Тема 12. Соотношение социологии и социальной философии.



Философский и социологический подходы

К пониманию общества

В отношении многих научных дисциплин — истории, права, политики, философии — можно сказать, что они имеют свою философию (философию истории, философию права, философию политики). Социологические науки не имеют такой философии. Ее теоретический уровень очень близок к социально-философскому.

Социология — одна из ведущих дисциплин социально-гуманитарного знания, основанная философом-позитивистом О. Контом (1799—1857) в качестве позитивной, базирующейся на фактах науке. Создавая социологию, Конт стремился к тому, чтобы новая наука могла разрешать конфликты и предотвращать такие социальные потрясения, как Великая французская революция. Предметной областью социологии стало общество в целом и его структуры, протекающие в нем процессы. При этом под обществом понималось не все человеческое общество, как первоначально предполагал Конт, а отдельные общества, представленные в форме национальных государств. Сегодня, в условиях глобализации и взаимодействия отдельных обществ, социолог обращается также к проблемам человечества (анализ глобальных процессов) и вопросам взаимодействии отдельных обществ (социология международных отношений), но основной сферой его исследования являются отдельные общества.

В структуре наук об обществе философия строит наиболее генерализи­рованные, обобщенные теории, которые играют методологическую роль и взаимодействуете макросоциологическими теориями. Эти взаимодействия осуществляются как на общефилософском уровне, где решаются теоретико-познавательные проблемы, так и на уровне социальной философии — специализированной философской дисциплины, изучающей общество на уровне самых абстрактных теорий — социальных трансформаций, таких, как циклическое развитие, прогресс, модернизация, глобализация, социальная эволюция И революция, а также анализа социального — социальной структуры, теории классов, мировоззрения и пр. Макросоциологические теории тесно связаны с социально-философскими. Они часто имеют фило­софские предпосылки и способствуют развитию философских идей. Так теория формирования западного капитализма на основе протестантской этики М. Вебера послужила основой философской теории развития капи­тализма вообще, а также теорий рациональности.

В социологии изучаются не только теории, имеющие предельный для данной дисциплины уровень обобщения, но и так называемые теории среднего уровня, например теории элит, институционализации и др., которые ограничивают сферу своей деятельности выделенной частью предметной области социологии. Они также учитываются философами при построении теорий предельного уровня общности, но, главным образом, при посредничестве общесоциологических теорий. На эмпирическом уровне, в микросоциологических исследованиях, значимость взаимодействия с философией убывает. Философия обеспечивает социологию концептуальными познавательными схемами. Она выделяет такие типы научности, как классическая, неклассическая и постнеклассическая, вводит понятие парадигмы, характеризует наиболее генерализованные парадигмы или исследовательские программы, такие, как натурализм и антинатурализм, в рамках которых социология развивает многообразие парадигм; структурно-функциональные, символический интеракционизм, «понимающая» социология, феноменология. Особенно плодотворно взаимодействие философии, социальной философии и социологии в сфере феноменологической парадигмы исследования. Разработанная философом Э. Гуссерлем, феноменология получила успешное развитие в трудах А. Шюца. П. Бергера, Т. Лукмана и др. Ее применение в социологии стимулировало дальнейшую работу философии в сфере феноменологии. Таким образом, несмотря на наличие наиболее обобщенных философских концепций и их влияния на социологию, существует встречное воздействие социологических теорий на философию.

Влияние философии на социологию сказывается в необходимости сов­местного обсуждения рада наиболее общих понятий, таких, как «общество», «человечества», «личность», «социализация». Меняется их содержание и их дисциплинарное место. О. Конт начинал говорить о человечестве, но оно представало ни как объект, ни как предмет социологии. Сегодня угрозы и риски, глобализация сделали это понятие более осязаемым. Общество, всегда понимавшееся как существующее и национально-государственных границах (отдельное общество), сегодня трактуется и как международное общество, и как человечество, не теряя пока своего первого, базового содержания. Меняются также парадигмы социологии. В частности, изменение объекта и предмета социологии связано с появлением мир-системной парадигмы И. Валлерстайна и с новой парадигмой глобализации.

В условиях быстрых социальных трансформаций многие темы социологии становятся философскими, и наоборот. Сегодня общим предметом дискуссии стало понимание социального как сферы социологи­ческого и социально-философского исследования. Такие традиционно социологические термины как социальная структура, социализация, и многие другие, нуждаются в совместном осмыслении.

Социальная структура — устойчивые формы взаимосвязи между эле­ментами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основа социального порядка. Нет единого представления о содержании этого термина. Однако он имеет и общефилософскую, социально-философскую значимость, представляет интерес для политологов, экономистов и культурологов.

Наибольшее развитие понятие социальной структуры получило в структурном функционализме, структурализме и постструктурализме. Когда структура общества в социальных исследованиях выдвигается на первое место, нередко теряется интерес к социальному действию, так как структуры характеризуют момент устойчивости и стабильности, противостоящий социальному действию, вносящему изменения. В качестве ответа на противоречие структуры и действия Э. Гидденсом предложена теория структурации. В соответствии с ней социальные структуры формируют человеческие практики, но эти практики, в свою очередь, строят и воспроизводят социальные структуры. Наибольшее различие в понимании социальной структуры обнаруживается между теми, кто рассматривает социальные структуры как сложившиеся в определенный образец социальные практики, нормы, роли, статусы (структурные функционалисты), и теми, кто воспринимает социальную структуру в качестве осно­вополагающих принципов, например, используя в качестве таковых от­ношение к средствам производства, которые и формируют практики (например, марксисты-структуралисты).

Аналогичным образом обстоит дело с проблемой социализации, под которой понимают процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Имеются разные стадии социализации. Выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает социализация под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная социализация характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов, сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности оказывают влияние биологические факторы, в том числе и наследственность, окружающая природная среда. Они оказывают влияние на характер социализации.

Социализация изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.) разработана теория социальной деятельности как основа социализации.

3. Фрейду принадлежит анализ социализации биологической природы человека и его первичных влечений. Фрейд считает, что агентами со­циализации ребенка выступают родители и семья и заканчивается этот процесс к 5—6 годам.

По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, социализация осуществляется в течение всей жизни, путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь под­разделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а ос­тальные — к взрослому возрасту. На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из сторон которых направлена на углубление социализации, а другая — на замыкание в себе.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1858; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!