Начало политического движения в начале 20 в. Каркаралинская петиция (1905)



Возникновение массовых организаций в Казахстане. Весна и лето 1917 г. были периодом оживления общественно-политической жизни Казахстана. Оно проявилось в участии представителей народа в государственном строительстве после Февральской революции, образовании национальных общественно-политических организаций, составлении программ социально-экономических реформ, участии в общественно-политической жизни страны и т.д. Сразу же после получения известия о Февральской революции А. Букейханов, М. Тынышпаев, А. Байтурсынов и М. Чокай стали решать вопрос о назначении представителей казахской интеллигенции в органы государственного управления. По их предложению на должности чиновников различных органов управления Временного правительства были назначены А. Биримжанов, Г. Куанышев, Б. Курметов, Б. Молдыбаев, А. Кенесарин и др.

 

Проявлением общественно-политической активности, присущей казахскому обществу, было образование весной 1917 г. системы национальных или казахских комитетов областного и уездного уровней. Они были сформированы на областных и уездных казахских съездах, проходивших в апреле-мае 1917 г. Эти съезды были значительными событиями в общественно-политической жизни коренного населения края. В ходе созыва и проведения съездов сотни представителей молодой казахской интеллигенции прошли большую школу политической борьбы.

Одновременно стали создаваться и организации народных масс. К ним можно отнести возникшие весной-летом 1917 г. в различных городах Семиречья “Союзы мусульманских трудящихся”, организацию “Народ” (Пишпек, май 1917 г.), “Объединенный союз рабочих мусульман” (Верный). Членами “Союза” являлись кузнецы, ремесленники и представители других рабочих профессий. “Союз” со временем стал опорой большевиков Верненского уезда среди местного населения. Под руководством А. Розыбакиева, Ж.Бабаева, К.Фахритденова “Союз” выступил против организации “Курултай”, состоявшей в основном из купцов и предпринимателей, бизнесменов-мусульман. Они поддерживали большевиков, призывавших к классовой борьбе.

В начале XX в. стали создаваться организации казахской молодежи. Большое влияние на формирование политического сознания молодежи оказали журнал “Айкап” и газета “Казах”, выходившие в 1911—1915 гг., сборники произведений А. Байтурсынова “Маса” (“Комар”) и “Сорок басен”, а также “Проснись, казах” М. Дулатова.

 

В 1912—1915 гг. омская молодежь создала подпольную организацию “Единство”, учащиеся медресе “Галия” в Уфе — организацию “Благое деяние”. После Февральской революции 1917 г. молодежные организации стали работать в легальных условиях. Только в 1917 г. в Оренбурге действовала молодежная организация “Вольная степь”, в Семипалатинске — “Сияние” и организация учителей “Стремление”, в Экибастузе — “Организация”, в Баянауле — “Воля”, в Мерке — “Революционный союз казахско-киргизской молодежи”, в Кокчетаве — “Просвещение”, в Акмолинске — “Молодой казах”, в Актюбинске — “Желание молодых”; в 1918 г. в Омске — “Организация трудовой молодежи”, “Желание”, в Кустанае — “Птенцы”; в 1919 г. в Уральске — “Чистые помыслы”, “Счастливый путь” и т. д.

Во многих городах появились творческие организации казахской молодежи, обучающей население на казахском, русском и татарском языках. Основными целями своей деятельности они считали пропаганду национальной культуры и литературы, поднятие духа казахского народа, пробуждение его сознания, призыв к

 

сохранению национальных традиций, воспитание в молодежи любви к своей Родине, своему народу, проведение различных политических и культурных мероприятий, издание газет и журналов, сочинение драматических произведений для театров, сбор лучших образцов устного народного поэтического творчества и их издание, создание учебников и учебных пособий для школ, открытие подготовительных курсов для желающих учиться, оказание материальной помощи неимущим, предоставление женщинам равноправия и свободы, организация концертов художественной самодеятельности и т. д.

 

Например, “Революционный союз казахско-киргизской молодежи” в Мерке, руководимый Т. Рыскуловым, вначале занимался только просветительской деятельностью. На деньги от сбора членских взносов они покупали газеты и журналы и распространяли их среди населения, знакомили общественность с новостями, событиями в общественно-политической жизни страны, помогали в трудоустройстве, в формировании у молодежи, болеющей за свой народ и готовой защищать его интересы, гражданских позиций.

 

Вскоре основной задачей “Союза” стало разоблачение антинародной деятельности органов Временного правительства, кулаков, баев; организации в аулах и селах комитетов “Союза”, усиление организационно-агитационной работы среди революционно настроенной казахской молодежи и трудящихся масс. Повсеместно проводились митинги и собрания, где члены “Союза” разъясняли народу политическое положение в стране. Члены “Союза” участвовали в свержении местных комитетов Временного правительства и установлении советской власти.

 

Организации казахской молодежи в своей деятельности руководствовались принципами, общими для молодежных организаций всей России. С первых дней деятельности ее членов объединила общая цель: уничтожение эксплуатации, установление равноправия наций и создание демократического государства.

Затем молодежные организации Казахстана влились в ряды комсомола и приняли активное участие в гражданской войне и установлении советской власти. Перед молодежью стояла главная задача — учиться, овладевать знаниями, получать профессию и принять активное участие в строительстве социализма.

 

Деятельность молодежных организаций. В обстановке, сложившейся в стране после победы Февральской революции, многие молодежные организации стали перестраивать свою работу и активно вмешиваться в общественно-политическую жизнь страны. В свою программу они включили вопросы по коренному переустройству общественно-политической жизни страны. Например, летом 1917 г. молодежная организация “Молодой казах” (“Жас казак”), руководимая С. Сейфуллиным и Б.Серикбаевым, начала выпуск газеты “Жизнь” (“Тіршілік”), которая призывала к борьбе против баев и местных органов Временного правительства.

 

Революционно настроенная часть казахской молодежи (общество “Бірлік”), обучавшаяся в учебных заведениях Омска, создала самостоятельную организацию “Совет демократической учащейся молодежи”. В ее составе были А. Досов, Ж. Садвакасов, X. Жусипбеков, Т. Арыстанбеков и др. Эта организация была тесно связана с местными организациями большевистской партии. Молодежные организации Казахстана не имели единой идейной платформы. Одни поддерживали платформу партии большевиков, другие — партию “Алаш”. Между партиями и группами, созданными на основе национальных, классовых, религиозных и сословных интересов, шла жестокая борьба.

Газета “Казах” — орган партии “Алаш” — сыграла определенную роль в пробуждении национального сознания казахов в годы революционных потрясений. Вокруг газеты сгруппировалась значительная часть национальной интеллигенции, среди которой было много талантливых писателей, поэтов, журналистов. Газета подвергла острой критике колониальную политику царизма, социальный и национальный гнет царского самодержавия, выражала протест против монархического режима. В связи с этим некоторые сотрудники подверглись преследованиям со стороны царской охранки, неоднократно арестовывались, находились под постоянным наблюдением полиции.

 

Программа и тактика партии “Алаш”. С первых дней своего образования партия “Алаш” включилась в активную политическую борьбу. Она поставила перед собой следующие задачи: освобождение казахского народа от политического угнетения и создание государственности буржуазно-демократического типа.

Однако следует подчеркнуть, что, объявляя автономию, партия “Алаш” никогда не поднимала вопрос о выходе из состава Российской Федерации, она только добивалась национальной автономии в составе демократической России.

В 1916 г. К. Тогысов начал выпускать в Ташкенте газету “Алаш”. Газета пропагандировала общедемократические идеи. Ее основной целью была пропаганда культуры и знаний среди народа, основным стремлением — ввести казахский народ в число просвещенных народов. Газета призывала к борьбе за освобождение от колониального гнета и феодально-патриархальной отсталости, вместе с тем она подняла вопрос о сборе, изучении и использовании культурного наследия прошлого.

В результате деятельности К. Тогысова и его единомышленников в октябре-ноябре 1917 г. в Центральном Казахстане была организована казахская социалистическая партия “Уш жуз”. Председателем Центрального Комитета партии был избран М. Айтпенов, а его заместителем — К.Тогысов. Печатным органом партии являлась газета “Уш жуз”. Членами партии были крестьяне-бедняки, учителя, юристы и учащиеся, придерживавшиеся социал-демократических взглядов.

Программа партии “Уш жуз”. Свою деятельность партия “Уш жуз” начала с поддержки мероприятий советской власти. Все советские декреты — о мире, о земле и т. д. — нашли полную поддержку со стороны партии “Уш жуз”. Кроме того, партия заявила о своем полном доверии местным органам советской власти. С приходом к руководству партии К. Тогысова среди членов партии начало формироваться понимание необходимости укрепления дружбы между казахским и русским народами.

 

В программных заявлениях партий “Алаш” и “Уш жуз” имелись большие различия. А.Букейханов считал, что если многонациональный Казахстан обретет автономию, то русское население Казахстана окажет ей поддержку, а ушжузовцы считали по-другому. А. Букейханов поднимал вопрос о возвращении уничтоженной в процессе колонизации казахской государственности. Ушжузовцы ошибочно утверждали, что у казахов никогда не было своей государственности, поэтому в ближайшее время не стоит поднимать вопрос об образовании автономии. Таким образом, по многим жизненно важным для казахского народа вопросам между партиями “Алаш” и “Уш жуз” не было идейного единства. Партия “Уш жуз” с уважением отнеслась к мусульманской религии, предлагала формировать законы казахов на основе принципов ислама.

 

Поддерживая советскую власть, ушжузовцы отказались признавать диктатуру пролетариата и руководящую роль партии большевиков в обществе, потребовали передачи всей полноты власти в Казахской степи в руки избранных всем народом казахских комитетов.

 

Казахская социалистическая партия “Уш жуз” просуществовала недолго. В середине 1918 г. Поволжье, Сибирь и северо-восточные районы Казахстана были захвачены белогвардейцами, в Омске было образовано “Сибирское правительство” во главе с адмиралом Колчаком. Начался “большой террор” против партии “Уш жуз”. Сторонники Колчака предали К Тогысова, Ш. Алжанова, И. Кабекова, С. Туленгитова мученической смерти.

Партия «Шу-ра-и-ислами» была создана 17 марта 1917 года в Ташкенте. В нее вошли представители национальной буржуазии и интеллигенции, феодалов и мусульманского духовенства. Возглавлял ее М.К. Абду-рашидханов. В начале ХХ века в Средней Азии появляется новая общественная политическая сила национальной интеллигенции –джадиды.Приоритетным в деятельности джадидов была защита политических, национальных и экономических интересов народов Средней Азии. Движение джадидов с самого начала носило не только ярко выраженный просветительский, но и освободительный характер. Джадиды хотели видеть свой народ просвещенным и свободным от рабства и духовного застоя. Так, например, в культурной программе джадидов в пункте обучения языкам стояла задача: дети должны знать тюркский - язык быта и семьи, фарси - язык поэзии и культуры, арабский - язык религии, русский для развития экономики и производственных отношений, и, наконец, чтобы выйти на международный уровень, нужен один из европейских языков: английский, французский или немецкий.

В начале 1918 года Совнарком Туркестана и местные Советы распустили партии «Шура-и-ислами» и «Шура-и-улема» за антисоветскую деятельность.

В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».

В «Каркаралинской петиции» от 22 июля 1905 года Ахмет Байтурсынов и его единомышленники (А. Букейханов, М. Дулатов, Ж. Акбаев и другие казахские интеллигенты) писали: «… когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские (казахские) степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах…». Далее обстоятельно излагалось тяжелое положение народа и указывалось на его причины: «введение в стране „Степного полоположения“, созданного бюрократическим путем без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны администрации, ставящей на место закона свое усмотрение, полное пренебрежение к духовным и экономическим интересам, искусственно поддерживаемое невежество народной массы». В петиции предлагались пути устранения недостатков в управлении киргизским (казахским) краем и выражалась просьба «принять соответствующие современным условиям жизни населения меры».

В «Каркаралинской петиции» были выдвинуты требования, касающиеся предоставления свободы совести, организации обучения населения на его родном языке, отказа от переселенческой политики, принятия специального законодательного акта о принадлежности земельного фонда коренному населению, пересмотра «Степного положения» и системы административного управления краем, законодательного закрепления права ведения гражданского и судебного делопроизводства на казахском языке, сокращения числа чиновников колониального аппарата, отказа от практики назначения генерал-губернаторов из центра, предоставления квоты в верховных органах власти для депутатов от колониальных окраин.

Петиция, составленная совместными усилиями выдающихся политических деятелей, положила начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии (кадетов). А ее пункты стали основой для программы будущих алашординцев.

Несмотря на противодействие властей, «Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.

В конце 1905 года по инициативе авторов «Каркаралинской петиции» в городе Уральске был созван и проведен съезд полномочных представителей пяти областей казахского края. Полгода спустя в Семипалатинске прошло еще одно собрание местных кадетов, в котором участвовало около 150 человек.

Таким образом, подача «Каркаралинской петиции» стала одним из важных моментов в политической жизни Казахстана начала XX века. В ней впервые были программно изложены чаяния казахского народа и выставлены требования к царскому правительству о равноправии, свободе совести, печати, судопроизводства и об обуздании колонизаторов.

Подача петиции в адрес вышестоящих государственных органов демонстрировала политическую зрелость и рост самосознания казахского народа, свидетельствовала о его решимости защитить свои ущемленные права.

Царское правительство было вынуждено с этим считаться. На выполнение всех требований оно не пошло. Правда некоторым казахам удалось войти в состав I и II Государственных Дум Российской империи.

Во главе народных масс встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером Алиханом Букейханом.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1028; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!