Политико-правовые взгляды Дж.Ст. Милля



Эпоха.

Англия XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 - 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами).

Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) (сын Джеймса Милля, сподвижника Бентама; вырос в атмосфере утилитаризма; разочарование в утилитаризме Бентама и своего отца; обратился к романтическому консерватизм, идеям сен-симонистов и Огюста Конта).

«Принципы политической экономии» (осуждает систему частной собственности и наемного труда, порождающую зависимость рабочих от капиталистов и вражду между ними).

«Утилитаризм», «Автобиография».

«О свободе», «Мысли о парламентской реформе», «Представительное правление» (политические сочинения).

Особенности теории.

В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.

Противник классового понимания социализма (классовый интерес и подход считал эгоистическим; его путь - пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание; судьба социализма зависит не от объективно обусловленных классовых интересов, а от воли и желания людей - субъективная социология).

Социализм - далекий идеал (непосредственная задача - смягчение неравенства, внедрение противоположной тенденции; отвергал социалистические теории, делавшие ставку на классовую борьбу, ненависть и насилие; его путь - реформы; отошел от системы экономического либерализма).

Конституционные взгляды (привлечение внимания к возможным отрицательным последствиям демократии; озабочен соотношением свободы и демократии - шаг вперед в развитии идей либерализма).

Индивидуальная свобода - право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Три сферы личной свободы:

1) свобода совести в широком смысле слова (свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов; предполагается возможность выражать и распространять свои идеи);

2) свобода выбора в преследовании определенной цели (свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению);

3) свобода объединения с другими индивидами (возможность действовать с ними сообща для достижения определенной цели).

Особенность подхода (стремится уберечь личность от тирании государственной власти и общества (последняя страшнее всякой политической тирании); опасное усиление общества за счет личности; задача - оградить индивидуальность, основу всякого прогресса, от господства коллективной посредственности).

Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам (в то же время предостерегает от опасностей представительного правления - снижение качества власти и тирания большинства).

Расширение парламентского представительства приводит к тому, что власть попадает в руки людей все более низкого уровня развития (правительства посредственности - посредственные правительства).

Истинная демократия - правление всего народа (на деле сводится к правлению большинства - нарушается равенство в пользу господствующего класса, получающего возможность проводить эгоистическое, классовое законодательство; если станет править рабочий класс - также окажется ложной демократией, которая приведет к новому варианту эгоистического, классового законодательства).

Обеспечение действительно пропорционального представительства (проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 Т. Хэйром - делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства; каждый кандидат, набравший минимальную норму, должен получить место в парламенте; голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе; подсчет осуществляет единая избирательная комиссия в масштабах всей страны; чтобы голоса не пропадали, избиратель может указывать в бюллетене несколько имен кандидатов, обозначая порядок предпочтения; если кандидат уже набрал необходимое количество голосов, голос переходит ко второму кандидату и т.д.).

Для обеспечения прав меньшинства готов пойти на нарушение принципа равенства (считал разумным, чтобы люди, по интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом; пока не установлен образовательный ценз допускает сохранение имущественного ценза (люди состоятельные отличаются более высоким уровнем культуры); привилегии образованных кругов должны быть весомыми, чтобы исключить классовое законодательство большинства, но не достигают масштабов, которые бы позволили меньшинству использовать законодательство исключительно к своей выгоде).

Решение конституционных вопросов (упразднение палаты лордов; основа разумного государственного строя - сочетание демократии с эффективной и подлежащей контролю представительных органов и общественного мнения бюрократией; судьи и чиновники подбираются на основе конкурсных экзаменов).

Внес существенный вклад в развитие либеральной демократии (стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности и терпимости; хотел создать учение, которое объединило бы рабочих и капиталистов, консерваторов и либералов).

Стремился выйти за рамки либерализма и в социальном плане (начал переориентацию либерализма в социалистическом направлении, которая привела впоследствии к образованию первых социалистических групп и движений, сплотившихся позже в лейбористскую партию).

 

Сократ о государстве и праве

Сократ, 469-399 гг. до н.э., - один из самых интересных фигур в духовной истории человечества, с именем которого связано возникновение моральной философии.Сократ излагал свои взгляды исключительно в устной форме. О них можно узнать только из тех сочинений его учеников и современников, которые сохранились, - это, прежде всего, Платон и Ксенофонт. Обсуждение моральных и политико-правовых проблем Сократ поднял на уровень логических определений и понятий, закладывая этим основы собственного теоретического исследования в данной области. Моральная организация полисного жизнь так же невозможна без законов, как невозможны и законы вне полисом: законы, в трактовке Сократа, и является основой полису. Сократ, как и софисты, различает естественное право и право писаное. Но это отличие не превращает их в противоположность, как это имело место в трактовке софистов. И неписаные божьи законы, и писаные человеческие законы имеют целью, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но, по сути, тождественна с ней. Сократ - убежденный сторонник такого устройства государства-полиса, при котором безусловно господствуют справедливые по своей природе законы. Настоятельно пропагандируя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим и единомыслие граждан, без чего, на его взгляд, ни дом не может хорошо стоять, ни государство руководствоваться. При этом, под "единомыслие" он подразумевает преданность и подчинение членов полиса законам, а не унификации вкусов, мнений и взглядов людей.

Принцип законности Сократ использовал, как базисный критерий при классификации и характеристике различных форм государственного устройства и правления. Власть, основанную на воле народа и на государственных законах, он называл царством, а власть против воли народа и такую, которая основывается не на законах, а на произволе правителя, назвал тиранией. Если правление осуществляется людьми, которые выполняют законы, то такое устройство он называл аристократией, если же власть происходит от богатства - плутократию, если от воли всех - демократией. Судя по платоновского диалога "Критон", Сократ первым в истории европейской политической и правовой мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его членами (гражданами). Любой гражданин, достигший совершеннолетия, поясняет Сократ, может, согласно закону, без всяких препятствий покинуть государство, если его порядки ему не нравятся, и отправиться куда ему хочется - либо в колонию государства, или в другое государство. Принятие гражданства, таким образом, - добровольное. Поэтому те граждане, которые остаются в этом полисе, как его члены, фактически соглашаются выполнять все веления государства и его органов. Гражданин государства, остающийся, согласно Сократу, должен либо убеждением и другими правомерными, ненасильственными средствами избежать возможности несправедливых решений и мер законных органов полиса и должностных лиц, или выполнять их.

С господством разумных и справедливых законов Сократ связывает саму возможность политической свободы. И, говоря об обязанностях индивида перед полисом, он имел в виду законные обязанности свободных и равных граждан в условиях разумно и справедливо упорядоченного полиса. Только таким путем может быть достигнута, по мнению Сократа, свобода - "прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства".

Влияние Сократа наибольшей степени проявляется в таких высших достижениях греческой политической мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!