Особенности образования и развития государства и права в странах средневекового Востока



Следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневекового европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения. Здесь отстаёт развитие промышленности, товар – деньги, рыночные отношения В более схожее с европейским обществом средневековое общество Японии (по сравнению Индией и Китаем лишь в 18-1 пол. 19 в. зарожденние элементов капитализма в форме мануфактурного производства. Замедленный хар-р развития определяющий установление многоукладных средневековых восточных обществ. Длительное сосуществовал патриархальный род, клан, рабовладение, полуфеодализм и т.д. Большое влияние находит широкое распространение государственной собственности на земли, кот-е сочетались с другими формами собственности—общинная и соответствовавшее ей частное землевладение общины крестьян. Для средневековой общины востока характерна и меньшая степень зависимости непосредственного производителя—крестьянина, относительно большой обьём их прав, связанный с распоряжением своим земельным участком. Отсутствует барщинное хоз-во—здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдельного феодала. Зависимое положение крестьян в этих странах определяло их связанность налоговым бременем, поддерживаемым с помощью гос-го аппарата. Низкий уровеньобщетвенного разделеня труда в странах Востока находит выражение в том, что город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт концентрировался в руках отдельных соц-х групп, не становившихся капиталистами, не включёнными в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлтворение потребностей правящих сословных бюрократов в том числе и военных кругов. Купцы же капиталисты выполняли при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями. Восточная сельская община, представляла собой замкнутый хоз-й мирок с насл. независ. от рынка разд. ремесла и земледелия, тормозило развитие двухстороннего товароборота между городом и деревней, а вместе с тем и формированию сословий граждан, купцов городского типа. Распространённой формой восточного средневекового гос-ва стала наследственная монархия, в которой отсутстовали институционной формы ограничения власти правителя. Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общ-ва предавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти в гос-м аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громосткость, дублирование функций; административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями гос-го аппарата. Не отличались чёткостью и приципы создания вооружённых сил. В средневековых правовых системах стран востока утвердилось неравенство: сословная, кастовая, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

 

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат.

В 7 в. у арабских племен, центром расселения кот-х являлся аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, затем соц-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседлые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель - необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть - духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами. Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

 

Мусульманское право

Мусульманское право – шариат (араб.-«надлежащий путь»)

Становление происходило под влиянием:

А)правовых обычаев доисламской Аравии;

Б) деятельность Мухаммеда и праведных халифов.

Общая характеристика.Шариат – это правовые установления (как частицы единого божественного порядка) и религиозная догматика. Этим определяется его своеобразие, которое вместе с тем тормозило формирование рациональных начал и внутренней системы мусульманского права. Шариат регулирует: общественные отношения; отношения мусульман с Аллахом. Это отражается в установлении видов действий мусульманина:обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (не влекущие наказания), запрещенные ( подлежащие наказанию). Внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностью по отношению к Аллаху. Нормы шариата применяются только к мусульманам и в отношениях между ними. Человек бессилен перед богом, поэтому проповедуется созерцательность и покорность. «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (Коран,8.48). Для шариата характерна целостность. Широкое распространение ислама и шариата повлекло появление местных особенностей при толковании институтов и решении споров. Шариат раскололся:

1)суннизм (ортодоксальное направление)

Основные школы:ханифиты (Египет, Турция, Индия ), маликиты, шафииты, ханбалиты.

2) шиизм (Иран) Передача гос. власти по наследству, светский и религиозный авторитет непогрешимых духовных лиц (имамов)Основные школы: исмаилитская, джафаритская, зейдитская.

Источники.

1) Коран (священная книга): притчи, молитвы, проповеди Мухаммеда («арабский судебник»). Состоит из глав, расчлененных на стихи. Большая часть мифологична, мало предписывающих правила поведения и собственно правовых (брак и семья).Касаются религиозного ритуала. Казуальный характер.

2) Сунна («священное предание»): рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. В 9 в. составлено 6 сборников Сунны (например, сборник Бухари). Нормы брачного , наследственного, судебного права и др.Много противоречий, выбор между которыми осуществлялся по усмотрению богословов – правоведов и судей.

3) Иджма («общее согласие мусульманской общины»)Развивалась в виде:интерпретации Корана и Сунны; формирования новых норм, которые становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев (богословов, судей)Позволяла правящей верхушке создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям и специфике завоеванных стран.

4) Фетва(решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам)

5) Кияс(наиболее спорный; решение дел по аналогии при отсутствии соответствующих норм права.Позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, хотя часто был источником произвола судей.

6) Местные обычаи, не вошедшие в шариат и не противоречащие ему (арабского общества, а также завоеванных народов).

7) Распоряжения халифов – фирманы. (7 и 8 - регламентировали деятельность гос-х органов),

8) Законы – кануны отношения власти с населением).

Основные институты

Нет деления на отрасли.1)Деление на мусульман и немусульман. «Право личного статуса»: Не сложился сословный сторой. Юридическое положение лица определялось вероисповеданием.

(Мусульмане-полноправный личный статус; зиммии (христиане, иудеи и др.)-приниженное положение, обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Если они совершали сделки или совершали преступление, к ним применялись нормы шариата). Деление на рабов и свободных. Рабы—не субъекты права, а с согласия хозяев могли вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск на волю раба-мусульманина—богоугодное дело). Неравенство мужчин и женщин. Субъект права—Аллах. Мусульманин-носитель обязанностей. Т.е. разрабатывалась дееспособность(полная-совершеннолетние и здравый рассудок).

2)Вещное правоВещи, кот-е не могли находится в собственности мусульманина: 1) воздух, море,пустыня, мечети, водные пути и др. 2) «нечистые»-вино, свинина, книги противоречащие исламу. Деление вещей: движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, с индивидуальными признаками и без них; гос-е имущество, земли частных лиц, земли, брошенные или не пригодные для обработки и др. Способы возникновения права собственности: 1. Завоевание (земля—гос-е имущество, иное делилось на части-собственность добытчика, гос-ву, мечети) 2. Наследование 3. Договор 4.Находка на своем участке чужой вещи.

Правовые земельные статусы: 1)Хиджаз(особый правовой режим, исконные мусульманские земли, владение на правах аренды, с мусульман взимали десятину). 2)Вакуф(имущество, переданное на религиозные и благотворительные цели, освобождалось от налогов). 3) Мульк(частная). 4)Икта(временное пожалование земли с крестьянами за службу, впоследствие-наследственное).

3)Обязательства(не формальная общая концепция, разработаны практически вопросы договорного права). Возмездные и безвозмездные, дву- и односторонние, срочные и бессрочные. Распространённое одностороннее обязательство-обет. Условия договора закреплялись в неофициальном письме, в документе, устно. Обязанность исполнять договор-священна. Купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз.

4)Семейное. Брак—религиозная обязанность. Формально требовалось согласие сторон, фактически отец распоряжался судьбой дочери, стремясь плоучить максимальный выкуп. Брачный возраст женщин-9лет. Запр.брак с неверующими и отступниками, мужчина мог жениться на иноверке, т.к. обращал её в мусульманство. Жена не участвовала в расходах по дому, должна была вести хоз-во и воспитывать детей. Муж мог применять к жене различные наказания, в т.ч.и телесные. Можно было иметь до 4 жен одновременно и наложниц из числа рабынь. Несколько видов развода(например, с испытательным сроком). Муж мог развестись с женой без объяснения причин, выделив ей необходимое имущ-во, жена могла развестись только через суд и по определённым причинам(физический недостаток мужа, жестокое обращение, не выделение средств на содержание).

5)наследственное: по завещанию(не составлялось в пользу законных наследников, не затрагивало более 1/3 имущ-ва; при двух свидетелях) и по закону(из имущ-ва умершего покрывались расходы по погребению, выплачивались долги). Наследовались только имущественные права, но не обязанности.

6)уголовное право архаично. 3 группы преступлений: 1)посягательства на «Права Аллаха»(верооотступничество); против порядка управления (бунт, сопротивление); тяжкий религиозный грех(кража,употребление спиртных напитков, прелюбодеяние), 2) посягательства на права отдельных лиц наказывались по принципу талиона, кровной мести (выкупа); 3)появились с развитием права: несоблюдение поста, оскорбление, хулиганство, взяточничество, мошенничество, азартные игры. Наказание в судебном порядке по усмотрению судьи. Наказания, но применялись и меры уголовной репрессии, носили карательный характер. За преступления 1 и 2 группы фиксированные и суровые. Жестокие и устрашающие (публичная и квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение).

7)Судебный процесс обвинительный. Дела возобновляются заинтересованными лицами (кроме преступлении против гос-й власти). Уголовные и гражданские дела не различались. Устные, публичные заседания в мечети. Дело рассматривалось на одном заседании стороны сами вели его. Доказательства: признание сторон, показания свидетелей, клятва. Свобода усмотрения судьи, мог пересмотреть своё решение при установлении новых обстоятельств(формализм и произвол).

 

Византия

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества, как политического сообщества граждан и идею непосредственного «народноправства», т. е. Участия граждан во всех сферах общественной жизни. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве, как наиболее приближенном к идеалу образа. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место в государственной иерархии. В VII – VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы было подчинены стратегу, который постепенно из военачальника стал верховным правителем провинции, подчинявшийся только императору. С развитием феодальных отношений в ХI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, сами, оставаясь в качестве держателей (париков). В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. С средины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были распределены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

В Византии сохранилось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю Империю законодательство. Осуществленная императором Юстинианом в VI в кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод – кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами, начиная с Константина. Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. В 691 – 692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим, дальнейшее расширение его запрещалось. В 726 г. издается самый крупный (после корпуса Юстиниана) официальный законодательный свод – Эклога. Наиболее значительно изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах и т. д.

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления. В перечень преступлений, содержащийся в эклоге входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяния и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов, даже предусмотренных кодексом Юстиниана, телесными наказаниями широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д. В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Брак, по эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров, юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др. В седине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности такие составы, как преступления против личности и против веры. В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона – земледельческий, военный, морской и Моисеев. Земледельческий закон представлял собой свод нормы, регламентирующих жизнь сельской общины. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а военный – сводом уголовно – правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально – религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Эклога, приложение к Эклоге, земледельческий, военный, морской и Моисеев законы составили единый корпус светского права Византии. Юристами эпохи императоров македонской династии была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключающаяся в пересмотре и классификации всего писанного правового наследия с точки зрения его применения в новых условиях. Результатом этой реформы стал новый юридический свод – Василики, состоявший из 8 томов в 60 книгах. За основу был взят юстинианов juris civilis в его греческой интерпретации. В 872 г. появился еще один юридический памятник – Прохорон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!