Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.



Политико-правовые воззрения в Древнем Египте.

Справедливость и правосудие в Древнем Египте олицетворяла богиня Маат, судебные чиновники являлись ее жрецами. Земная власть (фараон, жрецы, чиновники), право были сакрализованы. Считалось, что все существующие правовые нормы должны соответствовать Маат - естественно-божественному порядку справедливости (очень похоже на древнекитайское "дао", древнегреческое "дике" и пр.). Считалось, что только справедливое поведение по земной жизни поможет добиться милости богов в загробной жизни.

В "Поучении Птахотепа" (XXVIIIв. до н.э., послание правителя своему наследнику) утверждается, помимо указанного, идея естественного равенства всех свободных ("нет рожденного мудрым"). Действительно, в Древнем Египте не было жесткого кастового деления общества.

Теологическая концепция власти, понятное дело, всячески продвигалась в массы чиновниками и жрецами, заинтересованными в сохранении и укреплении своей власти. Хотя случались в Древнем Египте и восстания обездоленных, которые, помимо прочего, разграбляли и разрушали судебные палаты как ненавистные символы "справедливости"

Концепция Иеринга о развитии права.

Рудольф фон Иеринг (1818-1892), германский ученый, профессор права в университетах базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены, Гёттингена. Прославил себя трудами «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право». В его творчестве два периода: 1) до сер. 50-х гг. XIX в. он находился на позициях «юриспруденции понятий» (главное в праве – выведение (дедукция) конкретных правоположений из общих понятий, понятия – основной источник знания; находился под влиянием идей исторической школы; 2) с сер. 50-х гг. разрабатывает «юриспруденцию интересов» (правоведение не математика: культ логического здесь неуместен; приоритет должен принадлежать жизненным ценностям и реальным интересам людей). Методология права и государства опирается на описание, классификацию и анализ фактов. Он отходит от идей исторической школы, утверждая тезис, что право связано с целесообразностью, являясь продуктом борьбы, а не мирного развития народного духа: «Право есть не просто мысль, а живая сила». Йеринг обращается к образу богини Фемиды, имеющей в одной руке весы, а в другой меч: «Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права. Тот и другой атрибуты дополняют друг друга, и действительное правовое состояние существует лишь там, где сила, с какой правосудие держит меч, не уступает искусству, с каким оно применяет весы». В учении Йеринга сочетаются положения позитивизма и социологической школы права.
Право выходит «из рук» общества, как из сферы совместного действия людей, объединенных общими целями. Каждый, действуя для других, действует также для себя, а, действуя для себя, тем самым действует и для других. Но такое происходит лишь в государственно-организованном обществе, в котором аппарат государства воплощает социальную, публичную власть. Право характеризуется Иерингом со стороны: а) содержания – как совокупность субъектов социального взаимодействия (общество) при непременной их защите, гарантированной государством (право - защищенный государством порядок); б) формы – как сумма общеобязательных норм поведения. Нет теоретического разграничения права и закона.

Необходимы: экономическая свобода деятельности индивидов, их юридическое равенство, уважение их политических прав, ответственность только перед законом. Но это связано с твердой дисциплиной и законностью, стабильным порядком. Первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения притязаний частных интересов. Постепенно оно принимает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим для самой государственной власти. Самосохранение вынуждает власть подчиниться праву, но если обстоятельства заставляют государственную власть делать выбор между обществом и правом, она обязана жертвовать правом. Иначе правовое государство «не могло бы просуществовать и одного месяца».
«Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось другими» - обоснованию этой мысли он посвящает свой доклад «Борьба за право». Полемизируя с исторической школой права, Иеринг призывает к борьбе за право: «Цель права есть мир, средство достижения этой цели – борьба. До тех пор, пока право должно держаться наготове против посягательств со стороны беззакония – а это будет продолжаться, пока стоит свет, оно не может обойтись без борьбы. Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий индивидуумов». Право он разделяет на «право в объективном смысле» (совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни) и право в субъективном смысле» (конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности).

3.Политико- правовые аспекты буддизма и брахманизма

Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. 2 основные религиозно-политич. доктрины :брахманизм; буддизм. Брахманизм – наиболее древняя религия предков, в основе которой лежит деление общества на варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шумеры. Брахманы – жрецы – господствующая; Кшатрии – воины – господствующая; Вайши – крестьяне, ремесленники, торговцы – подчиненные; Шудры – свободные низы – подчиненные.Кшатрии – обеспечивают управление . Брахманизм – религия, которая охватывает все стороны общественно-полит. жизни. Понятие права у индусов нет, они не воспринимали право как уникальный соц. регулятор. У них право – собрание религ. текстов, регулирующих наиболее значимые стороны. Наука управления – дандонизм (палка): организация деятельности людей с помощью жестких мер. У них нет понятия справедливость. Справедливость восстанавливается по закону варны. Брахманизм привел к жесткому закреплению основных границ (т.е. гос-во лишилось примата святых сил) => пробелы, которые может разрешить др. доктрина, которая помогает разрешить сословные противоречия – это буддизм.

Учения буддизма базируется на 4-х благородных истинах. Жизнь есть страдание. Если в жизни радость – это временно, страдание конечно. Страданий можно избежать посредством определенного пути. Конец страданий – достижение нирваны – растворение в абсолюте. Принцип буддизма – недеяние, т.е. буддисты живут по законам дхармы и кармы.

Дхарма – закон воздаяния, т.е. каждый в следующей жизни получает по своим поступкам. Карма – закон последствий и причин. Политико-правовая доктрина буддизма основана на принципе недеяния, принципе справедливого управления, т.е. на выполнении обязанностей, которые предписываются данным положением в обществе, такие обязанности нужно выполнять. Для индуизма чуждо милосердие, т.е. каждый должен нести ответственность за свои грехи.

Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

 Спиноза был пантеистом – не признавал одного Бога, обожествлял всю природу. Был иудеем, а затем кальвинистом.

Государству передаются права в области управления, экономики, распределения. Государство имеет абсолютное право регулировать религиозные отношения – законы государства в этом плане являются абсолютными. Государственные образования возникают у всех народов – считать разум критерием естественного права нецелесообразно. Естественное право заложено в самой природе, и она развивается по естественному праву. Бог не может существовать вне естественного права и не может его нарушить, несмотря на то, что он абсолютен.

Природа у Спинозы разумна, она органично и правильно устроена, следовательно, законы природы можно применять к человеческому общежитию. Государство – это верховная власть, которая имеет право оценивать действия своих подданных и имеет право ограничивать их действия, может противоречить естественному праву. Государство образуется для общественной пользы – если гражданина - ограничением, то это для его же пользы.

Государство не находится над людьми, оно упорядочивает отношения на основе одного эталона. Ограничения власти: власть определяется пользой населения; власть не распространяется на сферу личных отношений граждан; власть должна выполнять волю населения, т.е. власть связана общественным мнением.

Спиноза отвергает право на восстание, но если государство нарушает свои обязательства перед гражданами, то оно нарушает нормы публичного права à общественный договор с таким государством ничтожен – население имеет право перезаключить договор. Сопротивление государству в частном порядке незаконно. Все войны допустимы и война всегда ведется за право, т.е. цель войны – мир, возникший в результате договора. Таким образом, МП – право, которое создается людьми и отражает стремление природы к единству. Спиноза придерживается Аристотеля и выделяет три формы правления: монархию; аристократию; демократию.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!