Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота



Администрация города Курска

Управление культурыгорода Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2 им. И.П. Гринева»

Города Курска

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ»

Выполнила:преподаватель

Объединения изобразительного

И театрального искусства

Малахова А. В.

Курск 2017 г.

«Цвет в композиции».

 

Содержание:

 

I.Введение.                                                                                                  3

II.Роль восприятия цвета в создании живописной композиции.           4

1.Восприятие художественных произведений
как эстетическая потребность человека.                                                  4

2.Характеристики цвета.                                                                            5

3.Субьективное отношение к цвету.                                                        17

4.Цветовые ассоциации.19

 

III.Заключение.                                                                                           22

IV.Список литературы.                                                                              23

 

I.Введение.

 

Искусство воспитания имеет ту особенность,

 что почти всем оно кажется

делом знакомым и понятным,

а иным - даже легким,

и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком

 теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

 

Взаимная согласованность изобразительного искусства с такими видами искусства как музыка, литература, усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Специалисту в области изобразительного искусства важно поддерживать устойчивый интерес обучающихся к другим видам искусств – музыке, литературе, театру. Так, как только в синтезе искусств происходит наиболее полное осознание ребенком красоты окружающего мира.

Именно искусство способно активно вовлекать и развивать все сферы психики человека, способно любой школьный предмет перевести в состояние не отторгаемого ребенком, а напротив, легко им принимаемого опыта, знания, умения.

Общая направленность моей методической работы соотнесена с первостепенной ролью творческого развития человека и его духовных потребностей в области изобразительного искусства.

Среди всех видов изобразительного искусства наибольшей популярностью у зрителей пользуется живопись. Она воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок, наносимых на холст или какую другую поверхность. Живописи доступно воспроизведение на плоскости объема предметов, глубины изобразительного пространства, воздушной сферы, эффектов освещения. В живописных работах раскрывается сложный мир чувств, характеров человека, тончайшие оттенки его настроения, неуловимые мгновения в жизни людей, природы и многое другое.

Свои произведения художник создает с помощью линий, формы и цвета.

Главным выразительным средством в живописи выступает цвет. Он придаёт живописным произведениям особую, по сравнению с другими произведениями искусства жизненность, делает живописное произведение предельно цельным и убедительным. Цвет служит, прежде всего, для правильного изображения в картине главного и существенного.

Умение грамотно оценивать восприятие цвета в живописном произведении имеет большое значение не только в творческой работе художника, но и в педагогической практике. Раскрытие на уроках рисования сущности основных закономерностей ощущения цвета, явлений контраста, колорита и других явлений, использование детьми этих знаний в своих рисунках как художественно выразительных средств, способствует воспитанию у них чувства прекрасного, гармонии мира, эстетического восприятия в целом.

II.Роль восприятия цвета в создании живописной композиции.

1.Восприятие художественных произведений как эстетическая потребность человека

При создании своего произведения художник отталкивается от предметности реального мира, интерпретируя его формы. Даже при довольно большой отдаленности изображаемого от реальности художник опирается на некий зримый образ (или ряд образов), который связан с ассоциативными впечатлениями об объектах реального мира. В основе подобной условности художественного изображения лежит способность зрительной памяти ассоциативно соотносить изобразительные намеки с предметными представлениями.

Зритель при восприятии картины “проигрывает” изобразительную ситуацию до предполагаемой разгадки содержания. При полном совпадении ожидаемого результата с полученным эмоциональном результатом, как правило, снижается интерес к произведению, если это привычный, заштампованный подход. В подобном случае наступает эмоциональная адаптация или, скорее, скука. Фактор новизны изобразительной интриги порождает иные ориентиры для воображения и цепочки зрительных ассоциаций.

В процессе изобразительной деятельности эмоциональное состояние автора зависит и от его личного отношения к объекту отражения, и от непосредственно творческого процесса, которые влияют на степень эмоционального переживания. Художник не может быть равнодушным человеком, у него все подчинено чувству и настроению. Неудивительно, что при знакомстве с произведениями других художников он также испытывает определенные чувства (восхищение и радость, творческий подъем или разочарование). И это связано не только с содержательной стороной произведения, но и с его техническими особенностями, с мастерством художника (манера, колорит, изящество рисунка, фактура и т.д.).

Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности.

Эмоции выступают в качестве аппарата быстрой оценки воздействия окружающей среды со знаком плюс или минус, с точки зрения полезности или вредности. Любое представление, возникшее в сознании человека, вызывает другое, сходное или противоположное наглядное представление. Художник, воздействуя на наши мысли и чувства, использует различно направленные ассоциации, без которых немыслимо образное мышление.

Сильным психологическим фактором является цвет. Недаром Ван Гог видел в нем некую скрытую силу, способную воздействовать на воображение. С разным цветом в его представлении ассоциировались и эмоционально полярные интонации. Картины Ван Гога неоднозначно влияют на людей различного темперамента. Художник считал колорит показателем образа, а художественный строй его картин дает возможность проявиться различным человеческим переживаниям: от радости и счастья до тоски и горя, либо до смешения чувств. Цветовой строй картины вмещает в себя краски светлые и темные, насыщенные и неброские, радостные и грустные, мертвенные и трепетные. Это палитра эмоциональных качеств цвета, участвующих в общем впечатлении от произведения.

2.Характеристики цвета:

Что такое цвет?

Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения 

Цвет доступен не всем животным на Земле. Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.

Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.

Цвет, как носитель информации,в жизни человека стал играть огромную роль.

Цвет – как символ. Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединились в образ, который сделал из цвета символ. Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен (он может быть не осознан, но принят подсознанием).

Пример: красный в «сердечке» — символ люби. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности.

С помощью цветовых образов можно донести до читателя больше информации. Это лингвистическое понимание цвета.

Пример: Надел я черный цвет,

В душе надежды нет,

Постыл мне белый свет.

Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие.

Пример: Эстетика выражается в искусстве, хоть оно состоит не только из цвета, но и формы и сюжета. Вы, не зная почему, скажете, что это красиво, а это искусством назвать нельзя.

Цвет влияет на нашу нервную систему,заставляет учащается или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т. д.

Например: в комнате, выкрашенной в синий цвет кажется прохладней, чем есть на самом деле. Потому что, синий замедляет наше сердцебиение, погружает нас в покой.

С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет в политических движении и обществ.

Физика цвета

Как такового цвета в природе не существует. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.

Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектров лежат инфракрасный (с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).

В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.

Цвет Длина волны в н/м
Красный 800-650
Оранжевый 640-590
Желтый 580-550
Зеленый 530-490
Голубой 480-460
Синий 450-440
Фиолетовый 430-390

Эти цвета часто сокращают до 3 основных (см. основные цвета)

Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.

Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. Тем самым доказав:

1 Белый цвет состоит из всех цветов.

2 Для цветовых волн действует принцип сложения

3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.

4 Черный – это полное отсутствие цвета.

В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета. (Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны)

Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.

Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной. Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.

Этим свойством объясняется маркость белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.

Черный же цвет наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны.

Основные цвета

Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.

Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.

Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет.

Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.

Сложно представить себе яркий темно — желтый цвет, как яркий светло — красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.

КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ

ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ

СИНИЙ+КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ

Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!