ИПУ Демокрита (2-й период: расцвет ППУ)



Демокрит излагает свои идеи в философском ракурсе. Учение представляет те же три части, что и у Гераклита (философ., этич, правовой). Всё, что нас окружает есть воздействие атомов. Явление – комплекс атомов. Душа – это атомы особой формы и величины, отличающиеся особой подвижностью. Д. обосновывает умеренность в пользовании жизненными ценностями. Призывал бедных довольствоваться малым, а богатых – не стремиться к наживе, безграничному росту богатств. Государство – это оплот всех людей, это общее благо, оплот справедливости -> необходимо обеспечить взаимопомощь и братство, ибо если погибает гос-во с ним гибнет и всё остальное. Управление гос-вом должно произв-ся «лучшими». «Лучшие», по Демокриту – это не богачи и не знать, а те, кто обладает высокими умственными и нравственными качествами. В государстве должны издаваться законы для ограничения произвола и упорядочения жизни людей. Их необходимо беспощадно охранять. Д. восстаёт против демократии. Высказывается за то, что законы нужны лишь для обычных людей, чтобы обуздать их зависть и раздоры. Мудрому человеку законы не нужны.

ППУ Сократа(2-й период: расцвет ППУ)

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества.Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Чрез философию и этику к политико-правовым идеям. Основа жизни – разум, стремление к познанию. Познание начинается с самопознания. Что познавать? И тело и душу! Истинное познание – не познание частного, одиночного, а познание всеобщего. Справедливость=законность, равенство. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Считал, что основой государства и права является справедливость, выраженная правом, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов-> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы. Управлять должны занющие, мудрые, а мудрецов меньшинство -> аристократическая форма правления.

С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон=справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться.

ППУ Платона

Платон (427-347 г.г. до н.э.). Субъективный идеалист, величайший мыслитель античности. В своих работах «Государство» и «Законы» Платон рассматривал варианты идеального государства. Считал, что реальность состоит из 2 миров: мир идей (подлинный мир) и мир вещей. Поэтому только познав сущность государства, можно построить его на практике. Идеальное гос-во – это царство справедливости. Власть принадлежит философам, защита государства – воинам, люди с созидающим началом – ремесленники, земледельцы => наилучшая форма правления – аристократия. Добродетели – мудрость, храбрость, умеренность = справедливость. Справедливость – основа права : каждый занимается своим; невмешательство; каждый имеет свое; не лишается своего; не захватывает чужое.

Государство – совместное поселение, обусловленное общественными потребностями, основанное на справедливости. Возникает когда каждый не сможет удовлетворить себя сам но нуждается еще во многом.

От плохого типа государства к худшему: аристократия è монархия è тимократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более, чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» -- состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей:

1. наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться;

2. предписание, приказание.

Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

Законы необходимо скрупулёзно проводить в жизнь. Неправильны те законы, которые установлены не в интересах всего народа, а нескольких человек. Законы должны обеспечивать общее благо.

Развивает Платон и идею компетентности закона (вслед за компетентностью правителей Сократа).

Каждый гражданин должен быть проводником законов в жизнь, реализовывать устои права. Право – это формально определённый образец поведения людей, регулятор отношений между людьми. Всё должно осуществляться в русле свободы каждого, но с различиями в зависимости от социального происхождения и природных данных.

Платон создаёт иерархию видов любви:

-физическое удовлетворение с целью рождения детей (низшая);

-любовь к конкретным образцам физической красоты;

-любовь к красоте в целом;

-любовь к мудрости, позволяющей познать высшее любовь к моментам, облагораживающим жизнь чел-ка

ППУ Аристотеля

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). Аристотель доказал преимущество частной собственности над общей (в споре с Платоном), обосновал значение среднего класса как основы преуспевания общества, вскрыл главное в государстве – политическая организация, главная цель которой – обеспечение счастливой жизни для всех; заложил основы деления власти на 3 ветви (судебную, магистрат, совещательный орган); дал такое понимание формы государства, которое воспринимают в новейшей теории государства и права; вскрыл подлинную сущность права как политической справедливости (искусство возможного). Платон считал, что Аристотель заменял всю Платоновскую Академию.

А. ценил науку выше всего. Самой выдающейся наукой он считал политику (науку об искусстве управления обществом).

А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. Виды первопричин:

Ø сущность; материя; движение; благо.

Материя – это нечто, из чего образуется вещь, что-то. Форма – это не просто действительность, но активная действительность; это превращение возможности в действительность.

Этическая идея – «золотая середина». Это основное качество добродетели. Слишком богатые – наглецы и мерзавцы. Слишком бедные – «корабельная чернь», наиболее лучший класс – средний.

Человек – существо порочное, ненасытное; в нём заложена тенденция к общению между мужчинами и женщинами è общение в семье è общение в селении è общение в полисе. Человек – это существо политическое, стремящееся к высшей форме организации. Государство – совершеннейшая форма общежития, состоящая из множества свобод, при которых достигается высшая форма благосостояния, следовательно, государство создано для хорошей жизни. Тот, кто вне государства, или зверь, или бог. В государстве должен быть досуг. Основа государства – труд рабов.

Форма государства – принципы его организации. Это определяющее начало. От неё зависит какие законы принимаются в обществе, образ жизни граждан. Формы делятся по двум критериям:

* в чьих руках власть (один, несколько, много);

* в чьих интересах власть.

Следовательно, государства бывают правильные и неправильные. Правильные государства – в интересах общего блага. К ним относятся монархия, аристократия, полития (власть большинства). Неправильные – тирания, олигархия, демократия (в том виде, в каком она была во многих полисах, т.е. народ управляет как монарх и стремится стать тираном). Первое начало демократии – свобода, равенство на основе числа, а не достоинства.

Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Справедливость состоит из уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – область гражданско-правовых сделок, сфера деятельности судьи. Её задача – воздаяние равным за равное. Распределяющая – распределение политических прав, благ в зависимости от достоинства.

В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!