Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.



Оглавление

1. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. 2

2. Предмет и основные проблемы философии науки. 3

3. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. 5

4. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани. 6

5. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А.Койре, Р.Мертона, М.Малкея. 9

6. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. 10

7. Философия и наука. Методологическая функция философии в научном познании. 12

8. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. 13

9. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 15

10. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний. 16

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 17

12. Развитие логических форм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука. 19

13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания. 22

14. Формирование науки как профессиональной деятельности. Технологические применения науки. 24

15. Становление технических, социальных и гуманитарных наук. 25

16. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. 26

17. Структура эмпирического знания. 27

18. Сущность и структура теоретического знания. 28

19 Структура и функции научной теории. 29

20. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. 30

21. Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. 32

22. Научная картина мира и ее функции. Исторические формы научной картины мира. 34

23. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. 35

24. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 36

25. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. 37

26. Формирование первичных теоретических моделей и законов. 39

27. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. 40

28. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. 41

29. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 43

30. Традиции в науке и развитие научных знаний. 44

31. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. 44

32. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. 45

33. Глобальные революции и типы научной рациональности. 53

34. Главные характеристики современной постнеклассической науки. 56

35. Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. 58

36. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 60

37. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. 61

38. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки. 64

39. Экологическая этика и ее философские основания. 65

40. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. 67

41. Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии. 68

42. Наука и паранаука в современной культуре. 68

43. Научная рациональность и проблема диалога культур. 69

44. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 70

45. Наука как социальный институт. 71

46. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. 72

47. Научные школы (признаки, функции, типы). 72

48. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. 73

49. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 74

50. Наука в общественной системе. Взаимодействие науки и экономики, науки и власти. 75

 

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

философия науки объясняет, описывает, но не предписывает. Хотя в любом объективном описании всегда заложена формула «делай так же».

Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, человеческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отграничить теоретическое научное знание от теоретического, но ненаучного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания.

Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела новые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «лучшую» сторону, позволяющая человеку господствовать над силами природы и стихийными процессами в обществе.

Мыслители XVII—XVIII веков (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества — высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и историю, и религию.

В XIX веке французским философом и социологом, основателем позитивизма О.Контом (1792—1857), немецкими философами, основателями идеологии «научного коммунизма» К.Марксом и Ф.Энгельсом были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не существует вне производства, а производство — вне науки. И, наконец, наука выступает в виде социального института. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, политическую, социальную, военную деятельность государств. С середины—конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.

Рассматривая науку как деятельность, необходимо подчеркнуть ее особенный характер, сформировавшийся в процессе разделения труда, сочетающий и объединяющий индивидуальное и коллективное творчество. Получение нового знания является главной целью научной деятельности. Изучать науку – это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний. Знакомство с деятельностной стороной науки позволяет «понять не только что происходило и почему происходило, но и как происходило» то или иное событие в науке.

Как и в любой деятельности, в научной принято выделять субъект, o6ъектдеятельности и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания. Особенностью научной деятельности являете также и то, что познавательная деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта: не разрушает и не реконструирует его. Но характер познавательной деятельности зависит от специфики объекта познания, каковыми являются природа, общество, сам человек.

Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом, имея в виду случаи, когда общество делает ученому социальный заказ на изучение той или иной научной проблемы.

Как и любая деятельность научная имеет свою типологию. Помимо уже выделенной индивидуальной и коллективной научной деятельности можно отметить эмпирическую и теоретическую, продуктивную (производящую новые знания) и репродуктивную (потребляющую, повторяющую, тиражирующую научные знания).

Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке ученый-научные приборы и инструменты. В связи с этим научная деятельность требует знания определенных приемов, навыков, средств исследования, теорий. Наконец научная деятельность включает в себя не только логико-рациональную, но и психологическую, социальную составляющую, имея в виду то, что ученый является личностью, гражданином, атомом общества. Синтезируя все эти аспекты научной деятельности, известный психолог М. Г. Ярошевский выделяет в ней три аспекта: логико-научный, личностно-психологический, социально-психологический.

Наука – это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Отметим, что сегодня наука представляет собой сложную, мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих пятимиллионную армию международного научного сообщества (для сравнения заметим, что в начале XVIII в. во всем мире насчитывалось не более 15 тыс. человек, чью деятельность можно было бы отнести к научной).

Наука как особая сфера культуры. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры.Смысловая доминанта культуры – это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура иее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и переживают люди.

Смысловая составляющая культуры – основа интегративной функции культуры. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Культура существует и функционирует в многообразных формах: философии, искусстве, религии, науке и т. д. В этом ряду основных форм культуры наука выступает как относительно самостоятельнаяформа культуры, которая живет и развивается по своим внутренним законам. Однако сохраняя глубокую связь с целостностью культурно-исторического процесса и обуславливаясь им. А это значит, что научное отношение к миру, предмет науки и тип научной рациональности формируется под определяющим влиянием культурных смыслов, образующих смысловую доминанту научного познания. Каждый конкретно-исторический тип науки имеет своим внутренним основанием специфическую относительно автономную смысловую доминанту познания: изменение этой доминанты подготавливается всем ходом культурно-исторического процесса (и в том числе, развитием науки) и приводит к научной революции, радикально изменяющей содержание, внутреннюю структуру и ее место в культуре.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2063; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!