Модель сестринского процесса В. Хендерсон.



Шымкентский Многопрофильный Колледж

 

 

Кафедра «Сестринское дело и фармацевтика»

 

Самостоятельная работа студента

«Основы и сущность сестринского дела»

 

 

Принял

   Подготовил

                               Группа

                               Студент

 

Шымкент 2018 год.

План.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. История развития сестринского дела и его философия.

2. Труды и вклад в развитее сестринского дела Флоренс Найтингейл и Вирджинии Хендерсон.

3. Основные принципы сестринской философии.

4. Понятие о медицинской этике, деонтологии и биоэтике.

5. Модели биомедицинской этики.

6. Диетологические требования для медсестёр.

7. Ятрогенные заболевания.

8. Критерий эффективности работы медсестры.

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

I. Введение.

Сестринское дело – это часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп.

Подход к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической ситуации и других факторов.

Вместе с тем, сестринское дело как важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер.

II. Основная часть.

1. История развития сестринского дела и его философия.

 Профессия медицинской сестры развивалась на протяжении многих веков: менялись методы работы, роль, которую играли сестры, отношение к ним. Неизменным оставалось одно: ее суть, которая заключается в заботе и помощи.

Самые первые медсестры, разумеется, не имели специального образования. В Европе роль ухаживающих за больными, бедными и умирающими часто брали на себя служительницы при церквях и монахини. Появлялись даже целые ордены, посвящавшие себя именно уходу за нуждающимися. В XVIII-XIX веках задача сестер милосердия расширилась: они начали ухаживать за солдатами, пострадавшими в ходе многочисленных войн. Поворотным моментом в восприятии роли медицинских сестер стала деятельность британской аристократки по имени Флоренс Найтингейл.

Дочь богатых и образованных родителей, которая могла бы прожить всю жизнь в роскоши и довольстве, она поставила себе целью заботу о людях, исцеление их от болезни и страданий. Преодолев сопротивление семьи, она получила сестринское образование в христианской общине и начала путешествовать по разным странам, изучая состояние сестринского дела в этих государствах.

В 1854 году Найтингейл, вместе с группой монахинь и сестер милосердия, отправилась на Крымскую войну. Там эти женщины во главе с Флоренс не только ухаживали за ранеными, но и установили определенные стандарты чистоты, которые позволили резко уменьшить случаи распространения инфекций. Смертность среди солдат сразу же значительно сократилась.

Несмотря на это, Найтингейл пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением. Многие представители “приличного общества” (и даже сами врачи) считали, что не дело женщинам, тем более незамужним, выхаживать мужчин - это неподобающее поведение. Но вскоре недоброжелателям пришлось изменить свое мнение: Флоренс не только наладила обеспечение военной больницы всем необходимым, но и стала руководить всеми сестринскими отрядами британских госпиталей в Крыму. По окончании войны в Англии ее приняли как национальную героиню.

Позже она написала немало книг, посвященных вопросам ухода за больными и эффективности госпиталей. Они стали руководством в работе для других медсестер. Кроме того, в 1860-м Найтингейл открыла в Лондоне одну из первых школ сестринского дела.

2. Труды и вклад в развитее сестринского дела Флоренс Найтингейл и Вирджинии Хендерсон.

А. Флоренс Найтингейл.

 Флоренс Найтингейл Родилась 12 мая 1820 года во Флоренции в богатой аристократической семье, получила блестящее образование: знала древнегреческий, латинский, французский, немецкий и итальянский языки.

Своё главное предназначение видела в избавлении людей от болезней и смерти. В 20 лет решила стать сестрой милосердия, но мечта её смогла осуществиться только через 13 лет, так как профессия медсестры в Англии пользовалась дурной славой. Родители и близкие были категорически против такого решения. Она же была поистине счастлива, получив возможность посещать больных в течение нескольких месяцев в 1846 году, изучая организацию сестринского дела во время путешествий по Италии, Египту, Греции.

В 1850 году посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и это стало поворотным моментом в её жизни[8]. Преодолев сопротивление семьи, Флоренс с разрешения матери уехала в 1851 году в Кайзерверт в общину сестёр пастора Флендера, где получила сестринское образование. В 1853 стала управляющей небольшой частной больницей на Харли-стрит в Лондоне. Имя её становится известным, ей поступают приглашения в другие учреждения.

 

Её 800-страничная книга «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» (1858) содержала раздел, посвященный статистике. Этот раздел был снабжён диаграммами. Найтингейл стала новатором в использовании методов инфографики в статистике.

Она изобрела круговые диаграммы, которые называла «петушиный гребень». Она использовала эти диаграммы, чтобы показать, количество смертей в крымской войне, которых можно было бы избежать. Многие из её диаграмм были включены в отчёт комиссии по проблемам здоровья в армии. Найтингейл распространяла эти диаграммы в виде памфлета в парламенте, правительстве и армии. В результате были проведены реформы в здравоохранении и организован сбор медицинской статистики в армии.

Найтингейл с помощью Вильяма Фарра (британского эпидемиолога и статистика) и других врачей разработала форму для госпиталей для сбора статистики.

 Эта форма должна была унифицировать статистику, собираемую госпиталями, такую, как количество пациентов, принятых в госпитали, количество выздоровевших, количество выписавшихся как неизлечимые, среднее время пребывания в госпитале и так далее. Форма была утверждена на Международном конгрессе статистиков в Лондоне в 1860 году. Однако из-за того, что форма была слишком сложна, и включала классификацию болезней, с которой многие врачи были не согласны, форма не нашла широкого применения.

 

 

Б. Вирджиния Хендерсон.

 Вирджиния Хендерсон Родилась 30 ноября 1897 году в Канзас-Сити, Миссури, США. В семье из восьми детей была пятым ребёнком.

В 1921 г окончила армейскую школу медсестер в Вашингтоне, после чего получила место медицинской сестры в патронажной сестринской службе Нью-Йорка.

Затем окончила Педагогический Колледж при Колумбийском университете со степенью магистра в области сестринского образования и занялась педагогической деятельностью.

До 1948 г. она занималась педагогической работой в колледже университета, где вела клиническую сестринскую практику и аналитический процесс в сестринском деле.

В 1958 г. Международный совет медицинских сестёр обратился Вирджинии Хендерсон с просьбой сформулировать определение сестринского дела и написать книгу об основополагающих принципах ухода за пациентами. Она была названа «Основные принципы деятельности по уходу за пациентами» и переведена на 25 языков.

 

Модель сестринского процесса В. Хендерсон.

Теория сестринского дела Вирджинии Хендерсон, появившаяся в 1955 г. стала классической моделью сестринского процесса. Хендерсон попыталась выделить ключевые человеческие потребности, удовлетворение которых и должно быть приоритетом в уходе за пациентом.

В рамках своей теории она определила 14 основных потребностей, которые были опубликованы в учебнике "О принципах и практике ухода" - одном из первых учебников по сестринскому делу.

 

14 первоочередных направлений сестринской деятельности согласно В. Хендерсон:

 

1. Обеспечить пациенту нормальное дыхание.

2. Обеспечить пациенту адекватное питание и питье.

3. Обеспечить пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

4. Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение.

5. Обеспечить пациенту отдых и сон.

6. Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать её.

7. Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.

8. Помогать пациенту содержать тело в чистоте и порядке, а также обеспечивать защиту кожи.

9. Помогать пациенту избежать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим.

10. Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания и чувства.

11. Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам.

12. Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом.

13. Содействовать отдыху и развлечениям пациента.

14. Содействовать обучению пациента.

 

Модель В. Хендерсон на сегодняшний день является одной из самых известных среди практикующих сестер. Она подразумевает непременное участие пациента на всех этапах сестринского процесса и нацелена на обеспечение полноценного восстановления его здоровья.

3. Основные принципы сестринской философии.

 Философия сестринского дела – это система идей, взглядов на мир с позиции медицинской сестры.

Она отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, социального окружения, развитие и совершенствование собственной личности и профессиональной компетентности. Центральным звеном этой философии безусловно является пациент со всеми его потребностями - биологическими, психологическими, социальными духовными, а точнее - личность пациента.

 

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, привычкам, взглядам и религиозным убеждениям.

 

Одну из ключевых позиций в системе взаимоотношений медсестры с пациентом занимает медицинская этика, одной из составных частей которой является этический кодекс медсестер. Он освещает основные принципы поведения и оценки действий медсестры, отражает основные цели, обязанности и ценности в данной профессии. Он составляет систему мировоззрений, внутри которой сестра может принимать решения, соответствующие этическим нормам и выполнять обязанности перед обществом, коллегами и своей профессией.

4. Понятие о медицинской этике, деонтологии и биоэтике.

А. Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология) – это дисциплина раздела прикладной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров в 1944 году ввёл в русский язык термин «медицинская деонтология», распространив её принципы на деятельность медицинских сестёр.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Предмет исследования деонтологии объёмнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Б. Деонтология.

 

Медицинская деонтология включает в себя:

 

1. Вопросы соблюдения врачебной тайны.

 

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных.

 

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе.

 

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками.

 

5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.

 

6. Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

 

В. Биоэтика.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!