Содержание деятельности учителя и учащегося



Объект исследования – живописное изображение портрета. Предмет исследования – методика выполнения живописного изображения портрета. Тема- методика выполнения живописного изображения портрета на уроках ИЗО в 6 классе. Цель исследования – выявить приемы, способы и методы выполнения портретной живописи на уроках ИЗО в 6 классе проблема Задачи: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) дать определение портрету и рассмотреть его виды; 3) определить психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена; 4) разработать конспекты урока по ИЗО в 6 классе «Образные возможности освещения в портрете» и «Роль цвета в портрете».  

Методы обучения изобразительному искусству

Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Физиологической основой единства словесных наглядных методов является учение И.П. Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа. Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседана уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.  Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего общения изобразительной деятельности. Беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагога оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замысливания образа.

На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания. В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки – одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.

«Проблема метода в системе научных знаний».

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату.

Методика преподавания изобразительного искусства как система научных знаний тесно связана с философией, педагогикой и, непосредственно, с теорией и практикой изобразительного искусства.

Проблема метода системе научных знаний выводит нас на определение специальной дисциплины, зародившейся в недрах философии. Это методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Родоначальником методологии является философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в своём труде «Новый органон». Бэкон обосновывает индуктивный (от частного), эмпирический (опытный) подход к получению истинных научных знаний. Следующий шаг в развитии методологии  делает французский мыслитель Р.Декарт, сформулировавший проблему познания как проблему взаимоотношения объекта и субъекта. Другая линия специализации методологии связана с английским эмпиризмом, в частности с Дж. Локком и Д. Юмом. Здесь получили свою философскую опору поиски методов опытной науки. Объективно важнейший результат, полученный немецким классическим идеализмом, в частности в его вершине – системе Г. Гегеля, состоял в подчёркивании роли диалектики как всеобщего метода познания. В современных методологических исследованиях раскрыты некоторые важные механизма познания: законы преемственности и смены научных теорий и способов их построений (дедуктивный, генетический).

В педагогике, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике проблема методов обучения остаётся весьма актуальной. Она характеризуется попытками обоснования научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы методов обучения и разработки основ их классификации. Метод обучения характеризуется тремя признаками:

1. Цель обучения.

2. Способ усвоения.

3. Характер взаимодействия субъектов обучения (учитель-ученик).

Таким образом, методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленных на решение задач обучения.

Методы реализуются в педагогической практике в различных формах:

в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. При этом

методы и приёмыжёстко не привязаны друг к другу. Например, при таком

приёме, как беседа могут найти воплощение различные методы обучения.

Беседа может быть эвристической и проводить вжизнь частично поисковый

метод, а может носить репродуктивный характер и быть нацеленной на

запоминание и закрепление.

Впедагогической практике методы обучения, также как и приёмы

осуществляются различными средствами обучения. К средствам обучения

относятся различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая),

предметы произведений материальной и духовной культуры.

Структура метода зависит от построения содержания учебного

процесса.

Классификация методов обучения в настоящее время представляет

собой достаточно сложную систему. Различают два основных типа

классификации методов: по источнику получения знаний и по характеру

познавательной деятельности.

Содержание деятельности учителя и учащегося


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!