Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.



Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и XVI вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Особое значение это понятие имеет для исторического определения революционного движения в Германии. Термин "реформация" выражает ту существенную сторону движения, центром которой является революционная критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось реформацией католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи "классических" буржуазных революций. Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией. Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность, состоящая в том, что Ренессанс-явление международное, общеевропейское, тогда как Реформация-явление лишь национальное (немецкое). Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движение, носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества путем расширения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои; напротив, идеи изменения церкви и ее учения - как главное содержание Реформации - были способны мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религиозным представлениям в силу условий своего существования. Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями реформаторской антифеодальной идеологии.
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и учение Гуса, не был философом и мыслителем. Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой проблемы, оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно стало сигналом ко всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического духовенства вообще.

 

 

 

 

Научная революция XVII века и ее воздействие на философию.

Начиная с 17в. бурно развивается естествознание. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Декарт, Лейбниц. В общественных науках разрабатывалась теория естественного права (Гоббс, Гроций). Такое развитие науки оказало воздействие на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. ля философии этого времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В философии 17в. проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое  внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблема субстанции и ее свойств интересуют всех философов этого времени. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: первый связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия, его необходимости для научного знания.

 

 


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!