Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.



 

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Ослабленость  условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре, а так же трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключится с одного вида деятельности на другой.

С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.

Как сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.

Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные. [16, c. 82-83]

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть игру "спутником жизни". У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Существует множество концепций игры, созданные крупными психологами и педагогами, стоящие на различных теоретических позициях и по-разному трактующими игру.

Определяя игру, Штерн пишет [4, c. 43]: "Свободная, являющаяся самоцелью деятельность - так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, т.е. вполне довольствуется самой собою, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее - в противоположность "работе", которая всегда есть только средство для достижения какой-нибудь другой цели... Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена! Но это, верно, если игра рассматривается со стороны сознания. Если же рассматривать игру как "жизненную функцию независимо от своего представления в сознании", то оказывается, что игра имеет цели, выходящие за пределы игры самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций".

Рассмотрим представление об игре К. Коффки. Игра для него, является очень важным проявлением мира ребенка, своеобразного по сравнению со взрослым миром и непонятного с точки зрения взрослого мира. Игровые действия принадлежат определенной структуре поведения, которая существует рядом с другими структурами. Структурам поведения соответствуют структуры сознания ребенка, которые существуют независимо друг от друга и связаны лишь динамически. [4, c. 61]

Коффка анализирует игру, как проявление особого качественно своеобразного мира ребенка, а не с точки зрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и т.п. - делает, следовательно, предметом рассмотрения мир играющего ребенка, как самостоятельное явление.

Подобный взгляд развивает и Ж. Пиаже. Основа работ Пиаже заключается в том, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам, отличным от законов внутреннего мира взрослых. В своей работе "Речь и мышление ребенка" Пиаже показывает, что ум ребенка, так сказать, ткёт одновременно на двух разных станках, расположенных как бы один за другим. Работа, проводимая в нижней полости, в первые годы жизни гораздо важнее. Это - дело самого ребенка, который привлекает к себе и кристаллизирует вокруг своих потребностей все, что способно их удовлетворить. Это - желания, капризы, игры. Верхняя полость, наоборот, воздвигается понемногу социальной сферой, давление которой все более и более чувствуется ребенком. Это - речь, логическая, одним словом реальность. [17, c. 115]

На некоторые исследования игры большое влияние оказал психоанализ З. Фрейда, коснемся его взглядов на игру. Фрейд объясняет природу детской игры, выставляя на первый план экономическую точку зрения, т.е. тенденцию получения удовольствия. З. Фрейд пишет: "В игре дети повторяют все то, что в жизни производит на них большое впечатление, что при этом они могут отреагировать силу впечатлений, и так сказать, сделаться господами положения. Но с другой стороны, ясно, что вся их игра находится под влиянием желания, доминирующего в их возрасте - стать взрослыми и делать так, как это делают взрослые". [7, c. 82]

В советской психологии игра исследуется с 30-годов, причем психологи пытались понять детскую игру, основываясь на особенности взаимоотношения индивида со средой. Л.С. Выготский указывает, что для понимания игры необходимо понять новые потребности и мотивы, которые возникают в дошкольном возрасте. У ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, желаний. При этом сохраняется тенденция к немедленному удовлетворению желаний. Дошкольник способен к иллюзорной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понятна как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний.

Игра есть исполнение желаний, но не единых желаний, а обобщенных. За критерий выделения игры Выготский предлагает принять создание мнимой ситуации, она тесно связана, по мнению Выготского с правилами. Мнимая ситуация - игра, отличается от реальной ситуации тем, что "то, что не заметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения".

Огромная роль игры для развития ребенка связана с тем, что деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связности, в игре ребенок научается действовать в познаваемой, т.е. мыслимой, а

не видимой ситуации. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещи, но оно неотрывно от реального действия с реальным предметом, т.е. ребенок начинает действовать со значением, а не с вещами, но действует с ними как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать как значения.

Игра с точки зрения Выготского, не является преобладающей деятельностью в дошкольном возрасте. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя противоположно тому, как он ведет себя в игре. Но игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего роста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. [11, c. 15]

Игра поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Таким образом, в качестве центрального момента игры, Выготский выделяет мнимую ситуацию. Эта мнимость и определяет сознание играющего ребенка. Это выделение легло в основу теории Д.Б. Эльконина и его книги "Психология игры". Эльконин определяет игру следующим образом [23, c. 263]: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности".

При анализе игры, можно разложить игру на сумму отдельных способностей (восприятие, память, воображение и т.д.) и изучить удельный вес и развитие этих способностей. Но такой анализ не подвинет нас к пониманию природы и качественного своеобразия игры. Необходимо выделение единиц, которые обладают свойствами целого. Такой единицей оказывается роль. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры.

В ролевой игре Эльконин выделяет сюжет и содержание. Сюжет игры - это та отрасль действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и детьми, их трудовой и общественной жизни. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предметом и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами. [23, c. 273]

Таким образом, в этом и подобных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.

 

Классификация детских игр.

 

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций. В развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, и для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идеи получили развитие в работах Н.К. Крупской. Таким образом, детские игры делятся на две группы [15, c. 14]: творческие игры и игры с правилами.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска лучшей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. Творческие игры делятся на:

- режиссерские; - сюжетно-ролевые;

- театрализованные; - игры со строительным материалом.

Надо отметить, что в традиционной педагогике режиссерские игры рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последнее время складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Особой группой игр являются игры с правилами. Это группа игр специально создана народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющиеся непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания. Игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические игры и подвижные игры.

Которые в свою очередь классифицируются с учетом различных оснований. Так, дидактические игры подразделяются:

1. по содержанию:

- математические,

- природоведческие,

- речевые и др.

2. по дидактическому материалу:

- игры с предметами и игрушками,

- настольно-печатные,

- словесные.

Подвижные игры классифицируются:

1. по степени подвижности игры:

- малой подвижности,

- средней подвижности,

- большой подвижности.

2. по преобладающим движениям игры:

- с прыжками,

- с перебежками и др.

3. по предметам, используемым в игре:

- с мячом,

- с лентами,

- с обручами и т.д.

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли. В играх с правилами, ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.

Как справедливо отметил А.А. Леонтьев: "овладеть правилами игры - значит, овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение". [19, c. 18]

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!