Политико-правовые воззрения социалистов-утопистов XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).



Предпосылки и значение утопического социализма XIX в.

Буржуазное общество утверждалось далеко не так, как следовало из либеральных теорий. Не всегда существенные пороки капитализма проявлялись явно. Надо было обладать незаурядной прозорливостью, чтобы увидеть все последствия промышленного роста и возвышения буржуазии. В нач. XVIII в., когда либералы стремились усовершенствовать буржуазные строй, А.Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837) и Р.Оуэн (1771-1858) жестко критиковали его и предлагали проекты избавления от эксплуатации, обеспечения всем людям достойного существования. У них были предшественники: французские социалисты-утописты XVIII в. Г.Б. де Мабли («О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или принципы законов»), Ж.Морелли («Кодекс природы, или истинный дух ее законов»).
Для понимания идей социалистов-утопистов надо учитывать, что они зародились в начальный период борьбы между пролетариатом и буржуазией, когда конфликт классов еще не проявился зримо. Утописты отвергали политические и особенно революционные методы. В их произведениях справедливость реализуется в построении нового социального строя, основанного на классовой гармонии.
Утопический социализм XIX в. называют французским в связи с преобладанием в нем представителей Франции, хотя среди них был и англичанин Р.Оуэн. У великой «тройки» Сен-Симон, Фурье, Оуэн было много последователей и почитателей по всему миру: их называли сен-симонисты, фурьеристы, оуэнисты. Австрийский юрист, профессор Венского университета А.Менгер пытался перевести их идеи на язык юридический, разрабатывая концепцию юридического социализма, противопоставленного марксизму. Идеи утопистов будут развиваться марксистами, социал-демократами, руководителями рабочего движения.

Анри Сен-Симон о прогрессе и классовой борьбе:

Концепция исторического прогресса. Человечество закономерно развивается по восходящей линии к своему «золотому веку».
Выделение стадий развития человечества. Стадию теологическую (античность и феодализм) сменяет метафизическая (буржуазный миропорядок). Далее стадия позитивная – строй, делающий «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». На первой стадии господствуют священники и феодалы, на второй – юристы и метафизики, на третьей – ученые и промышленники. Это разрабатывалось совместно с О.Контом.
Концепция классовой борьбы. В историческом прогрессе эпохи спокойного развития перемежаются бурными кризисами, резким обострением борьбы противоположных социальных сил. Истоки этого обострения – классовая борьба между дворянством, буржуазией и неимущими классами, вызванная переменами в экономике, изменением господствующей формы собственности. Класс промышленников вынужден содержать и дворян, и буржуа, находящихся у власти (работа «Катехизис промышленников»).
Значение организации собственности. «Форма парламентского правительства весьма предпочтительна перед всеми другими, но это есть только форма, а учреждение собственности – суть; именно этот институт служит основанием общественного здания. Таким образом, наиболее важный вопрос, подлежащий разрешению, это вопрос о том, как должна быть организована собственность для наибольшего блага всего общества в отношении свободы и в отношении богатства». Решающее влияние имеет не закон о правлении, а закон о собственности, регулирующий пользование ею («Взгляд на собственность и законодательство»).
Прогресс знаний и нравственности – решающий двигатель, предпосылка наступления позитивной стадии, на которой человечество организуется в общество, «наиболее выгодное наибольшей массе» («Письма к американцу»).
Промышленники заменяют у власти классы феодалов, «посредствующий класс» юристов, военных, землевладельцев-рантье: «Единственный класс общества, которому мы желаем усиления властолюбия и политической зрелости... класс промышленников, ибо их частные интересы силой вещей вполне согласуются с общими интересами («Взгляд на собственность и законодательство»).
Пассивная роль народа. Ему незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. «Задача будет разрешена в его интересах, но сам он останется в стороне, пребывая пассивным».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!