Движение критических правовых исследований



В к. 1970-х движение стало влиятельным в англо-американской системе. С 1977г. проводятся ежегодные конференции по критическим правовым исследованиям, издаётся обширная литература. Один из видных представителей – Анжер. Характерной особенностью критического движения – абсолютное, тоталитарное отрицание существующих ныне правовых учений, особенно позитивизма. Теоретические установки:

Необходимо осуществлять демократическую реформу. Реформа в области политики: значительное увеличение политических структур, которые бы отражали интересы всех существующих в обществе социальных групп (каждая группа должна иметь свою политическую структуру и своё право). Отношения между этими структурами – горизонтальные (координация, а не субординация). Право каждого сектора власти должно быть использовано для ротации (перераспределения) фондов и капитала. Но надо это осуществлять с помощью права, на правовой основе è необходимо принять новую конституцию. Тогда будет подлинная демократия. Анжер: Это программа – не вариант мифической антилиберальной республики, не искусственное соединение черт демократии с противоположными режимами, это сверхлиберализм.

 

Социально-утопическое учение Сен-Симона, Фурье и Оуэна

Социалисты-утописты обличали капиталистический строй и предлагали план идеального политического и экономического устройства общества.

Клод Анри де Рокруа Сен-Симон (1760-1825). С.-С. был недоволен результатами французской революции (не решила всех проблем). В протест слагает дворянское звание, отказывается от графского титула, ищет пути устройства общества на справедливых началах.

Создал учение о закономерностях общественного развития, о прогрес­сивно­сти всякой новой системы в развитии общества.

Прогресс есть движение к высшей организации общества. Переход осуществляется мирным путём. Основой процветания является индустриальное развитие. Сен-Симон особо подчёркивал роль науки и техники в развитии нового строя. В его труде «Катехизис индустриалов» отмечается, что праздные собственники (крупные землевладельцы и капиталисты) будут в «обществе индустриалов» упразднены. «Индустриалы» – это все трудящиеся, люди науки, пром.буржуазия. Сен-Симон считал, что в промышленной системе частную собственность можно контролировать.

В поисках разрешения всех вопросов исходит из того, что необходимы коренные преобразования. 3 класса в обществе : художники, ученые и все под знамение духа; собственники; несобственники. Позднее оставил 2 класса: паразиты (военные, чиновники, легисты, рантье – 1/25; и промышленники – пролетарии, фабриканты, торговцы – 24/25.

Чтобы выйти из этого состояния и перейти к обществу без эксплуатации, необходимо привлечь все ведущие умы человечества в русле создания соц общества. Необходимо убеждать монарха о необходимости перехода к новому строю. Идеальное устройство политической власти: королевская власть + 2 совета – Совет ученых (инициация законопроектов, планы соц преобразований) + Совет промышленников (составление плана бюджета, проверять его исполнение). А также – Совет Министров – гл задача – рассмотрение бюджета; Парламент – 2палаты – утверждать бюджет. Такая система – справедливая система промышленного управления или административная система управления общ производством.

Фурье (1772-1837). Родился в семье богатого коммерсанта. На него оказала огромное влияние французская революция. Он считал, что эта революция не достигла необходимых результатов. Он критикует существующий строй, идеологов капитализма, тех, кто защищает капиталистические устои.

Своё учение Ф. Облекает в религиозно-мистическую форму, т.к. считал себя пророком, постигшим волю Всевышнего. Он утверждал, что открыл новый социальный мир. Начинает своё учение с исследования природы человека. Человек обуреваем страстями, которые являются движущей силой поведения человека. Страсти не следует заглушать, им следует дать разумное удовлетворение. Человеческие страсти ведут индивидуума к удовлетворению своих потребностей и необходимости сожительства с другими людьми.

Для обеспечения развития чел страстей необходимо создать фаланги – производственные ячейки по 1600-1700 чел. Ее деятельность д. основываться на базе обеспечения чел страстей..всего 12 страстей: 5 чуственных (по органам чувств), 4 душевных (дружба, любовь, честолюбие, отцовство), 3 распределительных или управляющих (страсть к интригам, разнообразию, энтузиазм). Из них особое значение имеет энтузиазм. Исходя из особенностей индивида внутри фаланги образуются группы, занимающиеся определённым видом труда. Такая деятельность увеличивает производительность труда в 4 раза. Для стимулирования производственной деятельности надо делить фаланги по трём критериям: талант (3/12), капитал (4/12), труд (5/12). Эти критерии дают возможность справедливо вознаграждать за труд. Это разделение по интересам обеспечивает удовлетворение всех страстей. Для достижения гармонии все фалангисты должны жить также совместно. Богачи должны участвовать в наиболее благоприятных видах труда. Пролетарии должны покупать акции у капиталистов. Надо поощрять смешанные браки. С точки зрения Ф. План будет неизбежно реализован.

Роберт Оуэн (1771-1858). Выходец из семьи ремесленника. К 30 годам стал совладельцем крупной бумагопрядильной фабрики. На ней сократил рабочий день с 13-14 часов до 10,5; для детей рабочих впервые организует ясли. Т.о. стал заниматься благотворительностью. Но вскоре убедился, что этого недостаточно для улучшения положения рабочего класса.

О. Сторонник общественной собственности. Его концепция сводилась к необходимости обеспечения реализации деятельности на общественном труде в пределах группы людей, объединённых в колонии. Эти колонии должны базироваться на иной основе – общности права и труда. В 1824г. отправляется в США и создаёт коммунистическую колонию «Новая гармония». Но его постигла неудача, после чего он вернулся в Англию.

Он тоже обращался к сильным мира сего со своими планами. Он исходил из то­го, что человек создан для счастья, которое он обретёт только в сотрудни­чес­тве с другими. Первопричина всех бед – невежество. Если его заменить под­линным знанием, то можно будет увидеть всю нелепость существующей сис­темы, поэтому надо пропагандировать необходимость создания нового строя.

Центральная власть, как орган насилия, будет излишен и уступит место свободной федерации, самоуправляющейся общине. Вскоре собственность станет общественным достоянием, которой будет достаточно всем. Человек будет воспитан в духе гармонии.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!