Теоретические аспекты географии туризма



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5

1. 1 Теоретические аспекты гастрономии. 5

1. 2 Теоретические аспекты туризма. 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Теоретические аспекты гастрономии

 

Прежде чем переходить собственно к гастрономическому туризму, особенно в Самарской области, логичнее будет дать некоторые представления, как о гастрономии, так и о туризме, так и о гастрономическом туризме.  

    Гастроно́мия (от др.-греч. γαστήρ — желудок и νομός — закон, обычай) — наука, изучающая связь между культурой и пищей. Часто ошибочно относится к кулинарии, однако последняя — только небольшая часть дисциплины. Гастрономия относится к искусству (изощрённый вкус в еде, понимание тонкостей кулинарного искусства, также искусство готовить вкусные и утончённые кушанья) и социальным наукам. Также — общее название пищевых продуктов высококачественного приготовления, первоначально закусочных. Некоторые страны считаются странами высокой гастрономии (например, Франция).[1]

    Данное определение термина «гастрономия» малонаучно, что подтверждается следующим:

1. Так, в данном определении пища отделяется от культуры. Таким образом, можно задать логичный вопрос «А что же такое культура?». Принимая данное определение на веру, мы слишком далеко отходим от науки, базирующейся на логике. Культура – не нечто отдельное от пищи и иных объектов, культура – это не выхолощенная абстракция, не нечто пустое. Нет культуры, свободной от каких-либо категорий, иначе было бы нелепо использовать термин «культура питания»;

2. Весьма сомнительным является отнесение гастрономии к искусству, а не к науке, особенно, учитывая то, что к гастрономии относят тонкости кулинарного искусства, искусство приготовления сложных изысканных блюд, что очевидно, базируется на определённых знаниях о физиологии питания, гигиене, органической химии, прочих науках, и даже изощрённый вкус в еде, относимый к гастрономии, фактически является одним из аспектов эстетики – философской науки, исследующей такое ценностное мироощущение, которое, прежде всего, характеризуется категорией прекрасного и наиболее полно выражается в такой форме человеческого сознания и деятельности, как искусство[2];

3. Приведение в качестве одного единственного примера страны высокой гастрономии Франции слишком банально.

Посему более научным является следующее определение гастрономии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет гастрономию как свод всех знаний, касающихся поваренного искусства и умения пользоваться его произведениями[3]

Хотя даже здесь нужно критическое замечание, и оно заключается в том, что правильнее говорить про систему, потому как в системе, в отличие от совокупности или свода, её элементы являются взаимосвязанными: они либо централизованы и субординированны либо децентрализованы и координированы.

 

 

Теоретические аспекты туризма

 

«Имея длительную историю, туризм как социально-экономическое и духовно-культурное явление до сих пор не получил универсального, единого, повсеместно признанного и всеобъемлющего определения, да и сама наука о туризме не имеет единообразного названия, повсеместно принятого в академических и научных кругах в России и за рубежом»[4]

Однако, по всей видимости, неумение давать даже определения, объясняется лишь слабостью европейской науки и цивилизации.

Поскольку туризм – явление культуры, логично упомянуть мнение, согласно которому «Современная европейская цивилизация в плане культуры является христианской, поскольку именно христианство оказалось той формирующей силой, которая обеспечила единство культурного пространства современной Европы»[5].

Однако такое мнение весьма условно и продиктовано идеализмом некоторых, ведь сквозь всю историю Франции, столь любимой туристами, проходит чисто языческий образ Гаргантюа, а количество зачастую откровенно выдуманных святых, превосходит количество почитаемых богов в некоторых политеистических пантеонах наподобие индуистского или эллинского.

По этому поводу очень интересно писал Поньон Эдмон: «Для любого, кто его читал, Рабле — это насмешливый (несомненно, из осторожности) разрушитель всех христианских традиций. Если он сделал Гаргантюа своим знаменем, то это неспроста. Опыт и интуиция помогли ему увидеть этот бродящий по французским деревням призрак другой религии, другого видения мира, которое вот уже девять веков яростно запрещалось христианством, но все еще не хотело умирать. Так что Гаргантюа — это Гарган, сын Белена. Почему именно он, а не его отец? Потому что он был ближе, ощутимее, человечнее. Иисус тоже более понятен христианам, нежели Бог-Отец»[6]

Приведу несколько факторов, объясняющих неспособность давать определение даже основному термину науки:

1. Относительная молодость науки о туризме – за сто семьдесят шесть лет весьма трудно научиться давать определения;

2. Сильными тенденциями некоего научного сепаратизма в среде специалистов по сервису, чья сущность заключается в нежелании сотрудничества со специалистами в области иных наук.

Современный туризм зародился в XIX веке в Англии. Известна даже точная дата основания туризма – 6 июля 1841 года. В этот день англичанин Томас Кук (1808–1885) открывает первое туристское агентство. Он совершил настоящее открытие: придумал туризм – один из самых доходных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.[7]

    Пытаясь дать определение туризму, нужно знать, что «Туризм – особый вид потребления материальных и духовных благ в разнообразных путешествиях: индивидуальных, групповых самодеятельных или плановых. Участникам планово-организованных туров в местах пребывания необходимо обеспечить питание, предоставить размещение для кратковременного проживания, организовать бытовое, культурно-развлекательное и другое обслуживание»[8]

    Наиболее важным обеспечением в гастрономическом туризме является питание.

    А в случае сгастрономическом туризме, также нужно отметить то, что потребление материальных благ выходит на первый план.

    Туризм – деятельность людей, связанная с передвижением по миру.

    Это наиболее краткое определение туризма, однако, полагаю, важно давать не пространные определение, трудные для запоминания, логически малообусловленные, а наиболее понятные, ведь тогда будут хотя бы минимальные знания и понимание.

Неправильным выглядят определения, которые говорят о том, что туризм связан с передвижением за пределы своей страны, так как ясно, что привлекательные для туристов места могут находится даже в пределах одной страны, особенно такой большой как Россия и даже такой российский регион как Самарская область.

    Также неправильным будет сказать, что туризм – это деятельность туристов, так как в туристическую индустрию вовлечены не только сами путешественники, но и туристические фирмы, гостиницы, рестораны и прочие субъекты.

Теоретические аспекты географии туризма

 

Как известно, «География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим познание сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее «материнской» науки – социально-экономической (общественной) географии.»[9]

Какие бы споры не велись в среде учёных относительно самого определения географии туризма, все они солидарны с тем, что география является разделом социально-экономической географии.

Так, «География туризма – раздел социально-экономической географии, в территориальном разрезе изучает комплекс проблем, связанных с туризмом: степень пригодности территорий (районов, стран, регионов) для развития туризма с учетом его форм и сезонности; пространственно-временную избирательность в поведении туристов и формирующиеся в результате туристские потоки; размещение предприятий туристской индустрии; роль туризма в социально-экономическом развитии территорий.»[10]

 

«В развитых странах мы наблюдаем сейчас несколько типов ресторанов:

Во-первых, очень дорогие. В них кухня ориентирована на мировые достижения кулинарного искусства всего мира. Успех этих ресторанов уже предопределен хозяевами или шефами от Бога. Они олицетворяют свое предприятие. Они создают ему славу. Такие рестораны есть во всех странах мира. Их не очень много. Нередко в них рождается новое направление к кулинарной моде, ибо кулинарная мода – очень капризная барышня и очень зависима от сиюминутных вкусов. Правда, в дорогих уникальных ресторанах, как правило, хозяин и шеф сами «командуют парадом». Они привлекают благодарную публику, создавая неповторимый колорит своего детища. Они творят искусство. Сходить в такой ресторан сродни посещению престижной театральной премьеры, выставки.

Во-вторых. Небольшие семейные ресторанчики очень развиты в Западной Европе в маленьких городках. Как правило, там все друг друга знают, заходят в такой ресторан представляет собой своеобразный семейный клуб. Хозяин или хозяйка знают о своих посетителях все: их вкусы, привычки, в какое время они приходят и что просят. Даже в Москве есть такие небольшие и весьма приятные местечки, куда приходит своя публика. Атмосфера, незатейливая кухня, самые простые недорогие вина, обслуживание – все подчинено спросу постоянных посетителей.

В-третьих. Сетевые рестораны, где цены низкие, бизнес строится по законам больших корпораций. Как правило, это предприятия быстрого обслуживания с хорошо налаженной системой снабжения, с четко разработанной технологической моделью. Все подчинено тому, чтобы быстро и качественно удовлетворить массовый спрос, и рассчитано на потребителя со средним и низким доходами. Конечно, удовлетворить массовый спрос отнюдь не значит, что качество услуг, которые оказывают сетевые предприятия, низкое. Напротив. Цена, качество пищи, обслуживание, внутренний маркетинг и возможность применить знания и опыт самых разнообразных кухонь мира показывает, что за такими сетевыми предприятиями большое будущее.»[11]

В. Э. Багдасарян, описывая ресторанный сервис начала прошлого века в Российской империи, замечает следующее по поводу технологии рекламы вина тех лет:

«Одним из приёмов винной рекламы являлась информация об элитарности напитка. Высшим критерием служило указание о поставках его различным монаршим дворам. Так, на этикетке поставляемого в Россию реймсского шампанского «Шарль Гейдсин» сообщалось, что оно поставляется ко двору короля Великобритании, императора Австро-Венгрии, императора Германии, короля Швеции и Норвегии, королевы Нидерландов, герцога Саксон-Веймарского. Естественно, обывателю хотелось попробовать вина, которое пьют царственные особы»[12]

Безусловно, жителями Самарской области являются татары, калмыки, азербайджанцы и иные народы, однако большинство жителей Самарской области считают себя русскими, поэтому правильным кажется упор на русскую кулинарию, помимо остальной. Оттого важным кажется указание на список блюд русской кухни:

«К традиционным блюдам русской кухни относятся и блюда из домашней птицы:

Индейка с лимоном;

Лапша с курицей;

Цыплята в рассольнике;

Жаренный гусь с яблоками;

Утка, обложенная огурцами;

Курица в кашице;

Жаренная курица, налитая яйцами;

Потрох гусиный и утиный и др.»[13]

Однако позволю себя высказать сомнение относительно возможности привлечения туристов в Самарскую область данными блюдами.

Относительно татарской национальной кухни – кухни одного из народов, традиционно населяющих Самарскую область отмечается следующее:

«Все кушанья можно разделить на следующие виды: жидкие горячие блюда, вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (также подававшиеся на второе), печеные изделия со сладкой начинкой, подававшиеся к чаю, лакомства, напитки.

Первостепенное значение имеют жидкие горячие блюда – супы и бульоны. Готовят пельмени, вареники с различной начинкой (из творога, конопляных семян и гороха).В качестве второго блюда в традиционной татарской кухне фигурируют мясные, крупяные блюда и картофель.

Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является бэлиш, запеченный в горшке или сковороде. Готовят тутырму (представляющую собой кишку, начиненную рубленой или мелко нарезанной печенью и пшеном или рисом), кулламу (или башбармак). Из конины готовят колбасы (казылык), валят гусей и уток (каклаганказ, каклаганурдэк или тозлыказ, тозлыурдэк). Широкое распространение в татарской кухне имеют различные каши. Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий – хлеб, булочки, лепешки, пирожки, чак-чак. Традиционным татарским кушаньем является и эчпочмак (треугольник) с начинкой из жирного мяса и лука. Из напитков наиболее старинным является айран, получаемый путем разбавления катыка холодной водой. Татары издавна употребляют также квас из ржанной муки и солода»[14]

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!