Вопрос: «О необходимости чтения суры аль-Фатиха, соблюдая порядок аятов, без ошибок и не менять смысл при чтении»



Nbsp;       حكم القراءة بفاتحة الكتاب

Вопрос: «Каково постановление чтения суры аль-Фатиха в намазе?»

 

Ответ:

В этом вопросе два мнения:

Первое мнение, и это мнение принадлежит большинству учёных, они считают, то что чтения суры аль-Фатиха в намазе, является столпом намаза (то есть, это значит, что если человек не прочтёт суру аль-Фатиха намеренно, или позабывчивости, или прочитал но не полностью, или изменил смысл суры, то такой намаз недействителен), и в довод привели хадис 'Убады ибн Сомита, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал суру открывающую Писание»[1]

Второе мнение, этого мнения придеживался абу ханифа - то что достаточно в намазе прочитать хотя бы любой аят из Корана (то есть, не обязательно читать суру аль-Фатиха, можно любой аят из Корана), и это один из риваятов имама Ахмада который противоречит известному риваяту от него (то есть от имама Ахмада). И в довод они привели слова Аллаха:
«Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». (73:20)

И также слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал тому, кто плохо совершил свой намаз:

«а затем прочитай то, что тебе легко из Корана»

И ответить на эти два довода можно следующим образом:

1) Что касается хадиса, то в некоторых риваятах пришло: «а затем прочитай суру аль-Фатиха, а также то, что пожелал Всевышний Аллах, чтобы ты прочитал»

2) Что касается этого аята, то он общий, разъяснен частными доводами (то есть хадисом 'Убады ибн Сомита)

И поэтому, правильное мнение в этом вопросе является мнение большинства учёных.

А Аллах знает лучше

Смотреть: аль-Мугъни, 2/146, аль-Маджму'а, 3/327
_____________________________________
هل تجب قراءة الفاتحة في كل ركعة


2) Вопрос: «Обязательно ли читать суру аль-Фатиха в каждом ракаате?»

 

Ответ:
(вопрос важен, так как в хадисе 'Убады ибн Сомита не сказано о том, что нужно читать суру аль-Фатиха в каждом ракаате, но сказано: "не совершил молитву тот, кто не прочитал суру аль-Фатиха" отсюда получается, если человек один раз прочёл, то достаточно ли?)

В этом вопросе есть четыре мнения:

Первое мнение, большинство учёных считают, что чтение суры аль-Фатиха является обязательным в каждом ракаате. В довод привели хадис о том, кто плохо совершил свой намаз, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал этому человеку:

«А потом делай так, во всём твоём намазе» (то есть, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил ему как нужно делать один ракаат, а потом сказал чтоб дальше так и поступалв каждом ракаате)

Второе мнение, этого мнения придерживался имам ан-Наха'и, а также Суфьян ас-Саури, и Абу Ханифа, то что сура аль-Фатиха не является обязательной, кроме как в первых двух ракаатах, потому что передаётся от 'Али ибн Аби Толиба (да будет доволен им Аллах), то что он сказал:

«Читай суру аль-Фатиха в первых двух ракаатах, а в остальных двух ракаатах делай тасбих».[2]

Также это одно из мнений имама Ахмада, который противоречит известному мнению от него в его мазхабе.

Третье мнение, передаётся от Хасана аль-Басри, то что он сказал:

"Если человек, прочитает хотя бы в одном ракаате суру аль-Фатиха, то этого будет достаточно, а в остальных не обязательно, потому что Аллах сказал:

«Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (73:20)

Четвертое мнение, сказал имам Малик:

«Если человек прочитал хотя бы в трех ракаатах из четырёх, тогда этого достаточно, потому что это большая часть намаза»

 Итог вопроса:

Более верное мнение в этом вопросе, это первое мнение. Если человек не прочтёт суру аль-Фатиха хотя бы в одном из ракаатов намаза, то его намаз является недействительным, и довод на это хадис о человеке, который плохо помолился.

А Аллах знает лучше

Смотреть: аль-Мугъни, 2/156-157, аль-Маджму'а, 3/361

_____________________________________
قراءة المؤمون للفاتحة


3) Вопрос: «Должен ли читать суру аль-Фатиха тот, кто совершает намаз за имамом?»

 

Ответ:
В этом вопросе три мнения
1) мнение: первое мнение заключается в том, что тот кто стоит за имамом (т.е ма'мум), вообще ничего не должен читать (т.е во всех пяти намазов в джамаате, ма'мум вообще ничего не должен читать). При этом без разницы, будь это тот намаз, где читается в слух (т.е магъриб, 'иша, фаджр), или же это тот намаз, где читается про себя (т.е зухр и 'аср).

В довод они привели хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «тот, у кого есть имам, то чтение имама засчитывается как чтение за него»[3]

И ибн уль-Мунзир передал, что это мнение Саура, а также Суфьяна ибн 'Уйейны, а также целой группы учёных Куфы, и это мазхаб Абу Ханифы.

2) мнение: тот, который стоит за имамом, должен читать аль-Фатиху только в тех намазах, в которых читается про себя (как зухр и 'аср), но не должен читать аль-Фатиху в тех намазах, в которых читается в слух (как магъриб, 'иша, фаджр).


И в довод они привели Слова Аллаха
:

وإذا قرئ القرآن فاستمعوا له وأنصتوا لعلكم ترحمون

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют». (7:204) - опираясь на слова Аллаха: «и храните молчание...»

И ибн уль-Мунзир передал, что это мнение имама аз-Зухри, имама Малика, имама Ахмада и Исхакъа.

3) мнение: тот, который стоит за имамом, должен читать суру аль-Фатиха в каждом намазе, без разницы, будь это намаз где читают в слух или про себя.

И ибн уль-Мунзир передал, что это мнение Ибн 'Ауна, аль-Ауза'и, Аби Саура, и приверженцев шафи'итского мазхаба, и это мазхаб имама аль-Бухари.

Итог вопроса:


Верным мнением является - мнение последнее. Потому что на него указывают хадисы данной главы.

Что касается первого мнения, то их довод является очень слабым.

Что касается второго мнения, то их довод, это общие слова Аллаха, и не касаются только положения намаза.

А Аллах знает лучше

Смотреть: аль-Аусат, 3/102-108, аль-Маджму'а, 3/365, аль-Мугъни, 2/163.
_____________________________________
قراءة الفاتحة مرتبة غير ملحون بها

Вопрос: «О необходимости чтения суры аль-Фатиха, соблюдая порядок аятов, без ошибок и не менять смысл при чтении»

Ответ:

Сказал ибн Къудама аль-Ханбали (да помилует его Аллах):

«Тот, который читает суру аль-Фатиха, обязан читать по порядку соблюдая ташдиды (удвоение), также не должен допускать такие ошибки, которые меняют смысл предложения.

Если же человек прочитал суру аль-Фатиха не по порядку (перепутал порядок аятов), и не удвоил там где нужно удвоить, или совершил ошибку которая меняет смысл суры, как например: вместоإِيَّاكَ - Иййака, он прочиталإِيَّاكِ - Иййаки

(то есть, раб Аллаха в намазе обратился к Аллаху в женской форме а'узубиЛлях)

Или вместо: أَنْعَمْتَ - Ан'амта, он прочиталأَنْعَمْتُ - Ан'амту

(то есть, смысл получается другой из-за одной огласовки: не Аллах облагодетельствовал , а я облагодетельствовал а'узубиЛлях)

Или же например поставил огласовку фатха, не сказал: اهْدِنَا - Иhдинаа, а сказал: اهْدِنَا - Аhдинаа

(когда раб Аллаха в намазе говорит "иhдинаа" это означает "веди нас прямым путем", а "аhдинаа" означает "подари нам подарок")

То такое чтение суры аль-Фатиха является недействительным (и такой намаз является недействительным), кроме как, если он не может читать по другому кроме как так (например шипилявит человек, или проблемы с произношением, или преклонный возраст даёт о себе знать и т.д), то тогда от него принимается.

Примерно эти же слова упомянул Къады в книге "аль-Муджаррад", и это мнение имама аш-Шафи'и».

 


Сказал Шейх уль-Ислям ибну Таймийа (да помилует его Аллах):

«Большинство мусульман, как из числа простонародья и учёных, читают суру аль-Фатиха правильным образом, потому что лёгкие ошибки в суре аль-Фатиха, а также ошибки которые не меняют смысл суры аль-Фатиха - не делают намаз недействительным».

А Аллах знает лучше


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 754; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!