Свойства ощущений.Ощущения обладают следующими свойствами.



 

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

 

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

 

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

 

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора. Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

 

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

 

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

 

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

МеханизмыОсновная часть каждого органа чувств, окончания чувствующего нерва, — рецепторы (от лат. receptor — принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Ощуще­ние — акт перехода внешнего воздействия и факт сознания.

 

2. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения де­лятся на три группы:

 

♦ к первой группе относятся ощущения, связанные с рецепторами, находящимися па поверхности тела, — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; это экстерорецептивные ощу­щения;

 

♦ ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения; они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения);

 

♦ к третьей группе относятся кинеетезнческие (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мыш­цах, связках и вестибулярном аппарате; это — проприорецептивные ощущения (от лат. propnus - собственный), ощущения соб­ственных движений и пространственного положения тела.

 

В зависимости от разновидности анализатора различаются следу­ющие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические, болевые.

 

Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.

 

Общие психофизиологические закономерности ощущений

 

Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущении подчинены общим психофизиоло­гическим закономерностям. К ним относятся:

 

♦ пороги чувствительности;

 

♦ адаптация;

 

♦ сенсибилизация;

 

♦ контраст ощущений;

 

♦ синестезия.

Восприятие (виды, свойства). Ошибки восприятия.

Восприятие – познавательный процесс, целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В результате процесса восприятия появляются образы предметов и явлений окружающего мира.

Восприятия отличаются от ощущений целым набором признаков.

 

1. Способностью воспринимать мир в виде образов наделен только человек и высшие животные, в то время как способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой.

 

2. Итогом возникновения ощущения является определенное единичное ощущение (цвет, громкость, холод и пр.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных, взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

 

3. В большинстве случаев, чтобы образ восприятия сформировался, необходимо исследовать предмет (рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус и пр.). Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

 

4. Для возникновения ощущения достаточно работы одного анализатора, восприятие же возникает в результате деятельности нескольких анализаторных систем.

 

5. В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством восприятия всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Виды восприятия. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое, вкусовое, ольфакторное (обонятельное) восприятие. Помимо указанных, выделяют также: восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движений.

Восприятие времени – это восприятие длительности и последовательности явлений и событий. Механизм восприятия времени остается неизвестным. Доказано, что в восприятии времени большое значение имеет висцеральная чувствительность.

 

Один и тот же временной интервал, в зависимости от содержания деятельности, воспринимается по-разному. Если событий много и они интересны, то время течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, то время тянется медленно. При вспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями, – как короткие.

 

На оценке времени сказываются также эмоциональные переживания личности: время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

 

Восприятие времени зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Одни люди склонны переоценивать длительность событий, а другие – недооценивать.

 

Восприятие пространства – это отражение величины, формы, объемности и удаленности предметов. В восприятии пространства важную роль играют зрительные, кинестетические и тактильные ощущениям.

 

На определение удаленности предметов в пространстве влияет взаиморасположении светотеней. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

 

Способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя называется глазомером.

 

Восприятие движений – очень сложный процесс, природа которого не вполне ясна. Известно, что в восприятии движений большое значение имеют прослеживающие движения глаз.

 

Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Стробоскопический эффект используется в мультипликационных фильмах.

 

Свойства восприятия.Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией. Апперцепция обеспечивает субъективность восприятия: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п.

 

Целостность восприятия выражается в том, что любой объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть предмета).

 

Константность – это способность воспринимать предметы относительно постоянными по цвету, форме и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

 

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый объект мы относим к определенному классу и обозначаем словом-понятием. Например, карандаш может быть разным по цвету, длинным или коротким, в деревянном или пластиковом корпусе, косметическим или чертежным, твердым или мягким и т.д., но мы все воспринимаем его как карандаш, потому что он наделен признаками, соответствующими классу «карандашей».

 

Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

 

Описанные свойства восприятия не присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!