ПочемунаПасхупринятодаритьдругдругуяйца



СдавнихвременхранитсявПравославнойЦерквиблагочестивыйобычайдаритьвпраздникПасхияйца. ЭтотобычайпроизошелотсвятойравноапостольнойМарииМагдалины, когдаона,поВознесенииГосподнем, пришлавРимдляпроповедиЕвангелия, предсталапредимператоромТивериеми, поднесяемукрасноеяйцо, сказала: "Христосвоскресе!" начинаятакимобразомсвоюпроповедь. ПопримеруравноапостольнойМарииМагдалинымытеперьдаримвПасхукрасныеяйца, исповедуяживотворящуюсмертьиВоскресенияГоспода - двасобытия, которыеПасхасоединяетвсебе. Пасхальноеяйцонапоминаетнамободномизглавныхдогматовнашейверыислужитвидимымзнакомблаженноговоскресениямертвых, залогкоторогомыимеемвВоскресенииИисусаХриста - Победителясмертииада. Какизяйца, из-подегонеживойскорлупы, рождаетсяжизнь, такизгроба, жилищасмертитления, воссталЖизнодавец, итаквосстанутввечнуюжизньивсеумершие.

 

ПочемуЦерковьосвящаетпасхиикуличи

Пасхальныйкулич - этоцерковно-обрядоваяпища. Кулич - этородартосананижнейстепениосвящения.

ОткудажепроисходиткуличипочемунаПасхупекутиосвящаютименнокуличи?

Нам, христианам, особенноследуетпричащатьсявденьПасхи. НотаккакмногиеправославныехристианеимеютобычайприниматьСвятыеТайнывпродолженииВеликогопоста, авСветлыйденьВоскресенияХристовапричащаютсянемногие, то, по совершенииЛитургии, вэтотденьблагословляютсяиосвящаютсявхрамеособые приношенияверующих, обыкновенноназываемыйпасхамиикуличами, чтобывкушениеотнихнапоминалоопричащенииистиннойПасхиХристовойисоединяловсехверныхвоИисусеХристе.

УпотреблениеосвященныхпасохикуличейвСветлуюСедмицууправославныххристианможноуподобитьвкушениюветхозаветнойпасхи, которуювпервыйденьседмицыпасхальнойнародБогоизбранныйвкушалсемейно (Исх. 12, 3-4). Такжепоблагословениюиосвящениюхристианскихпасохикуличей, верующиевпервыйденьпраздника, прийдяизхрамовдомойиокончивподвигпоста, взнакрадостногоединения, всейсемьейначинаютителесноеподкрепление - прекращаяговение, всеедятблагословенныекуличиипасху, употребляяихвтечениевсейСветлойседмицы.

 

ОсемидневномпразднованииПасхи

ПраздникПасхиотсамогосвоегоначалабылсветлым, всеобщим, продолжительнейшимхристианскимторжеством.

СапостольскихвременпраздникхристианскойПасхипродолжаетсясемьдней, иливосемь, еслисчитатьвседнинепрерывногопразднованияПасхидоФоминапонедельника.

СлавяПасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, ПравославнаяЦерковьвпродолжениевсегосветлогосемидневноготоржестваимеетЦарскиеВратаотверстыми. ЦарскиедверивовсюСветлуюседмицунезакрываютсядажевовремяпричащениясвященнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

ВбогослужебномотношениивсяСветлаяседмицаестькакбыодинпраздничныйдень: вовседниэтойседмицыБогослужениебываеттоже, чтоивпервыйдень, снемногимиизменениямиипеременами.

ПредначаломЛитургииводниПасхальнойседмицыидоОтданияПасхисвященнослужителичитаютвместо "ЦарюНебесный" - "Христосвоскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

 

ОповеденииправославныххристианвПасху

ДревниехристианевпродолжениевеликоготоржестваПасхиежедневнособиралисьдляобщественногоБогослужения.

Согласноблагочестиюпервыххристиан, на VI ВселенскомСоборепостановленодляверных: "От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище".

ДревниехристианевеликийпраздникПасхисвятилиособымиделамиблагочестия, милостииблаготворения. ПодражаяГосподу, СвоимВоскресениемосвободившемунасотузгрехаисмерти, благочестивыецариотпираливпасхальныеднитемницыипрощалиузников (нонеуголовныхпреступников). Простыехристианевэтиднипомогалинищим, сирымиубогим. Брашно (тоестьеду), освященныевПасху, раздавалибеднымитемделалиихучастникамирадостивСветлыйпраздник.

Древнийсвятойобычай, сохраняемыйинынеблагочестивымимирянами, состоитв том, чтобывовсюСветлуюседмицунеопускатьнаодногоцерковногоБогослужения.

 

Чтотакоеартос

Словоартоспереводитсясгреческогокак "кваснойхлеб" - общийвсемчленам Церквиосвященныйхлеб, иначе - просфора всецелая.

АртосвпродолжениивсейСветлойседмицызанимаетвхрамесамоевидноеместо, вместесиконойВоскресенияГосподняи, взаключениепасхальныхторжеств, раздаетсяверующим.

Употреблениеартосаначинаетсяссамогоначалахристианства. ВсороковойденьпоВоскресенииГосподьИисусХристосвознессянанебо. УченикиипоследователиХристовынаходилиутешениевмолитвенныхвоспоминанияхоГосподе, ониприпоминаликаждоеЕгослово,каждыйшагикаждоедействие. Когдасходилисьнаобщуюмолитву, они, вспоминаяТайнуюВечерю, причащалисьТелаиКровиХристовых. Готовяобыкновеннуютрапезу, онипервоеместозастоломоставлялиневидимоприсутствующемуГосподуиполагалинаэтоместохлеб.

Подражаяапостолам, первыепастыриЦерквиустановиливпраздникВоскресенияХристоваполагатьвхрамехлеб, какввидимоевыражениетого, чтопострадавшийзанасСпасительсделалсядлянасистиннымхлебомжизни.

Наартосеизображенкрест, накоторомвидентолькотерновыйвенец, нонетРаспятого - какзнамениепобедыХристовойнадсмертью, илиизображениеВоскресенияХристова.

Сартосомсоединяетсяидревнеецерковноепредание, чтоапостолыоставлялизастоломчастьхлебадолюПречистойМатериГосподавнапоминаниепостоянногообщениясНейипослетрапезыблагоговейноделилиэтучастьмеждусобой. ВмонастыряхэтотобычайноситназваниеЧиноПанагии, тоестьвоспоминаниеоВсесвятейшейМатериГоспода. ВприходскихцерквахэтотхлебБогоматеривспоминаетсяразвгодвсвязисраздроблениемартоса.

Освящаетсяартосособоймолитвой, окроплениемсвятойводойикаждениемвпервыйденьСвятойПасхинаЛитургиипослезаамвонноймолитвы. Артосполагаетсянасолее, противЦарскихВрат, науготованномстолеилианалое. ПослеосвященияартосааналойсартосомставятнасолеепредобразомСпасителя, гдеартослежитвтечениевсейСвятойседмицы. ЕгосохраняютвхрамевсюСветлуюседмицунааналоепредиконостасом. ВовседниСветлойседмицыпоокончанииЛитургиисартосомторжественносовершаетсякрестныйходвокругхрама. ВсубботуСветлойседмицыпозаамвонноймолитвечитаетсямолитванараздроблениеартоса, артосраздробляетсяивконцеЛитургииприцелованииКрестараздаетсянародукаксвятыня.

 

Какхранитьиприниматьартос

Частицыартоса, полученныйвхраме, благоговейнохранятсяверующимикакдуховноеврачевствоотболезнейинемощей.

Артосупотребляетсявособыхслучаях, например, вболезни, ивсегдасословами "Христосвоскресе!".

 

КакпоминаютусопшихвДниПасхи

МногиевпраздникПасхипосещаюткладбище, гденаходятсямогилыихблизких. Ксожалению, внекоторыхсемьяхсуществуеткощунственныйобычайсопровождатьэтипосещениямогилсвоихродныхдикимпьянымразгулом. Нодажете, ктоинесправляютнамогилахсвоихблизкихязыческихпьянственныхтризн, стольоскорбительныхдлявсякогохристианскогочувства, частонезнают, когдавПасхальныедниможноинужнопоминатьусопших.

Первоепоминовениеусопшихсовершаетсянавторойседмице, послеФоминавоскресенья, вовторник.

Основаниедляэтогопоминовенияслужит, соднойстороны, воспоминаниеосошествииИисусаХриставоад, соединяемоесФоминымвоскресением, асдругой - разрешениеЦерковногоУставатворитьобычноепоминовениеусопших, начинаяс Фоминапонедельника. Поэтомуразрешениюверующиеприходятнамогилысвоих ближнихсрадостнойвестьюоВоскресенииХристовом, отсюдаисамденьпоминовенияназываетсяРадоницей.

 

Какправильнопоминатьусопших

Молитвазаусопших - этосамоебольшоеиглавное, чтомыможемсделатьдлятех, ктоотошелвмириной.

Побольшомусчету, покойникненуждаетсянивгробе, нивпамятнике - всеэтоданьтрадициям, пустьиблагочестивым.

Новечноживаядушаумершегоиспытываетвеликуюпотребностьвнашейпостоянноймолитве, потомучтосамаонанеможеттворитьдобрыхдел, которымибылабывсостоянииумилостивитьБога.

Вотпочемудомашняямолитвазаблизких, молитванакладбищеумогилыусопшего - долгвсякогоправославногохристианина.

НоособеннуюпомощьпочившимоказываетпоминовениевЦеркви.

Преждечемпосетитькладбище, следуетприйтивхрамкначалуслужбы, податьзапискусименамиусопшихсродниковдляпоминовениявалтаре (лучшевсего, еслиэтобудетпоминаниенапроскомидии, когдазаусопшеговынутизособойпросфорычастичку, азатемвзнакомовенияегогреховопустятвЧашусоСвятымиДарами).

ПослеЛитургиинужноотслужитьпанихиду.

Молитвабудетдейственнее, еслипоминающийвэтотденьсампричаститсяТелаиКровиХристовой.

Оченьполезножертвоватьнацерковь, подаватьмилостынюнищимспросьбоймолитьсяобусопших.

 

Каквестисебянакладбище

Придянакладбище, надозажечьсвечку, совершитьлитию (этослововбуквальномсмыслеозначаетусиленное моление. Длясовершениячиналитииприпоминовенииусопшихнадопригласитьсвященника. Болеекраткийчин, которыйможетсовершитьимирянин, приведенв "Полномправославноммолитвословедлямирян" ивброшюре "Каквестисебянакладбище", выпущенныхнашимиздательством).

Затемприбратьмогилуилипростопомолчать, вспомнитьпокойного.

Ненужноестьилипитьнакладбище, особеннонедопустимолитьводкувмогильныйхолм - этимоскорбляетсяпамятьмертвого. Обычайоставлятьнамогилерюмкуводкиикусокхлеба "дляусопшего" являетсяпережиткомязычестваинедолженсоблюдатьсявправославныхсемьях.

Ненадооставлятьнамогилееду, лучшеотдатьеенищемуилиголодному.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!