Глава 2. Восемь ступеней йоги.
Теоретическая и практическая йога включают в себя восемь ветвей (ступеней), классификацию которых в третьем веке нашей эры разработал великий древнеиндийский мудрец Патанджали, по праву считающийся главным систематизатором учения йоги. Эти ступени включают в себя следующие методики духовного развития человека:
1) яма;
2) нияма;
3) асана;
4) пранаяма;
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Учение йоги отличается цельностью, поэтому только практика всех восьми звеньев (ступеней) может привести к нужному результату – самореализации и достижению нирваны. Любая ступень йоги, будучи убранной из замкнутой цепи, нарушает сущность этой традиции.
Практика ямы, ниямы, асан, пранаямы, и пратьяхары касается как тела, так и разума. Эти пять звеньев составляют внешнюю сторону йоги, направленную на развитие в человеке культуры физического тела. Три остальные ступени - дхарана, дхьяна и самадхи - представляют собой ее внутреннюю сторону и связаны с изменением состояния разума.
Этическая сторона йоги выражена в первых двух ступенях – яме и нияме. Десять принципов ямы и ниямы только количественно совпадают с десятью главными заповедями Торы, поэтому не стоит их полностью отождествлять. С другой стороны необходимо всегда помнить, что учение йоги по сути своей никогда не противоречило
каббалистическому учению, т.к. сама йога является достойной преемницей Каббалы.
|
|
Многие из ступеней йоги являются объектом изучения различных ее направлений, с которыми мы ознакомимся в следующей главе. Так, например, асаны и пранаяма являются главными техниками в практике хатха-йоги; пратьяхара и дхьяна используются в джняна и бхакти йогах; яма и нияма - в карма и бхакти йогах. Но только самадхи является единственной целью достижения раджа-йоги. В этой связи принято считать остальные школы йоги (хатха, бхакти, джняна и карма йоги) лишь вспомогательными звеньями йоги, а раджу - главным ее звеном.
Яма.
Термин «яма» переводится как «самоограничение» или «сдержанность». Яма – это первая ступень йоги, которая включает в себя пять главных принципов, определяющих взаимоотношения человека с другими живыми существами:
· ахимса (ненасилие);
· сатья (правдивость);
· астейя (запрет воровства);
· брахмачарья (воздержание от случайных половых связей);
· апариграха (нестяжание).
Эти требования должны выполняться постоянно, в любом месте и в любых условиях, т.к. они отражают в себе Высший Закон Вселенной – волю Творца, согласно которой все сущее сотворено во имя всеобщего блага и призвано к гармоничному существованию и духовному развитию.
|
|
Не трудно увидеть в пяти принципах аналоги основным заповедям Торы, прописанных в десятисловном Законе: ахимса – «не убий», сатья – «не лги», астейя – «не кради», брахмачарья и апариграха – «не возжелай». Подобного рода аналогии прослеживаются и на других ступенях йоги.
Нияма.
Термин «нияма» переводится как «непреложность». Эта ступень йоги включает в себя пять главных принципов, регулирующих отношения человека с жизнью в целом:
· сауча (чистота);
· сантоша (довольство имеющимся, умеренность);
· тапас (аскетизм, подвижничество);
· свадхьяя (самообучение);
· исварапранидхана (покорность Творцу).
Принципы саучи во многом сходны с законами о чистоте, прописанными в Торе. Основная цель этих принципов – сделать из физического тела человека достойное обиталище Духа, т.к. именно физическое тело человека является истинным храмом Божьим, обителью Творца в проявленном мире. В йоге имеется целое направление – крийя-йога, в которой имеется множество практических методик очищения физического тела.
Принципы сантоши учат человека пониманию природы истинного счастья. Высшее счастье по йоге – результат удовлетворенности». Ведь согласно учению той же Каббалы, Творец сотворил человека, чтобы насладить его. Наполненность человека максимальным наслаждением приводит его к удовлетворению собой и окружающим миром. Поэтому в принципах сантоши отражены многие положения каббалы, которая предлагает человеку методику постижения высшего мира и уподобления человека своему Творцу. Именно в слиянии человека со своим Творцом заключено высшее наслаждение для человека.
|
|
В йоге считается, что аскетизм (самодисциплина) уничтожает все нечистое в разуме. Разум простого человека не способен постичь законов высшего мира, пока находится во власти чувств и желаний. Практика тапаса направлена на кумуляцию в человеческом организме свободной космической энергии. Слово «тапас» дословно означает «жар, внутренний огонь». Жар, тепло – это признаки энергии. Практика тапаса делает человека способным к принятию твердых решений, помогает развить силу воли, преодолеть эгоистическую природу разума, направить телесные и интеллектуальные способности на достижение высших духовных целей.
Свадхьяя означает изучение священных книг и погружение сознания в мудрость древних. Основу самообучения (свадхьяя) составляет сосредоточение на всех постулатах ямы и ниямы.
|
|
Исварапранидхана означает преданность Творцу («исвара» - верховный Властитель; «пранидхана» - абсолютная преданность, преклонение). Патанджали писал в «Йога-сутре»: «Только тот, кто совершенно предан Господу, может достичь высшего звена йоги – самадхи». Практика исварапранидханы является предметом обучения в бхакти-йоге.
Асана.
Термин «асана» переводится как «поза». Асаны практикуются в хатха-йоге. Асаны предназначены к тому, чтобы сделать физическое тело здоровым и спокойным, т.к. физическое тело человека рассматривается в йоге как храм Божий. Эту мысль, кстати, очень часто высказывал Иисус Христос – основоположник гностической традиции. Согласно некоторым источникам известно, что Иисус был посвященным в исторически предшествующие эзотерические традиции – Каббалу и йогу.
Пранаяма.
Термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов – «прана» и «яма». «Прана» означает свободную энергию космоса, которая пронизывает все сущее. «Яма» означает практику, направленную на сбор этой энергии и контролирование ее человеком с помощью волевых усилий. Практика пранаямы, наряду с асанами, является предметом изучения хатха-йоги. В практике пранаямы используется огромное количество различных дыхательных упражнений, при помощи которых человек может забирать из космоса свободную энергию. Аккумулируя в своем организме прану, человек может развить в себе различные способности, которые в йоге именуются термином «сиддхи». Эти способности в академической науке именуются «параспособностями», к которым относятся ясновидение, яснослышание, телекинез, телепортация и многие другие способности.
Пратьяхара.
Пратьяхара – ступень йоги, при которой человек обучается достигать такого состояния, когда разум не находит для себя внешнего выражения. Суть этой практики овладение вниманием и последующее отключение его от объектов внешнего мира. Патанджали писал: «В результате сознательного обращения разума вовнутрь чувства действуют разумно и согласованно без вмешательства эго-сознания. Человек обретает полный контроль над всеми чувствами» («Йога Сутра 2:55). Практика пратьяхары является предметом обучения в раджа и бхакти йогах.
Дхарана.
Термин «дхарана» происходит от санскритского слова «дхри», что означает «крепко удерживать». Концентрация внимания на внутреннем мире человека необходима для того, чтобы человек научился осознавать природу атмана и смог ощущать свою неотъемлемую сопричастность природе Творца. Объектами внутренней концентрации в дхаране являются чакры – энергетические центры в человеке, которые являются основными каналами взаимосвязи человека с Творцом. Дхарана является первым этапом медитации. Вторым этапом является дхьяна.
Дхьяна.
Дхьяна является седьмой ступенью йоги и означает непрерывное сосредоточение, или погруженность в себя. Дхьяна, собственно, и есть медитация. Главное отличие дхьяны от дхараны заключается в том, что при дхаране внимание концентрируется лишь на отдельной части внутреннего мира. При дхьяне объектом концентрации внимания является атман – непосредственное зерно божественной природы присутствующей в человеке. Если при дхаране возможно отвлечение внимания от объекта концентрации, то при дхьяне не может быть отвлечения внимания. Любая отвлеченность внимания при дхьяне означает переход последней в дхарану. Дхарана и дхьяна являются практиками, применяющимися в раджа, карма, джняна и бхакти йогах.
Самадхи.
Самадхи – высшая восьмая ступень йоги, которая является объектом практики только в раджа-йоге. Самадхи означает состояние сознания, именуемое просветлением или пробуждением. Практикуя самадхи, человек разрывает сансару (непрерывную цепь перевоплощения своей души) и достигает нирваны (максимального единения своей души с душой Творца). Достижение самадхи возможно, когда человек полностью стирает кармические зацепки (узлы) в своей душе. В этом состоянии человек перестает ощущать раздвоенность (дуальность) мира и воспринимает все сущее (в том числе и себя самого) как единое тело Творца. В раджа-йоге различают две основные ступени самадхи – сампраджната-самадхи и асампраджната-самадхи. Сампраджната-самадхи – состояние сознания, когда человек решает вернуться в физический мир (стать бодхисатвой), с целью обучения людей сакральному знанию и практической помощи людям в преодолении власти сансары. Асампраджната-самадхи состояние сознания, когда душа человека не возвращается в физический мир, а остается в вечной слиянности со своим Творцом (пребывает в постоянной нирване).
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!