Вопрос 9. Политические взгляды Н.Макиавелли.



 

Никола Макиавелли (1469-1529) – выдающийся итальянский политический мыслитель, изнутри знающий мир политики. Скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека.

Основные произведения: «Государь», «Рассуждение по первой декаде Тита Ливия».

Отношение к религии. Религия для Макиавелли – не высшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует не истинность религиозного учения, а его роль в общественной жизни. «Религия и бог были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств». Захватив светскую власть, говорил Макиавелли, католическая церковь недостаточная сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать сделать это другим.

Природа человека, интересы человека и социальных групп как основа политики. Религиозным догмам противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии. Фортуна – судьба, все зависти от самого человека. Но человеком движет эгоизм.

Понятие «государство» и «республика». Макиавелли первым применил термин «stato» для определения государства. Он не проводил разграничений (полис, королевство, княжество; государство, страна, общество), но введением нового термина заложил для них основу.

Он же впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии; в качестве родового понятия, охватывающего две формы правления – аристократию и демократию.

Формы государства. В «Государе» подразделяет формы правления на республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. А в «Рассуждения» традиционная система: 3 правильных и 3 неправильных формы (монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – licenza (особое название – распущенность)). Наилучшей формой в «Рассуждениях» считает смешанную, в которой бы сочетались бы элементы монархии, аристократии и демократии – прочность. В «Государе» его симпатии на стороне принципата, единовластии. Т.к. «Рассуждения» носят более общий теоретический характер, а «государь» - размышление о том, что пригодно для Италии.

Соотношение политики и морали. «Цель оправдывает средства». Он считает, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение добродетельно.

Коротко о главном.

Религия не высшее звание и авторитет, а политический факт, роль которого нужно учитывать и использовать;

Отношение к вере – сугубо утилитарно: она полезна для убеждения в необходимости данного правления и воспитания высоких качеств гражданина;

Политика для правителей – самостоятельная область знания, как управлять, исходя из реальной обстановки, фактов, личного опыта;

Скептицизм относительно идеи божественно предопределения;

Вера в возможности человека;

Энергия и воля – главные качества, необходимые государю;

Политический прагматизм государя: если хочешь сохранить власть, с врагом можно бороться двумя способами – законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму;

Возможность аморализма в политики (макиавеллизм): государь, когда нет выбора, использует любые средства, если грозит верная гибель.

 

Вопрос 10. Политические идеи Т. Мора

 

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – представитель социалистической мысли (иногда – утопический социализм). Сделал карьеру адвоката. Родоначальник европейского социализма, дает проект социального устройства.

Основное сочинение «Утопия».

Критика государственного и социального строя средневековой Европы в «Утопии».

Осуждение феодального общества. Критикуемое общество называется европейским. Но Т. Мор «описывает Англию, которую он видел и глубоко знал». Разоблачает паразитизм при ужасающей бедности тружеников. «существует большое число знатных, которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса.

Критика нарождавшегося капитализма. Мор описывал первые проявления капитализма в Англии, где развивалось сукноделие с чрезвычайной выгодной продажей шерсти. Для разведения овец, которым очень подходил климат страны, английские лендлорды сгоняли крестьян с общинных земель, превращаемых в пастбища, что было названо «огораживанием». Семьи крестьян превращались в предпролетариат, но промышленность еще не могла их поглотить. Отсюда тысячи бродяг и нищих, которых власти преследовали. Мор в «утопии» охарактеризовал этот безжалостный процесс выражением, которое стало крылатым: «Овцы пожирают людей».

Анализ социальной обусловленности преступности. Преступность порождается эксплуатацией людей и нищетой. Решение проблемы преступности – в устранении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, обеспечении работой. Наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, быть соразмерной преступлению.

Критика государства – орудия эксплуататоров. Мор высказывает догадку о зависимости государства от интересов эксплуататоров (под предлогом и под именем государства богатые думают о своих выгодах).

Частная собственность. Причина социальной несправедливости.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!