Учение о политике Н. Макиавелли



Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи

Ренессанса. Основные сочинения - ≪Государь≫, ≪Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия≫ и др. Макиавелли говорит о наличии объективной исторической необходимости, судьбе. Но она не абсолютна. Остается место в истории и личной энергии отдельного человека - воле, доблести, предприимчивости. Он не ищет идеального устройства государства. Важнее практиче-

ские средства управления им. Люди по природе своей злы и порочны. Полагающийся на доброту людей падет жертвой корысти, обмана, предательства. Хороший правитель преследует общее благо. Достижение последнего оправдывает любые средства. Если добром нельзя достичь данной цели, оно должно быть отброшено.

По Макиавелли, церковь должна служить интересам государства, народа. Проповедь христианством смирения обессиливает человека. Постулатам традиционных религий и морали не следует придавать никакого значения. Они не в состоянии содействовать

усилению благоустройства общества.

Государство - это целостная структура. Оно образовано подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и скреплено политической властью. В догосударственном состоянии люди жили, подобно животным. Затем они объединились и сделали

самого достойного своим главой. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Со временем представления об идеальном государе меняются. Подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.

Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись. В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:

1)единовластие, правление немногих;

2)правление всего народа.

В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы:

1) монархию;

2) олигархию;

3) демократию.

Все три относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересам и государства.

Макиавелли вырисовывает идеал из синтеза существующих форм государственности. Республика должна явиться результатом согласования всех трех государственных форм. Интересы правителя и народа должны находиться в согласии. Тогда можно вести речь о благе государства. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон

защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.

Сущность республиканского строя лежит в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.

Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.

 

Боден и его учение о государстве

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть не может сохраняться в качестве верховной силы. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!