора справедливости и защиты невинных. На все возражения против христианства последователи отвечали сочинениями, в которых отстаивали своё вероучение, опровергали язычество. На защиту христианства выступали учителя Александрийского огласительного училища, они превратили его в «рассадник» христианского просвящения. Климент Александрийский выставлял христианство как единственно истинную философию и истинное знание.

Основные идеи христианского учения

Христианство возникло в 1 в до н. э.

 Теозис – цель жизни человека; единение с Богом, обожествление человека. Всё вокруг создал Бог, человек его создание. Человек создан для счастья. Бог наделил человека 2 дарами: свободой и творчеством. Главная заповедь: «Плодись и размножайся, живи, познавай всё, что видишь». Заповедь воздержания (запретные плоды). Создавая человека, Бог хотел создать «друга», но человек сам должен этого захотеть. Человек решил, что может жить без Бога. За это Бог даёт человеку тело и селит его на землю, наказывая его таким образом, миссия становится человеком, страдает, погибает, преодолевает, воскресает. Цель христианской жизни - максимальное приближение к Богу. Все люди могут воскреснуть.

Кенозис – самоукорение, самоунижение; послушание совершенной воле Бога. Бог унижает сам себя, становится одним из нас. Так объясняется воплощение Христа. Бог «смешивается» с нами, чтобы говорить на нашем языке.

Синергия - совместное усилие, совместная энергия человека и Бога в деле спасения. «Бог спасает человека не без человека» Человек должен стремиться к Богу. Спасение - это соединение человека с Богом. Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свое падшее естество. Но и Бог не будет ничего делать без усилия человека, хотя и мог бы спасти всех людей даже вопреки их желанию. Бог ожидает от человека желания спасения. Также идея о спасающей роли церкви.

Секта — религиозная группа или община, сформировавшая, как правило, в рамках определенной религии вокруг выдающегося лидера (пророка, проповедника) или лидеров и склонная к отгораживанию от и противопоставлению себя исходной конфессии.

ВИДЫ СЕКТ:
Деструктивная секта — религиозное объединение, вероучение и деятельность которой оцениваются большинством данного общества как опасные, разрушительные (деструктивные) в отношении общечеловеческих и традиционных для данного общества моральных устоев, общественных и государственных учреждений, семьи.
Тоталитарная секта — религиозное объединение, руководство которой использует жёсткие (часто преступные и противозаконные) способы манипуляции сознанием и поведением своих членов, стремясь к полному, тотальному контролю над ними.
Изуверские секты — религиозные группы, вероучение или практика которых отличается особо жестокими, безнравственными и антигуманными взглядами и поступками в отношении других людей или своих членов (членовредительство, убийство и т.д.).
Молодёжные секты — секты, деятельность которых направлена на молодое поколение. Своих новых адептов эти объединения вербуют в основном в молодёжной среде.
II. По подобию секты условно делятся на:
а) «Церквеобразные» секты строят свою организацию по подобию христианских церквей. Вследствие этого, неискушённые люди принимают их за деноминации, и не замечают исходящей от таких сект опасности. Этот тип сект всегда имеет жёсткую иерархическую структуру и разветвлённую сеть специальных оплачиваемых служителей..
b) «Наукообразные-терапевтические» секты зачастую скрывают своё отношение к религии, выдавая себя за группы независимых последователей какого-либо оздоровительного учения, разумеется, научно обоснованного. В таких сектах новообращённым последователям предлагается (порой за известную сумму денег) пройти курс «духовного очищения», «умственного и физического оздоровления», «развития своих способностей» и т.п.
с) «Оккультно-эзотерические» секты обычно подражают тайным мистическим культам древности и активно используют гадания, магию и другие оккультные приёмы.

По другой квалификации секты также можно разделить на:
1. Неоориенталистичиские (то есть восточные)– модернизация разных вариантов индуизма и буддизма.
2. Неохристианские объединения – синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий. В них религиозный лидер считается посланцем Бога, который призван принести людям новую весть о спасение, новые моральные установки.
3. Сайентологичное направление –проповедуют связь Земли и высших космических сил, «космического ума». Для этих культов характерный мистицизм,
4. Новая магия, спиритизм - разные спиритические секты (движения), которые практикуют общение с душами умерших.
5. «Сатанинские» группы – возвеличивают зло и насилия, проповедуют общения с мистическими источниками зла – демонами, сатаной и другой нечистой силой.
Деятельность сект—выработка и насаждение “новояза” (специальной сектантской лексики и терминологии);—интенсивность агитации, рекламы (в частности, яркая качественная полиграфия);—непосредственная вербовка на улице, в метро, в учебных заведениях; аккумулирование крупных финансовых средств (отсюда возможность аренды помещений кинотеатров, ДК, стадионов; возможность трансляции своих программ на радио и телевидении); попытки внедрить своих людей в высшие эшелоны власти, а также в СМИ, учебные и медицинские заведения, правоохранительные органы и коммерческие организации; стремление заручиться поддержкой ангажированных “специалистов” (религиоведов, юристов, социологов, врачей и т.п.); эзотеричность, недоговаривание всей правды.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм.
58,8 млн. или 41% — православные верующие. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
140 000 — католики. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права
300 000 или 0,2% — протестанты. Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.
9,4 млн или 6,5% — мусульмане
140 000 — иудеи
700 000 или 0,4% — буддизм
400 000 или 0,2% — старообрядцы
18 млн или 12.9% — атеисты
Прочие (7.9%)
К традиционным относятся религии, которые создавали целые культуры, основывали государственность, такие как буддизм, конфуцианство, ислам, католицизм, протестантизм - крупные мировые религии. Такой религией является и Православие.
Нетрадиционные религии: Восточная медитация; движения, основанные на Библии и христианстве; Неохристианские религиозные группы; Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия; Политический терроризм; Спиритические группы; Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией; ориенталистским (восточный) направлениям принадлежат новые индуистские и буддистские движения; Неоязычество.

Раскол христианской церкви
Важной причиной раскола была внутрицерковная борьба за первенство кафедр, за влияние во Вселенской Церкви. Из нескольких крупнейших церковных кафедр, существовавших в первые века, быстро выделились две, представлявшие столицы империй, римская и константинопольская, и повели многовековую борьбу.
Другой важной причиной были богословские разногласия, которые издавна существовали между Востоком и Западом. Греческое сознание, в значительно большей степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин.

Также можно выделить другие обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, разные языки богослужения.
1054 год воспринимается — безусловно, ошибочно — как дата окончательного разрыва и имеет символическое значение. Папское посольство, возглавляемое Гумбертом, встречается с императором Константином, склонным к миру; оно также сталкивается с сопротивлением со стороны патриарха Михаила Керуллария. Кардинал Гумберт доставляет в собор Святой Софии буллу, содержащую анафему — церковное отлучение патриарху и его приверженцам, — и после этого возвращается в Рим. Более важен вопрос исторической вины. Обе стороны отдавали себе отчет в серьезности разделения. Обе стороны придавали слишком большое значение вопросу о власти внутри Церкви; стремление к соблюдению собственных интересов сужало их горизонты.

Значение. Безусловно, разделение церквей - событие глубоко трагичное для сознания всякого христианина, ибо в нем нарушается основной принцип жизни Церкви - ее единство. Многочисленные попытки преодолеть раскол носили по большей части искусственный характер и приводили не к лучшим результатам. Тем не менее задача достижения христианского единства по-прежнему стоит перед христианами Востока и Запада, которые обрели на своем индивидуальном пути бесценный опыт. Эту мысль прекрасно выразил русский философ Н.Бердяев: "Для таинственных целей Промысла религиозная жизнь человечества распалась на два опыта, на два пути. Оба опыта имеют свою миссию и восполняют друг друга, но мы должны понять различие этих опытов и победить вражду на разных путях, мы можем и должны". Воссоединение христиан должно идти по пути взаимопонимания и взаимопознания. Духовный опыт Запада должен стать в той же мере достоянием Востока, как богопознание Востока должно принадлежать Западу. Когда отчуждение исчезнет, падут и вероисповедные перегородки. Только тогда будет и едино стадо - Вселенская церковь, и един пастырь -- Христос!»

Реформация

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Лютеранское протестантское движение разрасталось за счет параллельных событий, из которых каждое расширяло основу протестантизма.

В 1522 г. в Швейцарии Ульрих Цвингли, бросил вызов католической церкви. Он начал с протеста против индульгенций, и он разделял представление Лютера об оправдании верой. Цвингли также отвергал авторитет епископов. (Цвинглианство)

Анабаптисты  появились из среды недовольных швейцарских цвинглианцев. Они также стремились к идеальной христианской республике, построенной на евангельских принципах, отвергали клятвы, собственность и всякое насилие. Они установили Царство избранных, которое просуществовало недолго. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса.

Создателем наиболее последовательного реформационного был Жан Кальвин. Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении. Кальвин учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Кальвин считал бога неумолимым и карающим Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым.

Англиканство — одно из направлений в протестантизме, более близкое к католицизму, чем другие протестанские церкви. Зародилось во времена правления Генриха VIII.

Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии– обязанность каждого верующего. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т. е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР.Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом. Он был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Он был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться. Эти правила впоследствии были дополнены и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

Удмуртия. Язычество - идолопоклонство. Языческий пантеон: включал около 40 духов и божеств, строго соподчинённых друг другу. Верховное божество – Инмар. Верхний мир олицетворяли Шунды (Солнце) и Толэзь (Луны). Низшие божества: коркамут - домовой, нюлесмурт - лесной человек, вумурт – водяной.

Мусульмане- 8.8% населения Удмуртии. Руководство: муфтий, духовное собрание (избирались из числа казанских мулл). Кудий- судья, отправляющий судопроизводство на основе шариата. Мухтасий - контролировал соблюдение мусульманских норм. Высшее духовенство- муфтий, ахуны. Низшее духовенство- хатиты, имамы, муллы. К сер. 19. века: 69 мечетей в малмыжском уезде, 36 в Елабужском, 3 в Глазовском. 1994 г.- религиозное духовное управление мусульманами У.Р. входит в состав Центрального духовного управления мусульманами в России

Христианство.(85,7%) Начало XVIII: века вятское и казанское духовенство стало предпринимать уже организованные попытки по обращению удмуртов в православие. Но особыми успехами в этом деле священнослужители похвастаться не могли. Так, в справке, данной архиерейским приказом епископу Вениамину, сообщалось, что крещеных удмуртов в Вятской епархии на 1740 год числится всего четыре человека. В Казанской епархии удмуртов, принявшие крещение, на 1734 год насчитывалось 15 человек, причем среди них не было ни одной женщины.

Старообрядчество: Протестовало против нововведения Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но в конечном счете покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Е. И. Пугачева с дворянским государством, оказало существенное влияние на содержание старообрядческого движения. По сей день в Удмуртии проживают небольшое количество старообрядцев, имеющих свою церковь - Покровская старообрядческая церковь (г. Ижевск).

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!