Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы



Томас Мор (1478-1535) - английский юрист, философ и политический деятель. С1529 по 1532 г. Занимал пост лорда-канцлера (казнен по приказу Генриха VIII). Главное произведение - ≪Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия≫. От ≪Утопии≫ берет свое название и сам термин ≪утопизм≫. С его помощью обозначают нереальные социальные проекты по улучшению общества. В широкомь смысле утопическими называют любые нереальные идеи

и мечты. Само слово ≪утопия≫ переводится с греческого как ≪место, которого нет≫. В первой части своей книги Мор делает обзор социального положения сословий в Англии. Это обезземеливание крестьянства, политика огораживаний. Во второй части он в радужных красках

описывает, как счастлива жизнь на острове Утопия. Там нет частной собственности; все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает шести часов), денег нет вообще.

По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику. Она состоит из 54 городов, представители которых заседают в сенате. В каждом из городов проживает около 6 тыс. семей. Все государственные должности в Утопии выборные. Наиболее важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые ре- лигии и секты. Вне закона находится лишь религиозный фанатизм. Атеизм не приветствуется: безбожие нельзя пропагандировать.

Главная задача должностных лиц состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время - совершает полезные для общества работы.

Мор не является апологетом индивидуальной свободы. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.

Другой утопист, итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639) изложил свои взгляды в произведении ≪Город солнца≫. Он рисует образ общества без частной собственности. Здесь каждый работает в соответствии со своими природными задатками, труд также в почете. Забота по воспитанию и образованию в городе солнца связаны с производительным трудом. Все это организуется и регулируется государством. Город солнца - совершенное государство. В нем

господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это - подчеркнуто социально однородное общество. Оно исповедует простую и рационализированную религию и ведет общинный образ жизни. В нем отсутствуют частная собственность и семья. Детей

воспитывает государство. Всеобщий обязательный четырехчасовой труд гарантирует изобилие.

Хозяйственной единицей в городе солнца является не семья, а мастерская или бригада. Кампанелла возражает против применения рабского труда.

Но жизнь в городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии.

Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

 

 

Политико-правовые идеи раннего христианства

Эпоха.

I в. н.э. глубокий кризис Римской империи; восстания покоренных народов; иудейская война; в Риме разлад, распущенность и моральная опустошенность верхов; возникновение религиозных сект (одна из них - христианство).

Христианство выделилось из иудаизма (иудаизм - первая монотеистическая религия, в которой сочетались традиции древних племен, жертвоприношения, насилие, жестокость и поиски нового в духовной и нравственной сферах).

Библия (история целенаправленна, суть ее - установления Царства Божьего на земле, вознаграждение за добрые дела, воскрешение праведников).

Новый завет - главный источник политической мысли раннего христианства (4 Евангелия (от Матфея, марка, Луки, Иоанна), книга Деяний апостолов, 21 послание апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)).

Христианство - результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества (Иисус призывает отрешиться от ценностей этого общества (от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасения души).

Программа и суть христианства - не преобразование мира, а спасение души (тело и все зримое, осязаемое - низшая, бренная часть нашего существования; душа нетленна и надо о ней заботиться) (все слова Иисуса и апостолов надо воспринимать в духовном смысле).

Не призывая к сопротивлению, раннее христианство находилось в оппозиции к режиму (воспринималось властями враждебно; повсеместно осуществлялись преследования христиан).

Христианство возникло как негосударственная религия (провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий).

Христиане объединялись в товарищества, общины, где вели жизнь по обычая, противоположным римским (общность имущества; всеобщая обязанность трудиться; распределение по труду или по потребности - христианский коммунизм (замкнут в религиозных общинах, носит в основном потребительский и распределительный характер); осуждение богатства).

Связь христианских общин (по мере распространения становились как бы государством в государстве; не боролись с империей, но стремились отгородиться от нее, решать дела без ее вмешательства).

Со временем общины обрастали хозяйствами (складывалась иерархизированная и централизованная организация; появились мирские интересы; началось вырождение церкви; главной целью становится расширение влияния церкви; она врастает в государство, налаживает с ним отношения).

Принцип покорности властям (послания апостолов (особенно Павел) - открытие пути для легитимации и последующему превращению христианства в господствующую религию) (гонимая церковь стала господствующей; появились интерес, расчет и корысть).

Проблема соотношения духовной и светской власти (тело подчиняется земной власти, душа - церковной; неизбежны конфликты; слабость светской власти толкала церковь к провозглашению своего верховенства).

Происхождение государства.

Христианство доминировало в европейской политической мысли более тысячелетия (способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей; греко-римская рационалистическая традиция была им вытеснена; религиозная мифология (создание мира из ничего, всякая власть от Бога, государство - результат грехов людских) заменила попытки анализа естественного и исторического процесса).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Создание внегосударственной общины верующих (проблема политической обязанности - подчиняться ли распоряжениям властей, если они несправедливы; большинство склонялись к повиновению, но не беспредельному; в разделении властей заложена основа сопротивления).

Особенности теории.

Христианство выдвинуло ряд новых идей (главная - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской (личность не принадлежит всецело государству; у человека появилось право на бессмертие)).

Христианство содействовало гуманизации политической мысли (идеи нравственной ответственности; призывы к милосердию и любви; равенство всех народов и социальных групп; уважение к физическому труду; но пренебрежение к проблемам этого мира (на первом плане спасение души)).

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!