Условия возникновения и развития учения Р. Оуэна



В отличие от А.Сен-Симона и Ш.Фурье, английский мыслитель Роберт Оуэн выступил уже в период зрелой промышленной революции, вызывавшей обострение классовых конфликтов пролетариата и буржуазии. Эти обстоятельства, а также ряд фактов биографического порядка обусловили специфику его реформаторских положений. В 1817 г. он проводил публичные собрания, где разъясняет слушателям, что достаточно отказаться от раздоров и соперничества, объединить усилия и собственность, как мир превратится в подлинный рай. Он написал письмо «Дальнейшее развитие плана помощи бедным и эмансипация человечества», разослал его в лондонские газеты. На своей фабрике в Нью-Лэнарке (Англии) он обеспечил охрану труда, соревнование и поощрение передовиков, вечернюю школу для взрослых, детский сад, школу и клуб для детей работников, что позволило ему изменить жизнь людей и их отношение друг к другу и к работе. Не удовлетворившись социальным экспериментом на своей фабрике и рабочем поселке в Нью-Лэнарке, он покупает землю в США, создает там колонию «Новая гармония», приглашает туда поселенцев для создания ячейки коммунистического общества. Проект получил отклик в мире, но окончился неудачей. Р.Оуэн вместе со своими сыновьями истратил все свои сбережения. Затем Р.Оуэн участвовал в создании кооперативного движения рабочих.

8. Р.Оуэн о революции в сознании человека:

• Концепция характера человека. Характер человека – результат взаимодействия природы индивида и окружающей его социальной среды. Учение о характере открывает истинный путь к справедливому обществу.
• Решающая роль социальной среды в формировании характера индивида и характеров общественных классов. Если сознание и судьбы людей формирует среда, т.е. капиталистические отношения, они как раз и ответственны за темноту и невежество масс, нравы, дух алчности и ненависти. Об этом уже писали французские материалисты, но Оуэн доказал это на эксперименте.
• Отрицание частной собственности. Оуэн, успешный фабрикант, выступал в отрицании частной собственности последовательнее, чем Сен-Симон и Фурье.
• Позитивная роль прогресса производительных сил, порождающих необходимость более высокой ступени общества. Это – неизбежные подготовительные ступени, «ведущие к великой и социальной революции, которая приближается». Новый способ материального производства подготовлен самим капитализмом и подводит людей «к пониманию и иных принципов, и иной практики, а тем самым – к осуществлению благодетельнейшей перемены в человеческих делах».
• Революция в сознании людей. Без нее невозможна «благодетельная перемена в человеческих делах». Необходимы пропаганда основных истин «науки о формировании характера» и примеры практического создания отдельных частей «более высокой структуры общества» в рамках существующей «дурной системы лжи, бедности и несчастья».

Какими представлял Р.Оуэн реформы общества?

• Призыв к реформам законодательства. Законы, принимаемые государством, подведут к проведению обширных реформ в пользу трудящихся. Прежде всего необходим новый кодекс правления, затем «гуманное фабричное законодательство», общенациональная система «воспитания бедных, низших слоев населения с санкции правительства, но под наблюдением страны и при ее руководстве».
• Мирный характер социальной революции. «Британская конституция позволяет проводить любые преобразования, необходимые для обеспечения интересов и счастья империи. Самая величественная из всех перемен, когда-либо происходивших в мире, свершится без насилия и потрясений и не встретит сколько-нибудь заметного сопротивления. Акты насилия… задержат наступление великих перемен<…> Переход от одного общества к другому не должен быть слишком поспешным. …Никто не понесет ущерба духовного, телесного или имущественного» (из писем Оуэна, разосланных в газеты).
• Движущая сила преобразования. Переход в царство разума совершат группы и отдельные индивиды, руководствующиеся доброй волей и располагающие деньгами, необходимыми для основания коммунистических поселений. Это – монархи, министры, архиепископы, землевладельцы, промышленники, богатые филантропы, а также целые графства, приходы, ассоциации средних классов, фермеры, купцы, ремесленники, сами фабричные рабочие и особенно промышленники.
• Коммуна как «молекула» грядущего строя. Самообеспечивающиеся коммуны («поселки общности») насчитывают от 300 до 3000 человек каждая. Строятся на основе коллективного труда, общественной собственности, равенства прав и обязанностей всех входящих в них лиц. Р. Оуэн разработал конституцию таких «поселков», по которой члены коммуны устанавливают отношения взаимопомощи, обеспечивают коллективную заботу о больных, престарелых и детях, устанавливают рациональную и гуманную систему обучения и воспитания подрастающих поколений. Это устраняет необходимость в поощрениях и наказаниях.
• От поселков к федерации и всемирной общности. Коммуны поддерживают тесные отношения кооперации, объединяются в державы (федерации), постепенно распространяются по всей планете, что приводит к объединению в международном масштабе. Это объединение закрепляется подготовкой и введением единого свода законов, обеспечивается один метод управления. Так возникнет система «единения общественной собственности» и «кооперация нового нравственного мира».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!