Обрядово-догматические различия Западной и Восточной Церквей



Основные христианские таинства                                                                                                                                                                                                                                           Крещение является одним из главных таинств, погружение человека в воду, видимое очищение тела - символ изменения человеческой жизни. Крещение имеет символ послушания, символ очищения(человек перерождается из воды), символ рождения и символ смерти для старой жизни. Во времена апостольские оно совершалось после исповедания веры в Господа Иисуса Христа, уверовавшими в Него и заявления желания креститься. Но во 2 и 3 веках Церковь установила порядок испытания. Предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к крещению получило название оглашения. Выразивших желание креститься учили истинам христианской веры. Самое крещение совершалось по большей части в праздники Пасхи и Пятидесятницы. Оглашенного приводили в общее собрание верующих. Здесь, в присутствии всех, он должен был торжественно отречься от диавола и его царства. Обряд помазания елеем крещаемого совершался в знак привития его к плодоносной маслине - Иисусу Христу. Ему предлагались вопросы, верует ли он в единого Бога, в Господа Иисуса Христа и крещаемый должен был отвечать, что верует. Затем следовало само крещение, совершавшееся при апостолах и после них через троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: "во имя Отца и Сына и Святого Духа                                                                                                                                                                                                                                                                              Таинство Евхаристии. К евхаристии нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью - с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека. В Евхаристии не только хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, но и сам причащающийся прелагается из ветхого человека в нового, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом. В апостольской Церкви совершалось на общей трапезе. Христиане в Иерусалиме имели общее имущество и общий стол, за которым вкушали общую пищу; общие собрания назывались вечерями любви. В заключение таких вечерей и совершалась евхаристия - "вечеря Господня," "трапеза Господня" и "преломление хлеба." Приступая к таинству, верующие давали друг другу братский поцелуй в знак теснейшего общения. Затем из приношений верующих избирались лучшие части хлеба и вина собственно для таинства. Предстоятель произносил молитву, в которой от лица верующих благодарил Бога за все Его благодеяния роду человеческому и освящал св. Дары. Все верующие причащались тела и крови Господа Иисуса Христа                                                     Таинство покаяния в первенствующей Церкви совершалось через устное исповедание грехов перед иерархическими лицами. Примирение с Богом приносит человеку духовное пробуждение, и переживает человек радость от открывшейся ему причастности к жизни Божией. Священник создает особое настроение для исповедания кающимся своих грехов. Молитва священника о кающемся, внимание и заботливость к внутренним недугам его души, само прощение грехов властью — все это необходимо для покаянного изменения души кающегося и освобождения ее от тяжести греха. Во 2 и 3 вв. кроме частного покаяние, употреблялось покаяние открытое или публичное. Такими грехами особенно считалось отступничество от веры во время гонений и предательство своих собратьев, уклонение в ересь. За подобные грехи Церковь отвергала от себя такого члена, и если он хотел возвратиться опять в общество христиан, она перед таинством покаяния подвергала его испытанию искренности сознания греха и готовности начать прежнюю святую жизнь.                                                                    Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и воспитанию детей. Брак в первенствующей Церкви совершался, по большей части, перед литургией, чтобы брачующиеся могли приобщиться Тела и Крови Христовой. При совершении брака употреблялись кольца и венцы, но не металлические, а из растений; венцы не снимались с брачующихся в продолжение семи дней.

Обрядово-догматические различия Западной и Восточной Церквей

К X веку исторически сложились и закрепились в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей следующие различия:

1. Различия в Символе веры: Западная Церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: "и от Сына" (филиокве), говоря об исхождении Св.Духа. К XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе.

2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи. Различные даты празднования Пасхи - главного христианского праздника - на Востоке и Западе, и соответственно несовпадение церковного года препятствовали развитию нормальных отношений между церквами.

3. На Западе в качестве общецерковного рано утвердился латинский язык, на Востоке же общецерковным языком продолжал оставаться греческий. "Разделение языков" вело к богословскому размежеванию.

4. Противостояние Западной Церкви иконоборческой ереси косвенным образом привело к ее вмешательству в дела Восточной Церкви, что в свою очередь усилило напряженность в отношениях между ними.

5. На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе.

6. На Востоке был разрешен брак белого духовенства, т.е. священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).

7. Существовали, казалось, и совсем незначительные расхождения, например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу и св. Четырёхдесятницу или можно ли брить бороды священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И тем не менее даже такие расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к крупным конфликтам.

Фотий выделил целый ряд отличий между Западом и Востоком христианского мира, которые касались, согласно мнению Н.А. Скабалановича, трёх областей: догматов (учение о Св. Духе), обрядов и дисциплины (о таинстве миропомазания, о поставлены диаконов прямо в епископы, об опресноках, об употреблении в пищу крови и удавленины, о четвёртом браке), церковного управления и устройства.

Священные писания — основополагающие тексты какой-либо религии. При определении Священного писания берутся исключительно письменные тексты, устная традиция не учитывается. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества. В Священных писаниях очень важна преемственность передачи сакрального знания. Библия-собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Первая по времени создания часть Библии была заимствована христианами из иудаизма. Ветхий Завет состоит из 39 книг. Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. Сначала появился Ветхий Завет, далее Послания Апостолов, Евангелие (по времени появления - от Марка, Матфея, Луки, Иоанна) и книга Откровение Иоанна Богослова.

По отношению к Священному Писанию слово "канон" обозначает "официально принятый список книг". Критерии принятия книги в канон: 1. Заслуживает ли книга доверия, была ли она вдохновлена Богом? (Несёт ли она в себе повеления Господа?) 2. Пророческая ли это книга? Принадлежал ли её автор Богу? 3. Подлинная ли эта книга? (Отцы церкви были исключительно осторожны в выборе книг для включения в канон, и это лишь укрепляет доверие к каноническим книгам). 4. Несёт ли она преображающую силу Бога? 5. Была ли она получена, собрана, прочтена и использована верующими в Бога? Самый ранний список новозаветных книг, полностью совпадающий с нынешним, приводится в 367 году Афанасием Александрийским в поздравительном письме церквам. Вскоре после Афанасия список новозаветных канонических книг из 27 наименований приводится Иеронимом и Августином. Список христианских писаний, считаемых каноническими, менялся в течение столетий. Современный список, включающий 27 канонических новозаветных книг, признанный в свое время большинством главных христианских сект, сформировался к 367. Он был официально признан окончательным в 405. Апокрифы в канон не входили.

История возникновения канона:

Септуагинта или Александрийский канон появляется в в III-II вв. до н.э. в Александрии Египетской, где жило множество иудеев. Есть две книги, которых нет в современных Библиях: "1-ое" и "2-ое письма Климента".

Палестинский или Ямнийский канон возник во II в. н.э. Выкинуты книги Юдифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 1-я и 2-я Маккавейские, Премудрости Соломона, Товита, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также отд. главы Даниила и Есфирь.

Синайская книга. В православном монастыре святой Марии сухой воздух и климат сохранил в хорошем состоянии очень древние рукописи. Тишендорф украл одну из книг из этой библиотеки и продал русскому царю, потом эта книга досталась большевикам и они продали её за огромную сумму и теперь эта книга в Лондоне в Деканской библиотеке. Это старейшая библия в мире - кодекс Синайтикус, датируется 4 веком. В этой библии есть еще две книги, которых нет в современных: "Пастырь Гермеса" и "Послание Варнавы". Также в этой библиотек в Лондоне есть Александрийская книга, пришедшая из Египта, в которой есть "1-ое" и "2-ое письма Климента".

Лаодикийский собор (около 363 г) В каноне нет книг: Юдифи, Премудрости Соломона, 1-я и 2-я Маккавейские, Товита, сына Сирахова, Откровение.

Карфагенский собор (397 и 419 г). Включены книги Юдифи, Премудрости Соломона, 1-я и 2-я Маккавейские, Товита, сына Сирахова.

Флорентийский собор (1424 г). Считается, что на этом соборе было включено в канон Откровение.

Тридентский собор (8 Апреля 1546 г). После горячих дебатов 24-мя голосами против 16 при 15 воздержавшихся приняла окончательный канон (для католиков) под названием "Вульгата" (народная) и объявила её символом веры. В составе 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.

Острожская Библия (1581 г). Версия Библии, которые признают старообрядцы.

Елизаветинская Библия. После раскола Восточной Ортодоксальной (правоверной) церкви в 1667 г Синодом было подготовлена Библия на церковно-славянском языке, включавшее в себя все книги Ветхого Завета, вошедшие в Септуагинту, в т.ч. 3-ю Маккавейскую и 2, 3 Ездры (итого 50 книг или 48, если считать, как в Вульгате, книги Иер, Плач и Посл Иер одной книгой) и 27 книг Нового Завета.

Синодальный перевод. В 1876 Святейший Синод одобрил перевод на русский язык книг Ветхого и Нового Завета, вошедших в церковно-славянскую Библию (Елизаветинскую). Этот пер. был осуществлен с греческого. и древнееврейского языка, поэтому в ряде мест сильно отличался от церковно-славянской версии, но в канон РПЦ не включены: Премудрости Соломона, 1-я и 2-я Маккавейские, Товита, Откровение. В Синодальном переводе нет книг "Пастырь Гермеса" и "Послание Варнавы", которые есть в Синайской. И нет "1-ое" и "2-ое письма Климента", которые есть в Александрийской.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!