Вопрос 30. Политические взгляды А.И. Герцена.



 

1)Александр Иванович Герцен (псевдоним Искандер) (1812 - 1870). ОП: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы».

2) Герцен называл крепостное право «язвой, пятном, безобразием русского быта», а длительный процесс закрепощения — «историческим преступлением». Герцен был противником «обязанного состояния» (План освобождения крестьян при сохранении феодальных повиннос­тей, но с некоторым их упорядочением) и других переходных мер, видя в них лишь уступку «выжившим из ума старикам». Но, ратуя за скорейший выкуп земли, он недостаточ­но вник в конкретные детали выкупной операции.

3) В политических взглядах А. И. Герцена самым стабильным элементом была защита прав человека. Отсутствия этих прав он не прощал режиму Николая I, их нарушения не простил Александру II.

 

4) Государство для Герцена просто механизм, способный как содействовать прогрессу, так и тормозить его. «Государство не имеет собственного определенного содержания, оно служит одинаково реакции и революции, тому, с чьей стороны сила».

 

5) К середине 60-х гг. «просвещенный деспотизм» Александра II исчерпал свои реформаторские способности. Убедившись вэтом, представители интеллигенции, заинтересованные в углуб­лении и продолжении реформ, начали думать об органе, правомочном встать выше самодержавия. Таким органом мог быть все-; российский Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым го­сударственную власть. Герцен и Огарёв заимствовали у славянофилов идею возрождения земских соборов, но интерпретировали ее по-свое­му. Они понимали будущий Земский собор как «первое учредительное собрание, первый парламент», где «будет свобода слова, | обсуждения и законная почва под ногами». А. И. Герцен и Н. П. Огарев предложили интеллигенции за­няться разработкой «тех вопросов, решение которых подлежит Земскому собору». Легко было предвидеть, что центральное место на Соборе зай­мет аграрный вопрос, что крестьянство предъявит там свои тре­бования. Наряду с аграрным стоял ряд конституционных вопросов: о «развитии выборного самоуправления», об организации суда, опорядке взимания налогов и т. д. Они были сторонниками избирательного права, общего для всех сословий. Для них главное, чтобы в стране утвердились бессословность, правопорядок, самоуправление, федерация. Думая о будущем России, издатели «Колокола» не исключали революционных путей. Но нельзя идти на революцию, не исчерпав реформаторских усилий.

 

6)Герцен и Огарёв прошли путь от либералов-западников до основателей народничества.

Вопрос 32. Политические взгляды П.Ж. Прудона.

1)Во Франции идеи анархизма наиболее ярко выражены в работах Пьера Жозефа Прудона. Во Фр к середине XIX века произошло резкое обострение противоречий между гос-вом и широкими слоями промышленных рабочих, недовольных охранительно-буржуазным вариантом парламентаризма с его постулатом незыблемости права собственности. Антиклерикальные настроения. Именно антиклерикализм и анархический антиэтатизм определили пафос политического учения Прудона, первого теоретика, провозгласившего себя анархистом. (Примечание от Лии: Этатизм (от фр. etat - государство) – мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе, политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.)

Основные черты анархизма: антиэтатизм, эголитаризм (всеобщее равенство), радикализм (предложение жить без государства радикально, оно абсурдно), индивидуализм, эгоцентризм (в общем это когда человек видит всё только с его собственной позиции, и ему кажется, что он находится в центре всеобщего внимания), космополитизм (космополит – это человек, считающий своей Родиной весь мир, а т.к. анархисты отрицают гос-во – они заканчивают развитие всемирной федерацией). С точки зрения анархистов, власть опасна для человека. Гос-во – это всегда аппарат классового угнетения.

 

2)Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1864). ОП: «Что такое собственность?» (1840) (В эт. работе утверждает, что собственность – это кража и доказывает, что она всегда служила средством эксплуатации и присвоения труда другого. Но он против только крупной собственности), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», «Главная идея революции XIX века», «Исповедь революционера», «Справедливость, рождённая революцией и данная Церковью», «Война и мир», «О Федеративном принципе и единстве Италии».

 

3)Революция 1848 года дала возможность Прудону реализовать свои соц. проекты, т.к. он был избран в парламент. Но всё провалилось. Сам Прудон попал в тюрьму, потом из неё вышел.

 

4)Считал гос-во порочным установлением, несущим в своей природе зло. Оно возникает как порождение инстинкта, невежественности, спонтанности и суеверия. Гос-во роднит с религией слепая вера в авторитет. Гос-во вырастает из семьи, из её худших патриархаль-ных черт. Как и в семье исключается всякое возражение отцу, так и в гос-ве все беспрекословно выполняют волю правительства. Зло гос-васостоит в том, что оно представляет собой власть одних людей над другими, происходит навязывание воли и разрушается справедливость. Гос-во – враг свободы, кот-ю Прудон понимает как равновесие между правами и обязанностями. Любая власть – оплот тирании, она полностью подчиняет себе личность. Гос-во по природе своей является эксплуататором по отношению как к личности, так и к обществу. Слой управленцев – непроизводительная каста, отчуждённая от общества, кот-я не может сущ. не эксплуатируя.

Собственностьесть кража и она всегда служит средством эксплуатации и присвоения труда другого. Но это не значит, что Прудон принципиальный противник всякой частной собственности. Он осуждает только крупную собственность, т.к. крупная собственность – это всегда власть, на ней основывается гос-во, а он принципиальный противник власти. Что же касается права свободно распоряжаться плодами своего труда, т.е. мелкой, трудовой собственности, в том числе и на средства производства (крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская), они соврешенно естественны и необходимы для воспитания трудолюбия и чувства независимости. Задача соц. преобразования состоит не в искоренении частной собственности вообще, а в её справедливом распределении. Каждый человек должен обладать такой собственностью, которая на основе приложения своего труда обеспечит ему и его семье благополучное существование.

    

5)Анархия – это свободный общественный строй, где каждый сам собой управляет, т.е самоуправление. Управление становится делом каждого, царит полная свобода для индивидов и групп вступать друг с другом в соц.-эк. отношения. Местные самоуправ-ления д. взять на себя заботу о благосостоянии и безопасности своих членов. Добровольные, взаимовыгодные обязательства («мютюэлизм») – основа соц. и эк. гармонии. Форма объединения свободных общин и коммун – федерация.  

 

6)Прудон не призывает к насильственной революции и разрушению гос-ва. Он предлагает заменить их конструктивной самодеятельностью и инициативой народа.  

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!