Средства обеспечения освоения дисциплины



ТЕСТЫ

1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является:

- различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях

- история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий

- специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования

- теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права  

 

2. Основным методом истории политических и правовых учений выступает:

- материалистическая диалектика -

- критика консервативных и реакционных концепций

- сравнительный анализ различных историко-правовых концепций

- контент-анализ исторических и правовых источников

 

3. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:

- релятивизма

- гностицизма

- рационализма

- историзма

 

4. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?

- древнекитайскому -

- древнеегипетскому

- древнегреческому

- древнеримскому

 

5. В какой древней стране боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб?

- Египет

- Вавилон

- Индия

- все ответы верны -

 

 6. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:

- Ламайя

- Ма-ат -

- Сидора

- Исида

 

7. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?

- «Поучение Птахотепа»

- «Книга мертвых»

- Поучение гераклеопольского царя своему сыну»

- все ответы верны -

 

8. По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог:

- Шамаш -

- Заратустра

- Хаммурапи

- Ипусер

 

9. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем:

- Дария

- Аримана

- Заратустры (Зороастры) -

- Данатара

  

10. Что означает санскритское слово «веды»?

- знание -

- высшие силы

- власть

- справедливость

 

 11. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии.

- Веды

- Упанишады

- Закон Ману

- все ответы верны -

 

12. Кто первый выступил с критикой основных положений брахманистской идеологии?

- Ашок

- Манапулла

- Сиддхартха -

- Дхамматурса

 

13. Что в переводе с древнеиндийского означает «Будда»?

- законный

- благочестивый

- просветленный -

- великий

 

14. Как вы понимаете термин «нирвана»?

- узкий круг приверженцев буддизма

- состояние высшей просветленности -

- доброе отношение к другим людям

- рационалистический подход к политико-правовой мысли

 

15. Кто является автором книги «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)?

- Лаоцзы

- Конфуций -

- Моцзы

- Шэнь Бухай

 

16. Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших?

- Лаоцзы

- Конфуций -

- Моцзы

- Шэнь Бухай

 

17. В чем смысл политической этики Конфуция?

- достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления

- необходимость преодоления поляризации богатства и бедности среди населения

- отрицание бунтов, борьбы за власть, завоевательных войн

- все ответы верны -

 

18. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция?

- привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью

- обозначить место каждого в социальной системе

- дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным

- все ответы верны –

 

19. В каком веке конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии?

- в I веке до н.э.

- во II веке до н.э. -

- в III веке до н.э.

- в IV веке до н.э.

 

20. Кто является основоположником даосизма?

- Лаоцзы -

- Конфуций

- Моцзы

- Хань Фэй

 

21. В каком произведении изложена концепция даосизма?

- «Дао дэ цзин» -

- «Дао дэ гджун»

- «Дао дэ мэй»

- «Дао дэ чоу»

 

22. Лаоцзы характеризует дао как:

- как независимый от небесного владыки естественный ход вещей

- естественную закономерность

- высшую добродетель и естественную справедливость

- все ответы верны -

 

23. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».

- надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость

- независимость от небесного владыки

- революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты 

- враждебность к людям, низкая оценка их качеств

 

24. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме? 

- воздержание от активных религиозных действий

- осуждение антинародной активности властителей и богатых -

- призыв воздержаться от критики народных притеснителей 

- призыв всецело положиться на волю императора

 

25. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?

- призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях

- отказ от письменности, орудий труда

- тотальная критика культуры и достижений цивилизации

- все ответы верны -

 

26. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?

- Хань Фэй

- Лаоцзы

- Моцзы -

- Цзын Чань

27. Кому Моцзы адресует следующий принципиальный упрек? «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам».

- легистам 

- даосистам

- конфуцианцам -

- местным сановникам  

 

28. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания?

- Шан Ян -

- Моцзы

- Конфуций

- Лаоцзы

 

29. Когда в Древней Греции возникла государственность?

- в I тысячелетии до н.э.

- во II тысячелетии до н.э.

- в III тысячелетии до н.э.

- в IV тысячелетии до н.э.

 

30. Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд?

- Геракл

- Зевс -

- Посейдон

- Аполлон

 

31. Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»?  

- Фалес -

- Гиппократ

- Цельсий

- Демосфен

 

32. Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о:

- загробной жизни

- вреде междоусобных войн

- объединении городов-полисов Греции

- числах -

 

33. Наихудшим злом пифагорейцы считали:

- бедность

- анархию

- народовластие

- безграмотность

 

34. Что означает слово «софистика»?

- стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек -

- справедливость, рассудительность и благочестие 

- интерпретация мифа о происхождении человечества

- высокая оценка достижения человеческой цивилизации

 

35. Кого можно отнести к старшему поколению софистов?

- Протагор

- Горгий

- Продик

- все ответы верны -

 

36. Кого можно отнести к младшему поколению софистов?

- Демокрит

- Ликофон -

- Зенон

- все ответы верны

 

37. Кто был непримиримым критиком софистов?

- Сократ -

- Продик

- Гиппий

- Антифонт

 

38. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона?

- «Апология Сократа»

- «Протагор»

- «Законы»

- «Народ» -

 

 39. В каком сочинении Платон конструирует идеальное справедливое государство?

- «Политик»

- «Софист»

- «Государство» -

- «Законы»

 

40. Кому принадлежит изречение: «Платон мне друг, но больший друг - истина»?

- Фалесу

- Аристотелю -

- Продику

- Демосфену

 

41. Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах?

- Фалес

- Продик

- Аристотель -

- Демокрит

 

42. В каком из произведений Аристотеля освещается политико-правовая тематика?

- «Политика»

- «Афинская полития»

- «Этика»

- все ответы верны -

 

43. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?

- «арифметическое равенство» -

- «геометрическое равенство»

- магия чисел

- аксиоматические выводы

 

44. Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает:

- наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от сословного происхождения

- деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения -

- наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от воинской доблести

- наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от царской милости

 

45. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой:

- гармонично сочетается царская власть с властью аристократии 

- господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов -

- естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное 

- индивид стремится к мировому согражданству

 

46. Кто является основателем стоицизма?

- Платон

- Зенон -

- Эпикур

- Полибий

 

47. Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода:

- царский (754 – 510 г.г. до н.э.)

- республиканский (509 – 28 г.г. до н.э.)

- императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

- христианский (до 1453 г.) -

 

48. В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права?

- «Политика»

- «Народовластие»

- «О природе вещей» -

- «О правах личности»

 

49. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон?

- слабость людей

- страх перед враждебно настроенными соседними народами

- врожденная потребность людей жить вместе -

- вес ответы верны

 

50. Какие формы правления выделяет Цицерон в своем учении?

- царская власть

- власть оптиматов (аристократия)

- народная власть (демократия)

- все ответы верны -

51. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?

- тирания единоличного владыки

- власть толпы

- господство клики

- все ответы верны -

 

52. Назовите яркого представителя римского стоицизма.

- Луций Анней Сенека

- Эпиктет

- Марк Аврелий Антонин

- все ответы верны -

 

53. К чему в своих воззрениях склонялись римские стоики?

- проповедь фатализма

- политическая пассивность

- коспомополитизм

- все ответы верны -

 

54. Кто первоначально в Древнем Риме занимались вопросами права?

- сенаторы

- понтифики -

- патриции

- полководцы

 

55. Согласно преданию начало светской юриспруденции в Древнем Риме связано с именем:

- Марка Аврелия

- Эпиктета

- Гнея Флавия -

- Сенеки

 

56. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на:

- уголовное и цивильное

- публичное и частное -

- общегосударственное и местное

- римское и колониальное 

 

57. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы:

- собственности

- семьи

- завещаний, договоров

- все ответы верны -

58. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов:

- частного собственника и товаровладельца -

- плебса

- ремесленника 

- воина (легионера)

 

59. Когда возникло христианство?

- I в. н.э.-

- II в. н.э.

- III в. н.э.

- IV в. н.э

 

60. Основные произведения раннего христианства:

- Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)

- Евангелия

- послания апостолов

- все ответы верны -

 

61. Как вы понимаете термин «эсхатология»?

- мистическое, сугубо религиозное учение о «последних временах», об абсолютном будущем

- учение о конечной судьбе человека как результате вмешательства божественного спасителя

- вера в мессию (избавителя), призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле

- все ответы верны -

 

62. В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии?

-  «Трактат о происхождении христианства»

- «О религиозной этике»

- «О граде божием» -

- «Человеческая свобода»

 

63. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного:

- догматизма -

- фарисейства

- стоицизма

- эпикурейства

64. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам:

- искусство аргументации

- логическая техника

- формы ведения споров 

- все ответы верны -

 

65. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?

- Я. Гуса

- Дж. Уиклифа

- Ф. Аквинского -

- М. Падуанского

 

66. Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому?  

- силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели -  

- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей

- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

- стать идеальным собеседником для бога

67. Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому?  

- силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели    

- стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей -

- стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве

- быть непримиримым противником еретиков, бороться с ересью 

 

68. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.

- оппозиционизм

- антиклерикализм

- богомильство -

- плебисцит

   

69. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?

- Дж. Уиклиф -

- Ян Гус

- М. Лютер

- М. Падуанский

 

70. Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии?     

- создание национальной церкви

- ограничение власти Римского папства  

- передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества -

- упразднение сословия священников

 

71. Какую основную идею проводит М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»?

- настоящий источник всякой власти – светское государство

- церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти -

- упразднение сословия аристократов

- необходимость конституционного монархического строя

 

72. Что в переводе с арабского означает «ислам»?

- любовь к порядку

- предание себя богу, покорность -

- всемогущий

- братство всех мусульман

 

73. По преданию ислам возник в:

- Константинополе

- Александрии

- Мекке -

- Багдаде

 

74. Что является основным источником мусульманского права?

- идеология Корана -

- идеология шиизма

- идеология суннизма

- все ответы верны

75. В чем основное отличие шиизма от суннизма?

- положение о династии 12 имамов, потомков четвертого халифа Али (Зятя Мухаммеда)  

- положение о том, что двенадцатый имам «скрылся» для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость, равенство, правду 

- призыв к терпеливому перенесению всяких невзгод в ожидании пришествия двенадцатого имама

- вес ответы верны -

 

76. Одним из крупнейших мусульманских ученых средневековья, который с прогрессивных позиций освещал проблемы политики, власти и государства был:

- Ибн Бестум

- Маджауддин

- Ибн Рушд -

- Багауддин

 

77. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:

- «Книга назиданий»

- «Сборник проповедей» -

- «Мир Ближнего и Среднего Востока»

- «О взглядах жителей добродетельного города»

  

78. В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии?

- Рубаки

- А. Навои -

- О. Хайям

- Низами

 

 79. Кто является автором эпоса «Давид Сасунский»?

- Шота Руставели

- Низами Гянджеви

- армянский народ -

- Мхитар Гош

 

80. В каком произведении Мхитаром Гошем высказывается мысль о необходимости предоставления невольным людям права выкупа на волю, в частности, путем отработки уплаченной за них цены?

- «Духовные и светские правители»

- «Апелляция к Библии»

- «Судебник» -

- «Естественный закон»

 

ТЕСТ 2

 

1. Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»?

- Мифодий

- Богдан

- Иларион -

- Алексий

 

2. Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»?

- окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве -

- нашествие монголо-татарского ига 

- сражение с половцами

- женитьба великого князя в Киеве

 

 

3. Что понимает под словом «закон» автор «Слова о законе и благодати»?

- то, что лежит в основе Ветхого завета, слуга и предтеча благодати -

- политические и правовые идеи Киевской Руси

- письменные источники Киевской Руси XI в.

- процесс классообразования и развитие государственности у полян

 

4. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»? 

- идеализация государственного строя при Ярославе Мудром

- процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси

- то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины -

- социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий

 

5. Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что:

- род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику

- Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой -

- Рюрик объявляется отцом киевского князя Игоря

- все князья братья и всем им в равной мере вменяется в обязанность подчиняться великому князю в Киеве

 

 6. Назовите древнейшую часть памятника права XI – XIII вв. «Русская правда».

- Правда Игоря

- Правда Святослава

- Правда Ярослава -

- Правда Всеволода

 

7. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин - «господин». Это термин отражает:

- понимание всемогущего и всесильного бога

- идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства -

- раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине 

- церковную власть, ее превосходство над светской властью 

 

8. Кто является автором теории «Москва – третий Рим»?

- Спиридон-Савва

- Аполинарий

- Филофей -

- Алексий

 

9. Как вы понимаете идею секуляризации монастырских земель на Руси в XVI в?

- раздача государственных земель служителям церкви

- передача монастырских земель в руки государства -

- расширение монастырских земель за счет «продвижения» Руси на Восток 

- развитие сельского хозяйства на территориях, принадлежащим монастырям 

 

10. Кто такие иосифляне?

- сторонники сохранения за церковью всех ее земельных владений -

- сторонники получения новых «мирских выгод» 

- приверженцы захватнических войн с соседними государствами  

- поборники нестяжения, аскетического образа жизни духовенства   

 

11. Кто был идейным вдохновителей иосифлян?

- Н. Сорский

- И. Волоцкий -

- В. Патрикеев

- С. Кормчий

 

 12. Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»?

- Василию III

- Ивану III

- Ивану IV -

- все ответы верны

 

13. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:  

- слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….» 

- предательстве Византией православия

- засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого» -

- непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии

 

14. В чем проявился радикализм во взглядах еретика Ф. Косого?

- отрицание официальной церкви, монашества, монастырей 

- противостояние монастырскому и церковному землевладению

- призыв к неповиновению церкви и властям

- все ответы верны -

 

15. Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания:  

- расправиться с феодалами и богатыми посадскими людьми

- намечалось полное обновление государственного аппарата 

- установление республиканского правления -

- свержение царя и замена его «законным царем»

 

16. Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову.

- антиреформация

- экзистенциализм 

- идеология Возрождения -

- антиклерикализм

 

17. Автором какого произведения является Н. Макиавелли?

- «Государь»

- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

- «История Флоренции»

- все ответы верны -

 

18. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки нового времени – Stato. Что означает данный термин?  

- правление

- государство -

- идеология

- международный 

 

19. Государство в теории Макиавелли означает:

- политическое состояние общества

- отношения властных и подвластных

- наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона  

- все ответы верны -

 

20. В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера?

- в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны

- каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства -

- опора только на государство, учреждения светской власти

- властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом

21. Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)?

- М. Лютер

- Н. Макиавелли

- Ж. Кальвин -

- Дж. Бьюкенен

 

22. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами – писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?

- «суверенитет народа», «общественный договор»

- «законность государственной власти»

- «право на сопротивление»

- все ответы верны –

23. Кто автор идеи государственного суверенитета Франции?

- Ж. Боден -

- А. Дербе

- С. Миро

- Ф. Брандер 

  

24. По мнению Ж. Бодена, наиболее естественной формой государства является:

- республика

- федерация

- монархия -

- конфедерация

 

25. Кто является автором произведения «Утопия»?

 

- Т. Кампанелла

- Т. Мор -

- Н. Макиавелли

- С. Миро

 

26. Т. Кампанелла в своем сочинении «Город солнца» приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является:

- гражданский эгоизм

- духовный нигилизм

- частная собственность -

- вольнодумство

 

27. Назовите политический идеал автора «Утопии».

- демократизм -

- анархизм

- либерализм

- диктатура

 

28. В истории политической и правовой мысли значительный след оставил такой труд Б. Спинозы как:

- «Богословско-политический трактат»

- «Этика»

- «Политический трактат»

- все ответы верны -

 

29. Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на: 

- республиканско-демократический -

- социалистический 

- коммунистический

- монархический лад

 

30. Значительным шагом вперед в науке о государстве и праве стала разработанная Б. Спинозой методология политико-юридических явлений. Трактуя государство и право как систему естественных сил, органично выходящую в более общий механизм мироздания, он применил: 

- социологический

- натуралистический -

- психологический 

- философский подход

 

31. В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от:

- Ричарда Львиное Сердце

- римских императоров

- прародителя рода человеческого – Адама -

- Плантагенета

 

32. Дж. Локк является автором доктрины:

- монархического абсолютизма

- социалистического утопизма

- раннебуржуазного либерализма -

- великодержавного шовинизма

 

33. В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал:

- Ф. Беккендорф

- А. Кригер

- В. Вундт

- С. Пуфендорф -

 

 34. Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории:

- административного права

- уголовного права -

- гражданского права

- конституционного права

 

35. В период реформ Петра I в России складывается официальная идеология абсолютизма. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена доктрина:

- вольности дворянства

- национального самосознания

- «общего блага» -

- непогрешимости царя 

 

36. Какую форму правления Ф. Прокопович считал наиболее приемлемой для России?

- демократию

- неограниченную монархию -

- конституционную монархию

- аристократию

 

37. В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из:

- многонациональности государства

- низкой культуры населения

- обширности территории государства -

- религиозности населения

 

38. Прочитайте выдержку из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. «Без ……. никаковое не токмо великое, но и малое царство стоять не может, ……. и воинству товарищ. Воинство воюет, а ………. помогает и всякие потребности им уготовляет. И того ради попечение о них нескудное надлежит иметь и в ничтожность повергать не надобно». Интересы какого сословия отстаивал мыслитель?  

- купечества -

- духовенства

- крестьянства

- дворян

 

39. Вальтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Всю силу своей острой, как меч, сатиры, пафос обличения («Раздавите гадину») он направлял против:

- конституционной системы 

- английской монархии

- дворянства

- католической церкви -

 

40. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании: 

- Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г. -

- К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»

- Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»

- П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы» 

 

41. Взгляды Ж.Ж. Руссо на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Вольтера, Ш. Монтескье. Он сделал основным принципом своей теории идею:

- народного представительства

- народного суверенитета -

- конституционной монархии

- президентского правления 

 

42. Назовите политический идеал М. Робеспьера.

- социалистическое государство

- конституционная монархия

- демократическая республика –

- господство буржуазной аристократии 

 

43. Чьи интересы отстаивали идеологи жирондистов: Ж. Бриссо, Ж. Кондорсе? 

- мелкой, радикально настроенной буржуазии

- крестьян и ремесленников

- монархически настроенного дворянства

- средней и части крупной буржуазии, настроенной радикально -

 

44. Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле – авторы программы «бешенных»?

- зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты -

- мелкой, радикально настроенной буржуазии

- зажиточных крестьян и ремесленников

- республикански настроенного дворянства

 

45. Высшей ступенью в развитии политической мысли во Франции XVIII в. было учение утопического революционного коммунизма Г. Бабефа, сформулированное в программе:

- «Заговор во имя равенства» -

- «Меч и лилия»

- «Тайное братство»

- «Борьба во имя свободы»

 

46. Кто является автором революционного документа – Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (утверждена 4 июля 1776 г.)?

- Т. Пейн

- А. Линкольн

- Т. Джефферсон -

- А. Гамильтон

 

47. Чьи интересы отстаивал А. Гамильтон?

- ремесленников и крестьян 

- торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев -

- мелких арендаторов

- пролетариата 

 

48. В истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. «Наказ» депутатам Екатерины II вошел как наиболее концентрированное выражение теории:

- монархического деспотизма

- утопического социализма

- мелкобуржуазного демократизма

- просвещенного абсолютизма -

 

49. Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат:

- хитроумного плана богатых

- молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных -

- бдительной охраны частной собственности

- национальных амбиций

 

 50. Что имел в виду А.Н. Радищев, называя «зверским обычаем, знаменующим сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». 

- правление Петра I

- междоусобные войны времен Киевской Руси

- патриархальную русскую семью 

- крепостное право -

 

51. Во времена крестьянского восстания Е.И. Пугачевым предполагалось создать:

- конституционную республику

- казацкое государство во главе с «хорошим мужицким царем» -

- анархическое государственное образование  

- подобие государственной системы времен Ярослава Мудрого 

 

  

52. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в труде:

- «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения»

- «К вечному миру»

- «Метафизические начала учения о праве»

- все ответы верны - 

 

53. Найдите неверное суждение. Навеян духов Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: 

- каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью;

- личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага

- человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы

- в своем поведении человек должен руководствоваться велением материальных потребностей   

 

54. Источником положительного права, по И. Канту, является:

- честь и совесть народа

- всенародный референдум

- воля законодателя -

- отношения индивидов как собственников

 

55. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия: 

- субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне)

- промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)

- всеобщее (чиновники)

- криминальное (воры, рецидивисты) -

 

56. Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной? 

 

- не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью -

- духовенство

- временно нетрудоспособных

- элита нации

57. Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

- как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (внутреннее государственное право)

- в отношениях между государствами как внешнее государственное право

- в субъективной свободе (частное право) -

- во всемирной истории

 

58. Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам?

- «Принципы законодательства»

- «Деонтология»

- «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств»

- все ответы верны -

 

59. Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?

- утилитаризм -

- прагматизм

- идеализм

- классицизм

 

60. Основателем какого направления в теории политики, государства и права является О. Конт?

- тоталитаризм

- технократизм

- федерализм

- позитивизм -

 

61. Автором какого термина является О. Конт?

- социология -

- психология

- детерминизм

- абстракционизм

 

62. Исключите ложное суждение. Развитие общества, государства и права О. Конт связывал прежде всего с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»:

- теологического  

- метафизического

- абстрактно-логического -

- позитивного (научного)

 

63. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:

- народного восстания

- исторического прогресса -

- буржуазного либерализма

- тотального коммунизма

 

64. Согласно концепции французского утопического социалиста Ш. Фурье, ячейкой ассоциации (производственно-потребительского товарищества) – этого «нового хозяйственного мира» - станет:

- фаланга -

- колхоз

- легион

- конгломерат

 

65. Каких политических и правовых позиций придерживался М.М. Сперанский в начальный период своей деятельности?

- республиканское правление

- демократия

- дворянский либерализм -

- неограниченная монархия

66. Неоднократно обращаясь к вопросу об отмене крепостного права, М.М. Сперанский сводил этот вопрос лишь к:

- неприкосновенности помещичьего землевладения

- законодательному урегулированию крестьянских повинностей

- установлению свободы перехода крестьян от одного помещика к другому

- все ответы верны -

 

67. Что предлагал Н.М. Карамзин для смягчения крепостного права?

- разрешить крестьянам менять помещика

- обуздать жестокость господ -

- установить посильные и твердые цены за выкуп свободы

- учредить сельские школы для ликвидации крестьянской безграмотности  

 

6.4. Глоссарий

А

Абсолютизм – разновидность монархической формы правления, государство, в котором монарх (царь, король, император, шах) в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательную, исполнительную (правительственную) и судебную власть. Власть монарха по официальной доктрине имеет божественное происхождение и в некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие государства носят название теократических монархий. Ни один орган, ни население страны не вправе изменить выбор главы государства – власть передается по наследству. Исключение составляют лишь нелегитимные (незаконные) способы устранения монарха путем заговора (дворцовые перевороты, восстания, убийство монарха) или добровольное отречение от престола. Монарх является юридически безответственным, т.е. его абсолютная власть не может быть подвергнута какому-либо правовому регулированию. В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютную монархию монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную – при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых).

Автаркия- самоудовлетвореность, цель, главный итог политики.

Анархизм –политическое учение, характеризующееся отрицательным отношением к законам и законодательному регулированию общественной жизни. В учении содержится призыв к разрушению государства.

Б

Большевизм –историческая форма марксизма, характеризующаяся акцентированием идей о классовой природе государства, диктатуре пролетариата и роли коммунистической партии в становление социалистического общества и государства. 

Буддизм – одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления». Характерной особенностью является веротерпимость как к другим религиям, так и многообразию течений в себе самом.

В

Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов. Дхармасутра и Дхармашастра - религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха, положившая начало Нового времени в европейской истории. Характеризуется становлением гуманистической антиклерикальной культуры, «обмирщением» общественного сознания.

Д

Даосизм - одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Основатель Лао-цзы.

Декадентство (декаданс)– от франц. decadence, позднелат. decadentia – упадок. Это общее направление кризисных явлений культуры конца ХIХ – начала ХХ вв. Отличается настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса отвергается как сугубо утилитарная. Мотивы неприятия действительности, всеотрицания, тоски по духовным идеалам отразились, в частности, в философии Ф. Ницше.

Демократия –(греч. demokratia – власть народа) – форма государственного устройства, основанная на признании следующих принципов: верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением Афинского государства. В настоящее время подразумевает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, разделение властей.

Е

Ереси – от греч. Hairesis – особое вероучение, религиозные течения в христианстве, оппозиционные, либо прямо враждебные официальному вероучению.

Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

И

Исламское (мусульманское) право– одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в Арабском халифате в VII-Х вв. Основным содержанием являются правила поведения верующих и санкции за их нарушения (шариат), вытекающие из ислама.

Имамат - в шеитской государственно-правовой концепции – важнейший институт осуществления государственных и духовных полномочий, означающий сосредоточение всей власти в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Иудаизм – религия, возникшая в 1-м тысячелетии до н.э. в Палестине, распространена среди евреев. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство, которое позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т.е. «древний договор» - в отличие от Нового завета - Евангелий).

К

Кальвинизм - одно из направлений протестантизма, сформировавшийся в Швейцарии под руководством Жана Кальвина (ХVI в.), отличающийся жесткой религиозной нетерпимостью, идеей сращивания общинно-религиозного управления и государства, носившее пробуржуазный характер.

Клерикальное государство– форма организации государственной власти при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Исторически клерикальными были средневековые государства Европы и являются современные исламские государства. 

Конфуцианство– одно из фундаментальных философских учений древнего Китая (VI-V вв. до н.э.), отстаивающее патриархально-патерналистскую концепцию государства. Политический идеал конфуцианства состоит в правлении аристократов-добродетелей и знания.

Л

Легизм– одна из государственно-правовых теорий древнего Китая, которая в противоположность конфуцианству отдавала приоритет в регулировании общественных отношений не традиции («ли»), а закону («фа»). Сложилась в IV в. до н.э.

Легитимность– от лат. Legitimus – законный, правомерный – юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка. В социологическом смысле термин введен М. Вебером для отличия «эмпирической» легитимности социального порядка, связанной с его фактической значимостью для людей, от нормативной легитимности, связанной с формальным соответствием социального порядка законам страны (легальностью).

Либерализм –доктрина, предусматривающая политический режим с наивысшими ценностями в виде личной свободы, свободы каждого индивида, торжества любой частной собственности.

Лютеранство – одно из политических течений реформации и сложившаяся в ХV-ХVI вв. ветвь протестантизма. Основателем является М. Лютер. Исходными пунктами учения являются: догмат об оправдании веры и требование переустройства христианской церкви на демократических началах.

М

Макиавеллизм- понятие, определяющее тип политического управления, для которого характерно: стремление манипулировать общественным сознанием, идея отмежевания политики от норм морали. Основано на учении Н. Макиавелли.

Н

Нестяжательство –одно из направлений в обновленчестве русской православной церкви ХVI в., связанное с требованием удешевления церкви и упрощения церковных ритуалов.

Нормативизм –одно из важнейших направлений в правовой науке ХХ в., рассматривающее право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, «право в чистом виде» (поэтому нормативизм иногда называют «чистой теорией права»). Главным теоретиком нормативизма был австрийский правовед Ханс Кельзен.

О

Общественно-экономическая формация –понятие, отражающее стадиальность развития общества, заложенное в марксизме (выделяются следующие формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая).

Охлократия - власть толпы.

П

Плюрализм политический –политическое многообразие, т.е. сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и др.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов. 

Позитивизм –ведущее направлениев социологии ХIХ в. Основные концепции были сформулированы в трудах О. Конта, Милля, Спенсера. Главное в позитивизме – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, использующей методы наблюдения, сравнительный, исторический, математический.

Полис –отдельный город-государство,включающий как городскую территорию, так и прилегающее к ней сельское поселение. Первые полисы возникли в начале I тыс. до н. э. в Древней Греции.

Полития –правление большинства, отбираемого, по Аристотелю, на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе.

Просветительство –одно из основных направлений в политической идеологииФранции ХVIII в., выражавшее интересы различных слоев третьего сословия. Просветителями были Вольтер, Монтескье, французские материалисты.

Протестантизм -одно из направлений в христианстве формировавшееся в ХV-ХVI вв., рассматривающееся в начале римской католической церковью как ересь. Основными политическими доктринами протестантов является: необходимость вмешательства религиозных общин в государственное и муниципальное управление, религиозное самоуправление. Протестантизм явился идеологической основой европейских буржуазных революций. 

Р

Радикализм – понятие, отражающее концепции методов политической борьбы, выражающейся в крайних иногда непарламентских способах ведения политической дискуссии, признающее основным методом обновления политической жизни революционные, а не эволюционные изменения.

Реформация –сложное по социальному составу и содержаниюидеологическое движение ХVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком смысле Реформация – религиозные преобразования в духе протестантизма.

С

Социализм –совокупность доктрин, политическое движение, а также определенная организация общества. В современном смысле термин «социализм» был впервые употреблен в Англии в 1827 г. для обозначения сторонников кооперативного движения Р. Оуэна. Далее термин получил широкое распространение по всей Европе и означал общественный строй, при котором средства производства должны находиться во владении общества и где труд каждого становится критерием распределения благ.

Т

Теократия– форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Историческими теократиями являются : государство Ватикан, исламские государства. От теократического следует отличать клерикальное государство.

Теория разделения властей– политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной). Идея о разделении властей высказывалась Аристотелем, Марсилией Падуанским. Была сформулирована в качестве самостоятельного учения Шарлем Монтескье в середине ХVIII в.

Тимократия - вырождение идеальной аристократии, которая приводит к появлению частной собственности и делению людей на свободных и рабов.

Томизм– система идеологического обоснования могущества церкви в жизни общества, освящения существующего порядка.

Ф

Фашизм(итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле фашизм – феномен политической жизни Италии 20-40-х гг. ХХ в. С 30-х гг. название «фашизм» распространяется и на другие режимы: национал-социалистский режим в Германии, военно-фалангистский режим в Испании, военно-полицейский режим в Португалии, действительно имевшие определенные общие черты с режимом Муссолини. Фашизм противопоставляет так называемым институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жестки средства его утверждения. Фашизм опирается на народные массы, массовую тоталитарную политическую партию, профсоюзы и непререкаемый авторитет «вождя».

Ш

Шариат– свод мусульманских религиозных и правовых нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным «плодом божественных установлений». Является непосредственным действующим правом в ряде мусульманских стран.

Э

Эгалитаризм (от фр. egalite – равенство) – концепция всеобщего равенства, получившая распространение с эпохи буржуазных революций (Руссо, Бабеф). Исторически сложились две основные концепции эгалитаризма – как равенство возможностей и как равенство результатов. В современной западной мысли противостоят два основных подхода: неолиберальный и неоконсервативный. Первый – обосновывает компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, выступает за сдерживание разрыва в доходах путем государственного регулирования. Второй – отвергает эгалитаризм как искусственно насаждаемое равенство, порождающее иждивенческие настроения.

Этатизм - позиция, основанная на преклонении перед главенствующей ролью государства в общественном устройстве среди других общественно-политических структур.

 

                   

Дополнительная литература

1. История политической мысли и современность. М., 1988.

2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. К.А Мокичева М. 1965.

3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. Н.С Нерсесянца. М2005.

4. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2005.

5. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. Учебное пособие / Под ред. И.А. Исаева, Н.М. Золотухина. М., 1995.

6. Русская политическая и правовая мысль: Хрестоматия. Уфа, 1993.

7. История политических и правовых учений: Древний мир / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1985.

8. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1986.

9. История политических и правовых учений: XVII-XVIII вв. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1989.

10.История политических и правовых учений: XIX век / Отв. ред. B.C. Нерсесянц М., 1983.

11.История политических и правовых учений: XX век. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., Наука, 1995.

 

Дополнительная литература по отдельным темам

К теме 1

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. М., 1993. Т. 1-5.

8. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

9. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии обшей теории права. Л., 1989.

10.Политическая и правовая культура. М., 1989.

11.Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведения // Правоведение. 1991 № 6.

12.Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. 1992, № 3.

К темам 2 и 3

17.Аристотель. Афинская политика. М., 1936.

18.Античная культура и современная наука. М., 1985.

19.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

20.Бартошек М. Римское право. М., 1989.

21.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980.

22.Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

23.Васильев Л.С. Проблема генезиса китайского государства. М.,1983.

24.Королева-Коноплянская Г. И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М., 1992.

25.Крашенинникова Н.А. Индусское право: Право и современность-М., 1982.

26.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон, Аристотель. М., 1993.

27.Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1994.

28.Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992.

29.Момзен Т. История Рима. СПб., 1993.

30.Нерсесянц В.С. политические учения в Древней Греции. М., 1979.

31.Малявин В. Конфуций. М., 1992.

32.Книга правителя области Шан. М., 1993.

 

К темам 4, 5, 6

11.Вико Дж. Новая наука. М. 1944.

12.Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Ч. 1.

13.Культура и общественная мысль: Античность Средние века. Эпоха возрождения. М., 1988.

14.Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

15.Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

16.Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

17.Телнов Е.И. Формирование буржуазного политического мышления. Нового времени / Советское государство и право. 1989, № 11

18.Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1986.

19.Грюнбаум Г.Э. Классический ислам (600-1258) М., 1973.

20.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

К теме 7

18.Иван IV. Грозный. Послания. М., 1951.

19.Иосиф Волоцкий. Послания / Публ. А.А. Зимина. М., 1956

20.Иосиф Волоцкий. Просветитель / Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь. М., 1993.

21.Курбский А.М. Послания Ивану IV // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

22.Курбский А.М. Сказание о Великом Князе московском. СПб., 1913.

23.Максим Грек. Переводы и послания. Л., 1984.

24.Максим Грек. Сочинения: в 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

25.Нил Сорский. Предание о скитской жизни. М., 1991

26.Памятники литературы Древней Руси. М., 1984.

27.Публицистика Смутного времени. Л., 1925. Вып. XIII.

28.Сочинения И.Пересветова / Публ. А.А. Зимина. М.; Л., 1956.

29.Малинин В. Старец Елизарова монастыря Филофей и его Послания. Киев, 1901.

30.Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983.

31.Зимин А.А. Пересветов и его современники. М., 1959.

32.Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

33.Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985.

34.Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. I-я треть XVI в. М., Л., 1970.

К темам 8-11

13.Концепция разделения властей: история и современность М., 1992.

14.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1969.

15.Собственность: Право и свобода. М., 1992.

16.Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX в. М., 1995.

17.Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.

18.Толчинскнй Б.Л. Лафайет и Бонапарт // Государство и право. 1993, №4.

19.Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1988.

20.Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма // Вопросы философии. 1989, №10.

21.Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.

22.Робеспьер М. Статьи и речи. М., 1959.

23.Гулыга А. Кант. М., 1993.

24.Гулыга А. Гегель. М., 1993.

К теме 12

9. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х т. Л., 1991.

10.Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

11.О России и русской философской культуре философского русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

12.Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1987.

13.Скрипилев Е.А. Добролюбов. М., 1988.

14.Графский В.Г. Бакунин.М., 1985.

15.Ильин И.А. Статьи и речи. М., 1992.

16.Бердяев Н.А. истоки русского коммунизма. М., 1990

К теме 13

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение // Маркс, Энгельс. Собр. Соч. Т.1.

6. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 10.

7. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Соч. Т. 19.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.

К теме 14

12.Американская социологическая мысль. М.,1994.

13.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

14.Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.

15.Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

16.Религии мира: История и современность. М., 1993.

17.Чиркни Б.Н. Мусульманская концепция права. М., 1984.

18.Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1991.

19.Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39.

20.Ленин В.И. О диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч. Т.39.

21.Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989.

22.Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1946.

 

( литература головного вуз-а)

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

История политических и правовых учений: учебник / Под ред. проф. Мартышина О.В. М.: Норма, 2006.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!