Проблема человека в древнеегипетской религии.



Религия Древнего Египта

1. Представление о Боге в Древнем Египте.

2. Египетская космогония.

3. Проблема человека в древнеегипетской религии.

4. Эсхатологические представления египтян. Посмертный суд.

5. Основные источники для изучения религиозных представлений древних египтян.

Представление о Боге в Древнем Египте Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др. Первоначально в Религии Древнего Египта, египтяне представляли себе богов в виде птиц и зверей. Это было связано с тем, что вера в богов возникла у египтян еще тогда, когда охота являлась их главным занятием. Позднее, когда охота потеряла свое прежнее значение, египтяне по-прежнему изображали богов с головой животного или птицы, но уже с человеческим телом. С началом земледелия египтяне оказались в большей зависимости от природы, влияющей на урожай, поэтому у них появились и стали почитаться бог солнца Ра, божества земли, неба, луны. Египтяне приписывали богу Ра создание земли, людей, животных и растений. Особым почитанием пользовался Нил, считавшийся божеством. От разливов Нила зависела жизнь страны.  По всему Египту было широко распространено почитание бога растительности Осириса и его жены Исиды. Согласно распространенному среди египтян сказанию, Осирис был сыном бога земли и богини неба; он научил, люден земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса и бросил гроб с его телом в Нил. Исида скрылась в болотах дельты. Там у нее родился сын Гор, который вступил с Сетом в борьбу и победил его. И тогда Осирис воскрес. Египтяне чествовали Осириса, празднуя воскресение растительности, ее ежегодный расцвет. Сказание об Осирисе было попыткой объяснить ежегодное умирание и оживление трав и растений. По представлению египтян, воскресший Осирис стал царем подземного царства. Это царство они представляли себе таким же Египтом, только более плодородным. Среди широких, перерезанных каналами полей, засеянных пшеницей, протекал подземный Нил, по которому в лодках проплывали луна, солнце и звезды. С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя. Царь при жизни считается и именуется Гором, умерший фараон почитается как бессмертный Осирис. Египетская космогония Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов — созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепций являлась только идея об изначальном Хаосе. Локальные божества — покровители городов или номов — считались творцами мира только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно отождествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всей стране. Гелиопольская космогония В начале был Хаос бог Атум создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм. Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.  Атум  изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и изрыгнул Тефнут, богиню мирового порядка. Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма, — и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. На  поиски Шу иТефнутАтум послал своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».  Атум отправил на поиски детей правое Око — Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое — Луну. Старое Око тем временем разыскало Шу иТефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слезы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей. Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию — быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей (египетск.  иарт). В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Бену Мемфисская космогония Первоначальное название города — Хет-Ка-Пта — «Дом ("души") Ка (бога) Птаха», по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом «Айгюптос». С VI династии город получил название Меннефер («Прекрасная обитель»), которое звучало по-коптски «Менфе» и трансформировалось греками в Мемфис. В начале был безжизненный Океан Нун и бог Птах, состоящий из земли. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анх», затем — творческую силу будущих небожителей.  Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, — но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. Египятне почитают его как покровителя искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена — грозная богиня-львица Сохмет и их сын — бог растительности Нефертум. Гермопольская космогония Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут — по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. Город Унут получает название Хемену — «Восемь», «Восьмёрка» — в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов.Важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом — отсюда греческое название города. В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы — четыре пары божеств, олицетворяющих стихии,  имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары — богини со змеиными головами. Боги плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм — «Огненный остров». И там, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри. По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса, выросшем на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слез, упавших на Холм, возникли люди; впоследствии на Холме возник город Гермополь. Эта версия получила распространение во всём Египте. Фиванская космогония Фивы были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств.До выдвижения Фив как политического центра. Амон, Владыка Земли, создал сам себя, выделившись из начальных вод, а потом из самого себя Амон сотворил все сущее: из его глаз появились люди, а из уст — боги, он научил людей строить города, древнейшим из которых стали, конечно же, Фивы. Воды и суша Фив были объявлены «первозданными», а сами Фивы, естественно, были провозглашены центром творения
   
   

Проблема человека в древнеегипетской религии.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!