Вопрос 28. Политические взгляды О.Конта.



1)Позитивистское учение Огюста Конта подвело итог накоплению идей многих мыслителей. Был секретарём и сотрудником Сен-Симона. Огюст Конт (1798-1857).   ОП: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики». 

 

2)В творчестве Конта выделяют 2 периода: 1)разработка методологии и системы новой философии. Пишет шеститомный «Курс позитивной философии»; 2)некоторое отступление от принципов позитивизма, стремление сконструировать идеальную модель общества.

 

3)Основной тезис «позитивной философии» - требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Естественная наука складывается из 2х элементов: 1)установление фактов; 2)определение причинных связей между фактами, формулиро-вание законов. Факты устанавливаются в непосредственном, чувственном восприятии. Законы определяются путём обобщения фактов методом индукции. Методы ест. наук могут применяться и для познания общества. Конт предложил создать новую науку, социологию, которая начинается с описания фактов жизни человека и общества, а затем переходит к поиску причинных связей между этими фактами. Социология делится на статику, кот-я изучает условия существования общественных явлений, и динамику, кот-я занята изучением развития обществ-х явлений, излагает учение о прогрессе чел. общества. Учение о 3х стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной. В этой части в основном повторил Сен-Симона. В области политики для теологич стадии типичны монархич. теории; метафизич. стадию представляют республиканские концепции, учение об общественном договоре, естественном праве. Переход к позитивной философии обусловливает появление новой, «позитивной» политики, основанной, по мнению Конта, на подлинной науке. Теологич. Стадии соответствует общество военного типа, на метафизич. стадии возникают индивидуализм, либерализм и демократия. На позитивной формир-ся общество промышленного типа, противопоставляемое военному.

 

4)Совершенное общество (описано в «Системе позитивной политики»). Конт конструирует идеальную схему. Совершенное гос-во он именует социократией, подчёркивает, что оно служит интересам всего общества. Главное – общественная солидарность и гармония. В обществе все его части д. составлять органическое единство, в кот-м каждый индивид как составная часть целого, д. выполнять определённую функцию. Задача политики – укреплять общественную солидарность. С внедрением принципов позитивизма общество будет освобождено от «анархической респ-ки» и от «реакционной аристократии». Позитивная политика не признаёт никаких прав, кроме права признавать свой долг. Обладание капиталом – положительное явление, общественная заслуга. Организация управления обществом. Неимеющие собственности имеют право избрать своих представителей, кот-е будут возведены в звание верховных начальников и обличены диктаторской властью. Однако при них будет состоять собрание из собственников (банкиров, фабрикантов, коммерсантов). Власть неимущих д. иметь главным образом моральный хар-р и проявляться в чисто нравственном, воспитательном воздействии на другие группы общества. Реальная сила в руках собственников. 

 

Комментарий: эта форма организации общества антидемократична по своему существу, она неизбежно д. будет выродиться в диктатуру нового класса. 

Вопрос 29. Политические взгляды славянофилов.

 

1)В условиях кризисного состояния крепостнической России либералы страстно искали выход из тупика, обращаясь к анализу и сравнению путей и перспектив развития России в рамках все­мирной истории. Поляризация взглядов по этой проблеме приве­ла их к идейному размежеванию на славянофилов и западников.

 

2)Первым западником является Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). ОП: «Философические письма», «Апология сумасшедшего».

Первое письмо – обвинительный акт против российских порядков. В «фил. Письмах» указывает на отсталость России, различая историю русского народа и историю царей. Цари воим произволом нарушили естественный ход исторических событий. Новый путь развития России – это идея единения России и Европы. Официальная политики изоляции России от Запада ошибочна. Передовой опыт Европы мог бы стать для россиян уроком. Политический идеал Чаадавева – антипод николаевской России.

3)Западник Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855). На своих лекциях рассказывал преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости. Его органическая теория человечества трактовала развитие России как составную часть всемирной истории и была направ­лена против русского «квасного» патриотизма и реакционных националистических построений немецких теоретиков, преуве­личивавших роль «германского племени» в «возрождении чело­вечества». Человечество есть единая семья, оно «одушевлено одним ду­хом», народы относятся к человечеству, как индивиды к народу, они взаимосвязаны, происходит распространение «цивилиза­ции» данного народа на другие народы так, что каждый из них вырабатывает непреходящие ценности. Результатом взаимодей­ствия и борьбы народов является «смешение народностей и об­мен их умственных сокровищ». У людей есть общая цель — дос­тижение общественных, духовных и материальных благ, и, хотя «в человечестве... народы преходят», «цель остается». Достиже­ния стареющего народа переходят к новому, молодому, который в свою очередь разовьет эти достижения и передаст историчес­кую эстафету.

 

4) В кружок западников входили также П. В. Анненков, В. П. Бот­кин, И. В. Вернадский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин.Они критико­вали существующий общественно-политический строй, крепост­ное право и настаивали на реформах по западному образцу, счи­тая целесообразным установление конституционной монархии, парламентского строя, введение гражданских свобод.

 

5) Наиболее известные представители славянофилов — А. С.Хо­мяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков.Они спо­рили с западниками о путях отмены крепостного права, о том, какие политико-правовые институты лучше обеспечат народную свободу, какими путями России идти вперед. Ориентацию на за­падные ценности славянофилы решительно отвергали, исходя из особого пути русского исторического развития. Они восхваляли «тишину и спокойствие православной Руси».

 

6)Славянофилы противопоставляли исконное славянское обще­ство и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа. Эта позиция особенно ярко прослеживается в творчестве Константина Сергеевича Аксакова(1817—1860). ОП: записка О внутреннем состоянии России».

 Государство, по мнению К. Аксакова, есть воплощение «правды внешней», «принудительного закона». Оно противоречит самому духу русского народа и всего славянства в целом, изначально вследствие «племенных особенностей» готового для восприятия «великой правды православия». К. Аксаков yтвepждaл, что славянские племена сами «составить» государственное устройство «не могли по существу их, не могли и не хотели принести в жертву внешнему закону закон внутренний, не могли и не хотели обратиться сами из общины в государство...».

И в то же время «правда внутренняя» могла развиваться только под опекой «правды внешней». Поэтому русский народ «сознал и понял необходимость государственной власти на Земле» и добровольно призвал ее извне.

Норманнская теория позволила Аксакову увидеть в истории России две силы — Землю и Государство, — находящиеся в «системе взаимного невмешательства». Государство функционировало по своим законам «правды внешней», ничем не нарушая внутренней жизни Земли, которая несла неизбежные государственные повинности, но зато имела возможность жить своей самобытной жизнью. Аксаков абсолютно исключал вмешательство Государства в Дела Земли. Земля же имела возможность оказывать определённое влияние на Государство.

 

7) В выводах славянофилов важная роль принадлежала тезису об историческом праве крестьян на землю, из которого вытекали три положения: «1) о необходимости освобождения крестьян с землей; 2) о наличии двух взаимоограничивающих прав на зем­лю — права владения землею, принадлежащего крестьянам, и права собственности на землю, принадлежащего помещикам; 3) о принадлежности верховного права собственности на землю российскому государству».

 

8)Для объяснения происхождения государства в России славя­нофилы прибегали к доводам норманнской теории. Вслед за «норманистами» они доказывали, что государство в России обра­зовалось не в результате закономерного развития общества, а вследствие добровольного договора и приглашения чужого пле­мени извне. Пришельцы принесли готовый аппарат государ­ственной власти, но русский народ остался чуждым его принци­пам.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!