Болезнь как семиотическая система



При описании болезни используются понятия симптом (элементарное проявление болезни, которое ощущается человеком как изменение самочувствия) и синдром (симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезни, имеющий единое обозначение и наименование в соответствии с медицинской терминологией). Симптомы: могут быть специфические, неспецифические, нехарактерные; частые; редкие. Синдром может исчерпывать болезнь, т.е. равносилен диагнозу, или быть частью клинической картины.

На донозологическом этапе, когда врач проводит осмотр и опрос, когда представленный набор симптомов ещё окончательно не упорядочен, встречаются те свойства болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе.[37] Семиотическая система – упорядоченная система знаков, содержащая означаемое, означающее и знак. Означаемое, как правило, материальный объект. Означающее – это отражение в психике означаемого. Знак – форма, в которой выражается означение.

Болезнь как семиотическая система включает

· означаемое в болезни – телесный конструкт (орган или функциональная система), получившая повреждение лил нарушение;

· означающее – чувственное ощущение человека, которое являются отражение в психике человека биологических изменений в его организме; переживания и размышления испытывающего телесный дискомфорт;

· знак – конкретные слова, жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственными ощущениями и организмом.

Означаемое и означающее связаны между собой знаком. Означающее становится знаком означаемого, вступая с ним в семиотические отношения. Конструкция из означаемого, означающего и знака является психологическим симптомом. Психологический симптом в свою очередь становится означаемым для нового означающего, которое обычно квалифицируется как интеллектуальный уровень во внутренней картине болезни и как симптомы для лечащего. Конструкт из второго означаемого, означающего и связывающего их знака называются вторичным означением, вторичной семиотической системой

Болезненные ощущения означают не только самих себя. Разворачивание дискомфортных и даже болезненных ощущений не всегда происходит в категориях болезни, они могут быть интерпретированы иным образом (могут оцениваться как знак особой отмеченности, особого состояния, например, при выполнении ритуалов). Формирование вторичного означения телесных ощущений связано с усвоением существующих в культуре взглядов на те или иные телесные ощущения. Иначе говоря, отношения означающего и означаемого могут быть особым образом трансформированны, порождать вторичную семиотическую систему, называемую мифом. Миф представляет собой систему, особенность которой в том, что она создается на основе последовательности знаков. Сами знаки существовали до возникновения самого конструкта (системы). Знак первой системы (в нашем случае телесное ощущение) становится означающим во второй системе (болезнь). Материальные носители мифического сообщения (собственно язык, ритуалы, предметы и т.д.) становятся составной частью мифа. Они теперь исходный материал для построения мифа[38].

Важно отметить, что вторичное означение не безразлично для первичных ощущений, на которых оно строится и паразитирует. Став элементом симптоматического комплекса, телесное ощущение только внешне не меняется, но оно строится теперь по другим, психологическим законам и содержит в себе то, что несвойственно ему было натурально. Как составная часть симптома, телесное ощущение теряет свою непосредственность и подчиняется логике мифа. Будучи элементом мифа, телесное ощущение питает собою миф и утрачивает исключительно биологическую  значимость. Миф болезни, как принятая человеком идея, деформирует природную сторону телесного ощущения. Миф болезни порождается самим существованием концепции болезни, т.к. любое обозначение состояния, включенное в более общее понятие болезни, создает особые отношения собственных ощущений больного человека и его знаний о болезни, механизмах ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. Иными словами, мысли о болезни будут влиять на самочувствие человека.

 В сознании больного человека постоянно присутствует (через принятие мифа болезни) ощущение болезненного симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами; то возникает непроизвольно, то произвольно. Человек не желая думать о симптоме, осознает его. Он хотел бы от него избавиться, но мысль о симптоме под влиянием обозначений и чувственных ощущений возникает в сознании вновь. Это приводит к двойственности и постоянном у «мерцанию» ощущения, демонстрирующего попеременно рассудочное и чувственное, произвольное и естественное. Миф очень трудно проверить с точки зрения истинности. Мифы выступают как  реально существующие явления.

Включаясь семиотическую систему мифа, телесные ощущения могут изменяться качественно и порождаться сверху самим мифом, нуждающемся в чувственном подкреплении и ориентирующем на поиск соответствующих болезненных явлений. Поскольку миф болезни нуждается в подтверждении, то человек реагирует на телесные ощущения, интерпретируя их в соответствии с мифом болезни. У человека начинает болеть там, где должно болеть. Ощущение, становясь содержанием сознания, трансформируется в формы соответствующих категорий, набор которых зависит от ожиданий и предположений самого субъекта. Вторичное означение влияет на понимание сложности болезни, её причин, механизмов и вытекающих из этого методов лечения.

В качестве примера можно назвать болезни студентов-медиков, демонстрирующих симптомы изучаемых ими форм патологии, или феномен ятрогении. Многие болезни пациентов, никак не проявлявшие себя, после установления диагноза начинают обрастать чувственной тканью. Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии. Однако яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Рассмотрим примеры из книги А.Ш. Тхостова «Психология телесности» (2002).

Пример 1. Больной О.А., 23 года, практически здоров. Больной поступил в онкологический центр с жалобами на боли в животе слева, иррадиирущие вниз живота по прямой кишке и вверх, в сердце. Проекции болей не соответствуют анатомическому расположению органов. Считает себя больным около 5 лет, когда после обильной еды появились болезненные ощущения в животе. Незадолго до этого от рака прямой кишки умер отец больного, что, по мнению больного, служило доказательством наследственного онкологического заболевания у него самого. При обследовании выявлен укороченный пассаж пищи в тонкой кишке, послуживший, очевидно, источником неприятных ощущений.

Пример 2. Больная К.А.Е., 47 лет, диагноз: рак тел матки, состояние после комбинированного лечения. Больная поступила в онкологический центр на непереносимые неприятные ощущения в брюшной полости, связанные, по мнению больной, с прогрессирующим онкологическим заболеванием.

При объективном исследовании никаких патологических изменений не выявлено. Отмечается анатомический вариант расположения аорты вблизи от брюшной стенки. Прощупав пульсацию аорты, больная решила, что это метастатическое поражение каких-то сосудов. Возник страх разрыва сосудов, сопровождающийся появлением непереносимых болезненных ощущений в области живота. 

Приведенные примеры и рассуждения доказывают известные факты о влиянии небиологических фактов на самочувствие больных, их телесные ощущения.

Почему мысль о болезни того или иного органа подчас приводит к ощущениям дискомфорта в месте его локализации? Почему слова, жесты, ситуации изменяют физиологические функции? Ответить на поставленные вопросы можно будет после рассмотрения следующего важного понятия «телесная функция».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!