Вопрос 2. Политическое учение Конфуция.



Вопрос 1. Политическая мысль Древней Индии. 1.    Во II тыс. в индию пришли арийские племена- ведийский период(по имени древн. Письменных памятников- «веды») Общество: Ведийское общество находилось на родоплеменной стадии развития. Племя- основная ячейка. Социальное единство племени постоянно подтачивалось, имущественное неравенство нарастало. Что привело к формированию сословно-кастового строя. Общество делилось на 4 сословия(варны): брахманы(жрецы), кшатрии(правители, воины), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры(слуги, лица физического труда). В рамках варн существовали касты(джати). В Ведах устанавливается положение о божественном происхождении сословно-кастового строя: четыре варны созданы из частей своего тела. Религиозно-философская система- брахманизм являлась детищем брахманов от имени верховного бога Брахмы(первочеловека, существовавшего изначально, которому приписывается сотворение мира). Первыми источниками полит мысли явились Веды, которые представляли собой 4 сборника, среди которых особый полит интерес вызывают «Ригведа»(собрание гимнов), и «Атхарваведа»(сборник заговоров и заклинаний). Особенно значительны упанишады- религиозно-философские трактаты(они относятся к последующим эпохам и свидетельствуют о смещении центра с религии к нравственным и интеллектуальным поискам). С «Ригведы» берет начало божественный закон- Рита, понимаемая как порядок, установленный изначально на земле и на небе, и требующий от человека определенного поведения. Т.е. обосновывается сложившийся порядок в обществе и недопустимость его ломки. Со временем Рита вытесняется «дхармой»- кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В дхарму включались право, закон, распоряжение, религиозные и этические нормы, что говорит об отсутствии разграничения между правом и религией. Дхарма понималась прежде всего как обязанность, чем и объяснялось положение того или иного человека, т.е. от поведения человека, его соблюдения дхармы зависит его положение как в обществе, так и в жизни(«закон кармы»). Личность понималась лишь как часть органического целого. Но здесь важно упомянуть, что состояние человека по дхарме зависело от его поведения не только в этой жизни, но и в предыдущей, что означало если человек беден, болен, значит он нагрешил в прошлой жизни, но если он будет соблюдать закон в этой жизни, то может ожидать светлого будущего в следующей жизни. Эта вера в переселение души была действенным механизмом воздействия на всех и каждого, что обеспечивало подчинение. Если же нет, то его ждет кара(духовная). Также известны и насильственные средства принуждения- «данда», т.к. понимали, что мало найдется людей следующих дхарме по убеждению. Это также свидетельствует об осмыслении насильственной природы власти. Власть:     до возникновения полит власти история общества делилась на 2 этапа: 1) счастливая жизнь, когда все соблюдали дхарму по собственной воле; 2) в людях просыпаются эгоистические стремления, начинается борьба, каждый думает о себе(закон рыб: крупные пожирают мелких). Это анархия. Возникает необходимость установления полит власти, с целью: защиты слабых + создание условий для соблюдения дхармы. Правитель:    особенностью является то, что в ведах сочетаются 2 решения проблемы происхождения кшатры(правителей): создание богом(из своих рук) и избрание людьми, т.е. заключение соглашения. Боги всегда одобряют результат народного выбора, выражают свою волю как бы через народ и берут власть под свою опеку. Т.о. народ не м. связывать правителя какими- либо ограничениями, но мысль о долге правителя постоянно проводится- основанием её служит дхарма правителя, а не договор. Т.е. это скорее патриархальная теория чем договорная, то бишь правитель- отец подданных, но ответственность он несет перед Богом.   2.    Возникновение буддизма связывается с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни(563-483- необязательно, я думаю). Его прозвали Буддой- «познавший истину». Его учение сконцентрировано на личности. Гл цель- избавить человека от страданий. Способ- отказ от старстей и желаний, что освободит духовную жизнь от воздействия внешней среды. Буддизм возник как реакция на религиозный брахманизм. Отвергается теория божественного происхождения каст и царской власти, личность ставится в центр. Власть:          об этом рассказывается в сборнике «Дигха Никайя», точнее в его фрагменте «Книга генезиса»: сначала люди жили счастливо и питались дикорастущим рисом, но его стало не хватать. Решили поделить поля, но однажды один отобрал у другого поле и стал его обрабатывать. Ему сделали внушение, но вскоре он еще попытался повторить свой поступок. Его убили. Так возникли: кража, осуждение, ложь и насилие. Люди подумав решил избрать правителя, чтобы он оберегал их от этих 4 зол, за что они будут отдавать ему часть своего риса. Здесь нет никакого божественного вмешательства, как в ведах. Дается четкая причина происхождения полит власти- государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддисты считали, что прочная власть предохраняет моральные устои от расшатывания, т.о. они отвечали требованиям эпохи в формировании крупных государств и прекращении племенных распрей. Сословия: первый правитель положил начало варне кшатриев. Люди, удрученные нарушением дхармы, уходили в леса и предавались там размышлениям- брахманы. Ремесленники стали называться вайшьями, а те кто жил охотой и др низкими занятиями стали шудрами. Т.о. принадлежность к той или иной варен определяется лишь родом занятий, и никакого божественного установления. Здесь на первое место ставились кшатрии, что является особенностью буддизма. Буддизм проповедовал равенство, но только в духовной, религиозной сфере, т.е. каждый имеет равные возможности к духовному росту, нужно только отказаться от земных страстей и интересов. К эпохе Маурьев(время формирования буддизма) относят – «Артхашастру» Кутильи(министр Чандрагупты Чанакья предположительно написал, Каутилья – его прозвище), т.е. книгу о том, как приобретать и сохранять власть. Отсутствует религиозная догматика, хотя он не отрицает Веды, тем не менее его рассуждения об искусстве управления свободны от теологии. Основа- исторические и эмпирические данные. Цель общества заключается в благе всех живых существ. Благо- сохранение созданного Богом порядка- дхармы, который поддерживается дандой(принуждением), применяемым правителем. «Данда и одна только данда защищает этот мир…». Царь представляется ему как отец народа, который в силу остроты социальной жизни применяет данду, за неправильное применение которой несет ответственность на основании дхармы царя. Также Каутилья убежден, что власть и богатство следует приобретать и отстаивать всевозможными способами: хорошими и дурными- индийский Макиавелли.   3.    Индуизм сформировался на рубеже старой и новой эры и представлял собой обновленный брахманизм, который оказался в состоянии приспособиться к меняющимся обстоятельствам. В качестве его основы выступали все священные тексты брахманизма. Буддизм тоже не удержался на высоте, т.к. фигуру Будды стали обожествлять. Начали стираться различия между этими системами. В итоге буддизм был поглощен индуизмом и перестал существовать на территории Индии.   4.    Последний источник древнеинд полит мысли – Законы Ману, приписываемые мифическому правителю людей Ману. На самом деле он сложился между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Он содержит все сведения о дхарме, т.е. долге разных варн, и относится к новому жанру дхармашастр(т.е. законоведческой литературы). Материал систематизирован, религия заним много меньше места. По замыслу ЗМ – это кодекс всей социальной жизни Др Индии: есть рассуждения об этапах жизни, браке, правилах очищения и приема пищи, покаяния, дхарме царей, суде… Т.е. понятия права по-прежнему нет. Ману превозносит брахманов. Царская власть обожествляется. Проводится идея божественного создания существующего порядка и его нерушимость. Все это свидетельствует о победе брахманизма.  

Вопрос 2. Политическое учение Конфуция.

 

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) - знаменитый китайский философ.

Основные произведения: основные его мысли изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа.

Конфуция мало интересуют проблемы происхождения и сущности мира, загробная жизнь. Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход к этим проблемам моралистический, но он политический философ, т.к. цель его морали – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства.

Понимание государства. Государство – гигантская семья, царь – отец. Цель государства – общее благо всей семьи. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его. Он считает иерархию, деление на богатых и простолюдинов, «темных людей», естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве.

Государь – отец подданных. Он защищает и воспитывает их. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ проявляет сыновью почтительность к правителю, беспрекословно ему повинуясь (попытка обосновать патриархальное государство).

У Конфуция нет демократических тенденций: порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим естественным местом в обществе; симпатизировал феодально-удельной аристократии, но не отстаивал наследственных сословных привилегий (аристократией должны быть люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам.

Принцип исправления имен. Социальный статус каждого человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ними (оправдание вытеснения родовой аристократии чиновничеством).

Принцип добродетели. Принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала. Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к старшим.

Идеал человеколюбия. Задача благородных мужей – воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых и патриархальных общин.

Взаимность – общий принцип взаимоотношений. В сфере политики этот принцип – основа управления, основанного на традициях («не делай другим того, чего не желаешь себе»).

Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности (каждый должен соблюдать свои обязанности и находится в определенном месте).

Правила ритуала как регулятор. Основные положение конкретизировались в ритуалах – моральных методах воздействия на подданных. Правила поведения включали выполнение ритуальных, культурных обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи. Ритуал – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений. Следование ритуалу позволяло , по его мнению, избежать насилия и конфликтов, в отличии от созданных законов, которые подкреплены наказанием.

Традиционная нормативная система. Конфуцианство сохранило складывающиеся веками правила, определяющие каждый шаг китайца и регулирующие отношения: «отец-сын», «муж-жена», «подданный-правитель». Это своего рода естественное право.

Итог. Стремление восстановить нравственные принципы, побудить государя служить общему интересу благородно, но нереалистично.

 

 

Вопрос 3. Учение Платона о государстве и праве.

 

Платон (427-347 до н.э.) – родоначальник объективного идеализма, представитель политико-правовой мысли, создавший направление платонизм.

Основные произведения: 3 диалога – «Государство», «Законы», «Политик».

Философия. Платон – объективный идеалист. Сердцевина его философии – теория идей. Миру вещей (то, что нас окружает, мир ощущений) противопоставлен мир идей (мир общих понятий, умозрительный, постигаемый через сознание). Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще подлинное бытие. Мир вещей – это мираж, он постоянно меняется. Реальный мир – лишь тусклое отражение мира идей.

Государство. В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом, поэтому полис (идеальный полис – 5000 человек населения) представляет собой органическое целое. Интересы целого выше интересов частного.

Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление является условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим, ибо каждый должен заниматься делом, к которому предназначен от природы.

Платон предлагает регламентировать все стороны человеческой жизни: политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Платон считает, что человек – безвольное, слабое, похотливое, эгоистичное существо, ему нельзя доверять, поэтому нужно регламентировать каждый его шаг. Платон сторонник идеи, что душа человека бессмертна, поэтому проект направлен на сохранение души, чтобы она попала в мир идей.

Коммунистический проект. Платон выдвинул план упразднения частной собственности. Правители и воины (стражи) всю свою жизнь посвящают служению общественному благу. Их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов, организуя их жизнь на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща, как в походах. Первые два сословия не имеют семей. Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети – общие. В семье, как и в собственности, он видит истоки эгоизма, порчи нравов, угрозу служению общему благу. Эти ограничения не распространяются на сословие производителей.

Диалог «Законы». Второй диалог «Законы», как считают многие, более реалистичен, больше ориентирован на человека. Платон отступает от своего сословно-коммунистического проекта. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок земли. Сословий нет. Но граждане делятся на 4 класса в зависимости от имущественного состояния. Регламентируя человеческую жизнь, Платон думает о стабильности государства. Справедливость- как равенство и как неравенство. В одной ситуации справедливо равенство, в другой неравенство.

Формы правления. 2 классификации:

1) в «Государстве»: 1) аристократия – лучшая (единовластие – монархия, собственно аристократия); 2) тимократия (господство воинов); 3) олигархия (власть богатых);4) демократия (власть народа, толпы); 5) тирания – худшая.

2) В диалоге «Политик»: выделяет правильные и неправильные формы государства, используя критерии: общий интерес и соответствие закону.

  Власть одного Власть немногих Власть большинства
Правильная форма Монархия Аристократия Демократия
Неправильная форма Тирания Олигархия Демократия, не основанная на законах

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!