Прямые и косвенные ассоциации



Изобразительное искусство, воздействуя на наше воображение путем пробуждения ассоциативных мыслей и чувств, связанных с представлениями о реальной действительностью в процессе зрительного восприятия, способствует возникновению художественного образа. Живопись может вызывать в нашем сознании не только изобразительные , зримые образы, но и не изобразительные (у них есть другое название: выразительные), не имеющие конкретной пластической формы. Такие образы выражают душевное состояние человека, например грусть и радость, умиротворение и восторг, полет и падение и т.д. такое деление, конечно, условно, но оно позволяет достигать определенной полноты изобразительного решения.

Зрительные иллюзорно-пространственные ассоциации

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств, и самым важным из них является зрение. Окружающий нас мир многоцветен. Являясь свойством поверхности любого предмета, цвет всегда связан в памяти с представлением его сущности.

Холодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску.

Фактурно-осязательные и обонятельные ассоциации

Материальным носителем и источником эмоционального воздействия является живописная фактура картин, например, при комбинации гладкого и фактурного письма. В этом смысле нас покоряют выразительность и страсть, выраженные не только в живописной манере, но и в фактуре мазка.

Механизм воздействия запахов на сознание человека еще недостаточно выявлен, но различные эксперименты показали, что запахи обладают исключительной силой вызывать ассоциации.

Необходимо понять, что же это за тончайший инструмент эмоционального воздействия — цвет. Эмоциональная реакция зрителя напрямую зависит от сложного комплекса устойчивых и неустойчивых ассоциаций. Устойчивые ассоциациивызываются цветом у большинства людей — независимо от возраста, пола, социального положения, культурных традиций и жизненного опыта. К таким ассоциациям относятсяфизические ассоциации. Температурные ассоциации— холодные или теплые цвета. На этих ассоциациях хочется остановиться особо, так как они формируют устойчивую характеристику цвета и делят все хроматические цвета на две группы: теплые и холодные. «Переживание» зрителем сочетаний теплых и холодных оттенков в композиции создаёт эффект пространства. Теплые цвета, такие как жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый и фиолетовый, будут зрительно выдвигать элементы композиции относительно плоскости. В большей степени это проявляется у самого «горячего» цвета — красно-оранжевого, угасание этого эффекта будет наблюдаться по мере удаления того или иного цвета от красно-оранжевого в обе стороны по двенадцатичастному цветовому кругу и приближения к группе холодных цветов. К холодным относятся сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, желто-зеленый. Холодные цвета и оттенки будут создавать эффект зрительного углубления, отступления элементов в композиции. Весовые ассоциаций — это тяжелые, легкие, воздушные цвета. Например, черный цвет — самый тяжелый, а белый — самый легкий. Рассматривая эту группу ас­социаций, приходим к выводу, что если температурные ассоциации акцентируют наше внимание на такой характеристике цвета, как цветовой тон, то весовые — на степени светлоты того или иного цвета или оттенка. Весовые ассоциации как бы подсказывают, какие цвета будут зрительно утяжелять элементы композиции, то есть не давать им «развиваться, двигаться» в пространстве. Светлые, то есть легкие, цвета будут, наоборот, стремиться вверх. Это подводит нас к мысли, что физические ассоциации помогают строить структуру композиции по горизонтали (близко — далеко; тепло — холодно) и по вертикали (верх — низ; легко — тяжело). Неустойчивые ассоциации— это группы ассоциаций, которые проявляются неодинаково и не только зависят от возраста, пола чело­века и культурно-исторических традиций, но и оказывают влияние на ясность и степень их проявления, физическое и психическое состоя­ние человека. К неустойчивым ассоциациям относится всё связанное с органами чувств человека. Звуковые (слуховые) ассоциации— тихий, громкий, звонкий, глухой, музыкальный цвет. В отличие от ус­тойчивых ассоциаций, неустойчивые не дают возможности очертить границы действия той или иной характеристики. Это мир очень тон­ких и сложных эмоциональных реакций, тем не менее невозможно исключить их из творческой деятельности. Стоит по подробнее остановиться на звуковых ассоциациях. Музыка сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, начиная с утробного развития. Плод, вынашиваемый женщиной, слышит звуки, формируется под воздействием звуков. Родившись, он слышит речь своих близких, колыбельные песни успокаивающие его. Как уже доказано что в начале человек видит всё в чёрно-белом варианте, поэтому, естественно, и музыкальные звуки не были богато окрашены. Постепенно цветовой круг расширяется и достигает размеров видения взрослого человека. Цветовое сопровождение музыки формируется у каждого по-разному. Всё зависит от того, что слушают данный человек. У ребёнка музыка сопровождается лёгкими пастельными тонами с яркими вкраплениями громкой маршевой музыки. Жизнь ребёнка ровная и спокойная и музыка в его жизни ровная и спокойная, поэтому цветовое сопровождение музыки в розовых, голубых, жёлтых тонах. Взрослея, человек слушает другую музыку т.к. меняются вкусы, круг общения, взгляды, потребности. Слушая классическую музыку, попадаешь в мир звуков, уносящих тебя далеко от реальности. Ощущаешь себя легко, как будто плывёшь в невесомости, где всё вокруг сверкает и обволакивает тебя мягким золотистым цветом мельчайших крупинок. Эстрадная музыка – это как радуга, где сразу все цвета спектра вьются вокруг тебя, заставляя бурно реагировать на характер музыки, которая то быстрая, то медленная, то совсем затихает и вдруг снова взрывается. Цветовой спектр то вьётся вокруг тебя спиралями, то, как фейерверк сыплется на тебя разноцветными звёздочками. Но есть ещё очень «тяжёлая» музыка – это рок, металлика она естественно ассоциируется с тёмными цветами: чёрный, серебристо – чёрный, коричневый и т.д. Она давит, заставляя человека погрузиться в мир звуков, которые могут лишить рассудка, отречься от реальной жизни, не видеть вокруг себя ничего светлого, яркого, только грохот тяжёлых звуков, будоражащих разум. Можно дать этому объяснение, почему мы так воспринимаем музыку. Известны способы цветового сопровождения музыки, в которых музыкальная октава становится в соответствие спектру, при этом звуку определенного тона (ноты) соответствует определенный цвет, т. е. сопровождение построено по частотному признаку (а не амплитудному или тембровому). Известен способ Кастеля (1720), в котором ноте «соль»соответствует красный цвет, а ноте «до» - голубой, но он не позволяет сохранить мелодию, поскольку соответствие далеко от пропорциональности - спектр расположен наоборот. В способе Финна (1881) увеличение частоты звука стало сопровождаться увеличением частоты цвета, но спектр по-прежнему оставался не пропорциональным, и мелодия при сопровождении не сохранялась. Тактильные (фактурные) ассоциации — ассоциации, связанные с ощущениями, которые рождаются у человека в момент прикос­новения к какой-либо поверхности. Это ощущение фактуры мате­риала, качества его обработки. Эти ассоциации очень прочно соот­несены с личным опытом общения человека с окружающими его предметами и материалами. Красный цвет воспринимается как плотный и вязкий, но до конца так и не устоявшийся в своей энер­гетике. Голубой — неплотный, как вода или воздушный поток; в не­го можно погрузить руку без всякого усилия. Черный цвет — очень плотный, каменно-твердый. Фиолетовый — шероховатый, с поверхностью, похожей по ассоциации на замшу. Вкусовые ассоциации определяются наиболее сложно; большую роль в формировании ассоциативных пар «вкус – цвет» играют культурно-исторические традиции, даже порой географические границы распространения тех или иных предпочтений. В русском языке есть очень показательные примеры: описывая тот или иной оттенок цвета, человек использует вкусовые ассоциации, отдавая дань выразительности и четкости такого приема. В разговорной речи появляются такие названия оттенков: чернично-сиреневый, малиновый или лимонно-желтый. III.Заключение. Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определённой цветовой гамме и формам. Для воспитания вообще и художественного воспитания в частности, знание субъективных цветовых предпочте­ний имеет большое значение. Естественный метод воспитания должен дать каждому ребёнку возможность органически развивать свою ин­дивидуальность. Предпосылкой этому служит умение воспитателя распознать способности и возможности своих учеников. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения ученика. Помочь найти присущее только ему тяготение к тому или иному цвету или форме, значит помочь ему открыть самого себя. Поначалу трудности могут показаться непреодолимыми. Но нам следует довериться духовному началу, свойственному каждой личности. Учитель должен помогать только как бы слегка, очень естественно, но постоянно и с любовью. Подобно тому, как садовник создает наилучшие условия для своих растений, так и преподаватель должен создать для ребёнка благоприятные условия для его духовного и физического развития. А расти он будет согласно собственным, свойственным ему идеям и силам. В художественном воспитании есть две задачи: развить и укрепить индивидуальные творческие способности учеников и одновременно дать знание общих объективных законов работы над формой и цветом, дополняя всё это изучением натуры. Индивидуальные способности будут развиваться и укрепляться, если задания будут учитывать субъективно-индивидуальные предпочтения учеников к цвету и формам. IV.Список литературы: 1. .Галеев, Светомузыка: Становление и сущность нового искусства, КАИ, Казань, 1976. 2. Голубева.О. Л. Основы композиции: Учебное пособие – 2-е изд/ О. Л. Голубева – М.: Изд. Дом «Искусство», 2004-120с. 3. Ф.Юрьев. Музыка света. - Киев, 1971 4. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. – Изд. 2-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 79 с. 5. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев – Мн.: Харвест, 1999. 312 с. 6. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. — М.: Издатель Д. Аронов, 2000. — ISBN 5-94056-001-6

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!