Эсхатологические представления египтян. Посмертный суд.



Мысли о смерти и воскресении составляли ось всей религиозной и общественной жизни древних египтян; это важнейшая, центральная идея, которая существовала в неизменном виде на протяжении тысячелетий.

 Основным источником информации о древнеегипетской доктрине воскресения и посмертной жизни является большое собрание религиозных заупокойных текстов, написанных на свитках папируса или высеченных на стенах гробниц, пирамид и саркофагов и известное под общим названием "Книги Мертвых". Различные редакции сочинений охватывают период более чем в пять тысяч лет. В них отражены сокровенные верования, возвышенные идеалы и благородные устремления египтян.

К концу правления IV династии сложились общие представления о суде над мертвыми, согласно которым после смерти каждая душа предстает перед Осирисом, где сердце человека, как наиболее осведомленное о его земной жизни, взвешивалось на весах. Помимо Осириса и иных богов его цикла, на суде присутствовали существа, именуемые Шенит, которые, как полагали египтяне, контролировали поступки и деяния человека. Один из богов должен был наблюдать за весами во время взвешивания. Кроме того, враги умершего могли открыть на суде неблагоприятные для него факты.

Сначала усопший произносил молитву своему сердцу о заступничестве, а также гимны и восхваления Осирису и Ра, после чего вступал в преддверие Чертога Маат ("Чертога двух Истин"), на пороге которого умершего встречали Исида и Нефтида, олицетворявшие идею чистоты и справедливости. Чертог Маат считался, главным образом, местом пребывания 42 богов-Шенит, каждого из которых усопший поочередно называл по имени и объявлял, что не совершал определенного греха. Вкратце содержание его обращения, называемого "Исповедью Отрицания" сводилось к тому, что умерший никогда не проклинал Бога, не презирал бога города, не проклинал фараона; не совершал ни кражи, ни убийства, ни супружеской измены, ни актов содомии и пр.

C целью испытания правдивости исповеди, произнесенной только что умершим, проводилось взвешивания его сердца, для чего в Чертоге Маат были установлены весы, увенчанные либо пером Маат, либо головой шакала - животного, посвященного Анубису, либо головой ибиса - птицы, посвященной Тоту. На одну чашу весов помещалось перо Маат - символ истины и закона, на другую - сердце умершего. Возле весов в коленопреклоненной позе стоял, поддерживая правой рукой их стрелку, Анубис, а за ним - Тот, готовый записать результаты взвешивания. Возле него сидело чудовище Ам-мит, "Пожиратель мертвых", представляющий собой ужасное сочетание крокодила, льва и гиппопотама, ожидая момента, когда ему будет дозволено съесть сердце усопшего, если боги сочтут его недостойным.

Те умершие, чьи сердца уравновешивали перо Маат, то есть оказывались праведными и безгрешными.

Основные источники для изучения религиозных представлений древних египтян.

Касательно истории и, естественно, культуры древнего Египта, колоссальное количество информации ученые получили благодаря именно письменным источникам. Как только удалось расшифровать особенности и главные секреты иероглифической письменности, египтологам открылись несметные сокровища данных.

Важнейшим источником информации по додинастическому периоду стала летопись, созданная на камне (крупной плите), а записи со стен храма в Карнаке поведали об истории величественного царствования Тутмоса III. Жрец Манефон, написавший свой великолепный труд на греческом, пользовался оригинальными египетскими архивами и описал в подробностях историю государства с древнейших времен.

Среди архивов настоящих документов самым древним подлинником является огромный комплект бумаг, обнаруженный в храме фараона Нефериркара, правившего в XXIV в. до н. э. В архиве обнаружили описи имущества, расписание храмового персонала, документы по выдаче продуктов питания и различных вещей со складов. Указы фараонов Древнего царства о выделении храмов и наделении их особыми привилегиями, перекрестно подтверждают вышеуказанную информацию.

Благодаря подробным описаниям жизни всех слове населения и многочисленным изображениям быта вельмож, удалось составить списки профессий тех времен и разобраться в социальной иерархии населения. Известно, что занимавшие наиболее выгодные и высокие посты при дворе, различные вельможи благополучно управляли народом из главного города и на территории конкретных административных единиц, в так называемых номах. Обычно, в состав типичной семьи богачей входили супруга и дети, родные сестры и братья, более отдаленные родственники и просто многочисленные домочадцы. Высокопоставленных чиновников всегда обслуживали личные слуги, среди которых могли быть музыканты и певцы, танцовщицы, кравчие, бдительные телохранители и внимательные парикмахеры. Кроме привычных и распространенных бытовых профессий, значимой по тем временам была должность опахалоносца. Примечательно, кстати, что огромное хозяйство любого вельможи могло состоять из крупной, основной усадьбы и многочисленных других владений, таких как поселения и дворы. Подобное хозяйство запросто могло быть рассредоточено по всей стране и это совершенно не мешало чиновнику управлять поместьями. Согласно основным документальным источникам в древнем Египте уже существовали такие профессии, как надсмотрщик, административный учетчик, хранитель документов. При отсутствии на владельца, делами занимался управляющий, в то время как земледельцы, пастухи и даже рыболовы с птичниками были обычными наемными работниками. Привычные нам понятия огородника и садовника, пекаря и пивовара тоже зародились в глубокой древности, а предшественниками обувщиков тогда были сандальщики. Люди искусства осваивали творческие профессии и жили благодаря официально получаемым доходам.

Воссоздать историю, подробности жизни и роста культуры в древнем Египте помог один из действительно богатейших архивов, найденных при раскопках столица Эхнатона. Более 350 документов на международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н.э. (аккадском) были написаны клинописью и довольно неплохо сохранились до наших дней.

В гробнице одного из визирей фараона Тутмоса III, ученые обнаружили подробную инструкцию всех служебных обязанностей верховного советника. Кроме того, в документе приведены очень редкие и ценные данные о работе государственного центрального аппарата эпохи XVIII династии.

 

Кроме перечисленных источников, сохранились и иные документальные материалы, такие как лаконичные надписи на большинстве царских печатей, подробности переписи населения и регулярного обмера земель, подробный список заключенных из фиванской тюрьмы, уникальные юридические документы на оформление купли-продажи имущества, земель и рабов, а также секретные протоколы допросов и простые строительные надписи. Естественно, для египтологов многочисленные документальные и архитектурные данные, это прочная, неподдельная и надежная основа для детального восстановления всей египетской истории.

 

Литература


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!